Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование политики кредитования покупателей.
Предметом исследования:
1. Определить типы кредитной политики, используемые предприятиями.
2. Политику управления дебиторской задолженностью предприятия.
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
Введение…………………………………………………………………………3
1. Типы кредитной политики, используемые предприятиями ………………4
2. Политика управления дебиторской задолженностью предприятия……….8
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции………………………………………………………………………….14
4. Формирование системы кредитных условий………………………………….17
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита……………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список используемых источников…………………………………………………26
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
- определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
- формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
- выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
- группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
-дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность хозяйственной деятельности покупателя;
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- дееспособность покупателя;
- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
- состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:
- из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);
- из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);
-из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).
Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
-покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:
- срок предоставления кредита;
- необходимость страхования кредита за счет покупателей;
- формы штрафных санкций и т.п.
Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности
В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
- факторинг;
-учет векселей, выданных покупателями продукции;
- форфейтинг.
Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности
Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.
Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:
ДЗо —> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,
где ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.
С точки зрения инвестиционного анализа вложения в дебиторскую задолженность ничем не отличаются от инвестиций в производственные мощности. Поэтому к дебиторской задолженности вполне применимы все основные показатели, используемые для оценки эффективности капиталовложений: чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и индекс рентабельности (PI). Однако широкому применению такого подхода препятствует следующая проблема. Дело в том, что точно оценить дополнительные денежные потоки, которые будут сгенерированы в результате предоставления покупателям отсрочки платежа, достаточно сложно.
Например, компания решила увеличить долю рынка за счет предоставления клиентам возможности оплачивать продукцию с большей рассрочкой платежа. В результате возросла дебиторская задолженность, но при этом неясно, как новая схема влияет на ее рентабельность. По мнению автора, наиболее достоверно оценить подобного рода изменения можно, рассчитав значение показателя среднедневной маржинальной прибыли. Под маржинальной прибылью в рамках данной статьи понимается торговая наценка, за исключением переменных расходов.
Показатель среднедневной маржинальной прибыли (Pn) рассчитывается по следующей формуле:
Pn = P : dn,
где P - маржинальная прибыль, полученная за период оборачиваемости дебиторской задолженности;
dn - период оборачиваемости дебиторской задолженности (в рабочих днях3).
Наиболее эффективной будет такая кредитная политика, при которой значение показателя Pn максимально. Использовать этот показатель удобно не только при пересмотре кредитной политики компании в целом, но и при оценке эффективности работы с разными контрагентами.
Пример
Период оборота торговой компании составляет 25 рабочих дней, маржинальная прибыль - 800 тыс. руб. Для привлечения большего количества клиентов компания планирует увеличение отсрочки, предоставляемой покупателям, до 32 рабочих дней. При этом согласно расчетам маржинальная прибыль увеличится до 1000 тыс. руб.
Рассчитаем среднедневную маржинальную прибыль на текущий момент:
Pn = 800 тыс. руб. : 25 = 32 тыс. руб.
Теперь рассчитаем этот же показатель в случае изменения кредитной политики:
Pn = 1000 тыс. руб. : 32 = 31,25 тыс. руб.
Очевидно, что изменение кредитной политики неэффективно и от него следует отказаться.
Заключение
Применяя предложенные подходы к формированию кредитной политики, следует помнить, что проблема кредитования покупателей является частью более широкой задачи - выбора стратегической позиции фирмы на рынке, то есть определения приоритетов деятельности компании. Именно от стратегии зависят характер работы компании с дебиторами, кредитная политика и подходы к оценке инвестиций в дебиторскую задолженность.
Ресурсы, которыми располагает предприятие, могут быть фактором, позволяющим ему делать больше того, что она делает в настоящее время, или, наоборот, устанавливающим потолок того, что оно может реально достичь. Технология эффективного коммерческого кредитования – это один из видов интеллектуальных ресурсов, которые должны использоваться владельцами и топ-менеджерами для достижения экономических целей.
Список литературы:
1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2008.
2. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент. — М.: КноРус, 2008
3. Басовский Л.И. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов. — М.: Инфра-М,
2008 г.
4. Володин А.А. Управление финансами (финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Журавлёва Н.В. Кредитные и расчетные операции в России» , М: Издательство «Экзамен» , 2010 г., 288 с.
6. Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. — М., 2001 г.
7. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.: , 2008г.
8. Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М., 2002.
9. Сердюкова И.Д. Методы анализа финансовых рисков. // Бухгалтерский учет. №6, 2003.
10. Смулов А.М. «Проблемы кредитной политики и пути их решения» Банковское дело» , 2009 ., №2
11. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. Москва, ИД ФБК-Пресс, 2003.
12. http://www.cbr.ru