Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Реструктуризация — совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация включает: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции/услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности.

Оглавление

Введение 3
Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации 4
Основные положения концепции реструктуризации 8
Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий 13
Заключение 15
Тесты 16
Задача 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

ТОФМ готовая контр.docx

— 35.48 Кб (Скачать)

 

     Содержание

Введение 3

Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации 4

Основные положения концепции реструктуризации 8

Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий 13

Заключение 15

Тесты 16

Задача 18

Список использованной литературы 19 

 

     Введение

     В настоящее время реструктуризация - одно из существенных направлений  деятельности практически любой  компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.

     Реструктуризация  — совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися  условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация включает: совершенствование структуры  и функций управления, преодоление  отставания в технико-технологических  аспектах деятельности, совершенствование  финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения  эффективности производства, конкурентоспособности  продукции/услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических  результатов деятельности.

 

     Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации

     По  сути, в России можно говорить о  глобальной реструктуризации, начиная  с 1991 года - с момента издания Закона "О приватизации". Именно тогда  начались огромные по своим масштабам  и последующему значению коренные изменения  в структурах организаций, носившие сначала скрытый (около 5 лет) характер, а затем просто поставившие государство  в известность о необратимости  хода таких структурных сдвигов. Период до 1998 года - период глубокого  кризиса отечественной экономики - характеризовался концентрацией и  централизацией капитала, неизбежной в процессе острой конкурентной борьбы. Нормативно-правовая база реструктуризации отечественных предприятий не была застывшей, она постоянно и достаточно оперативно изменялась и адаптировалась к реальным процессам и тенденциям.

     Перспективы реструктуризации в России определяются по двум основным направлениям: макро- и микроуровень (Чапкина, 2007). Документом, задавшим направления реструктуризации на макроуровне, явилась Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.). На данный момент Правительством РФ утверждена "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 7 ноября 2008 г. № 1662-р.

     К другим документам, определяющим процессы реструктуризации на макроуровне, относятся программы реформирования различных отраслей (электроэнергетики, включая реструктуризацию РАО "ЕЭС"; газовой промышленности, включая реструктуризацию ОАО "Газпром"). Эти документы имеют характер концепций. Следует также отметить, что помимо Правительства РФ, в разработке порядка и условий реализации отраслевых программ реструктуризации (реформирования) принимали участие ранее (например, РАО "ЕЭС России" до 1 июля 2008 г.) и в настоящее время соответствующие министерства и ведомства, и сами естественные монополии, функционирующие в реформируемых отраслях (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД").

     Основными документами микроуровня, в той или иной степени характеризующими процедуру реструктуризации, являются:

  • Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утверждённая постановлением Правительства РФ от 30.10.1997 г. № 1373 (Концепция реформирования);
  • Типовая (примерная) программа реформы предприятия, утверждённая приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 (Типовая программа реформы).

     Названные документы имеют разъясняющий и  рекомендательный характер и в большей  степени рассматривают процедуру  реструктуризации в качестве способа  реформирования российских предприятий. В соответствии с постановлением № 1373 под реформой предприятий следует  понимать "изменение принципов  их действия, направленное на реструктуризацию". Под реструктуризацией рекомендуется  понимать "осуществление комплекса  мероприятий по приведению условий  функционирования предприятия в  соответствие с выработанной стратегией его развития".

     Решение базовых вопросов, связанных с  проведением преобразований на предприятии, обеспечивает свод кодексов Российской Федерации:

  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
  • Налоговый кодекс РФ (часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ);
  • Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
  • Кодекс законов о труде РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

     Действующий Гражданский кодекс не содержит обобщающего  понятия реорганизации и, ограничиваясь  перечислением форм ее проведения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование - статья 57), сразу переходит  к регламентации общих требований осуществления данной процедуры. Такой  пробел частично восполняется нормами  специальных нормативных актов  корпоративного характера. Вопросы, связанные  с созданием новых юридических  лиц, принятием решений о проведении того или иного рода преобразований на предприятии, процедурой реорганизации  юридических лиц, помимо кодексов, рассматривает  ряд законов, например:

  • Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ;
  • Федеральный закон "О производственных кооперативах" от 08.05.1996 № 41-ФЗ;
  • "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 120-ФЗ.

     Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" является принципиально новым актом  законодательства о банкротстве. Он ввел в эту сферу новые правовые понятия, изменил прежний порядок  проведения процедур банкротства. Только одна из процедур банкротства ведет  к ликвидации должника - это конкурсное производство. Остальные процедуры  банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение - это реабилитационные процедуры, которые ведут к восстановлению платежеспособности предприятия, к  освобождению от долгов. В соответствии с принятым Законом изменился  сам механизм регулирования несостоятельности  предприятий. Кроме того, он дает возможность  хозяйствующему субъекту вести нормальную деятельность в период проведения в  отношении него процедур банкротства.

     Наиболее  конкретизированы в правовом поле Российской Федерации вопросы реструктуризации задолженности перед бюджетом и  внебюджетными фондами. Как правило, круг вопросов, касающихся реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом, определяется законом о федеральном бюджете. Базовым документом, регламентирующим вопросы реструктуризации юридических лиц перед федеральным бюджетом, является Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

     Объектами реструктуризации, согласно указанному Постановлению, могут быть:

  1. задолженность юридических лиц по пеням и штрафам, начисленным по просроченной задолженности по налогам и сборам;
  2. задолженность по налогам и сборам юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности при условии предоставления ими утверждённого арбитражным судом мирового соглашения.

     Таким образом, рассмотрев основы нормативно-правового  регулирования реструктуризации отечественных  предприятий, можно сделать вывод  о том, что законодательная база крайне неоднородна и далеко не совершенна. Для того чтобы провести успешную реструктуризацию организации, необходимо владеть всеми юридическими тонкостями, что под силу далеко не всем даже профессиональным юристам. Нормативно-законодательная  база должна регламентировать в будущем  основные вопросы реструктуризации: узаконить понятие реструктуризации, ее цель, определить органы, осуществляющие реструктуризацию, процедуру проведения работ по реструктуризации и т.д. в самостоятельном федеральном  законе.

 

     Основные  положения концепции  реструктуризации

     Переход к рыночным отношениям, формирование товарных и финансовых рынков, а  также конкуренция предъявляют  новые жесткие требования к предприятиям. Одним из таких требований является реструктуризация, вследствие которой  происходят глубокие изменения структуры  и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, и, в конечном итоге, улучшаются финансово-экономические показатели.

     Процессы  формирования, реорганизации и реструктуризации организаций образуют подсистему в  более глобальной системе управления целенаправленной деятельностью, осуществляемой в рамках определенной организационной  иерархической структуры.

     Реструктуризация  организации, предприятия рассматривается  в контексте аспектов функционирования предприятия как организационной, производственной, социальной, имущественной  и финансовой структуры.

     Рассмотрим  процессы изменений в организациях в порядке их усложнения: реорганизация ->реформирование ->реструктуризация.

Реорганизация Преобразование, переустройство организационной структуры  и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного  потенциала предприятия Преобладают организационно-управленческие аспекты
Реформирование Изменение принципов  действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению  эффективности производства и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических  результатов деятельности Преобладают производственно-экономические  аспекты
Реструктуризация Комплексная оптимизация  системы функционирования предприятия  в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем Гармонично

сочетаются все аспекты деятельности предприятия

     Таким образом, приведенные выше термины  близки по смыслу и различаются превалированием  отдельных аспектов. Реструктуризация соотносится с предприятием как  с бизнесом (хозяйственный объект), тогда как реформирование более  традиционно связывается с предприятием как хозяйствующим субъектом. Реорганизация, в свою очередь, чаще всего понимается в более узком смысле слова - как  структурное преобразование предприятия  или группы предприятий.

     Термин "реструктуризация" применяется  также в отношении задолженностей предприятий. В финансовом смысле он означает процедуры упорядоченного изменения условий погашения  задолженностей предприятия, согласованные  между кредитором и должником  и проводящиеся по причине неспособности  должника погашать свои долговые обязательства  в первоначально установленные  сроки. Реструктуризация предусматривает  изменения в условиях долгового  контракта, в соответствии с которым  кредитор делает должнику какую-либо уступку  или предоставляет преимущество (льготу), например, кредитор может согласиться  на увеличение сроков погашения, временно отсрочить некоторые очередные  платежи или принять меньший  платеж, чем положено. На государственном  уровне применяются и такие способы, как инвестиционный налоговый кредит, выпуск долговых обязательств и пр.

     Реструктуризация - деятельность, исходными посылами которой являются цели и стратегия  предприятия. Для предприятия, действующего в рыночных условиях, основная цель - удовлетворение потребностей рынка, увеличение прибыли, повышение эффективности и оптимизация налогообложения.

     Начинать  процесс реструктурирования следует  с разработки общей стратегической цели (миссии) и стратегической концепции  компании.

     В рамках реструктуризации предприятия  должны решить три основные задачи:

     1. Модернизация, замена или сокращение  излишков существующей производственно-технологической базыпредприятия.

     2. Существенное изменение системы  управления и использования человеческих  ресурсов предприятия.

     3. Качественное изменение взаимоотношений  с потребителями и/или создание  новой целевой клиентской группы.При их решении предприятия сталкиваются с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера:

Информация о работе Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий