Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:54, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение вопроса организации производства на предприятии и повышение ее эффективности, на примере ЗАО «Антипинский НПЗ».
В работе поставлены следующие задачи:
- характеристика организации производства
- оценка эффективности организации производства в ЗАО «Антипинском НПЗ»
- совершенствование организации производства на рассматриваемом предприятии
Kэкст характеризует загрузку оборудования по времени:
Kэкст=Тфакт/Тмах
где, Тфакт – фактическое время работы оборудования
Тмах – максимально возможное (нормативное) время работы оборудования.
Kинтенс характеризует уровень достижения проектной производительности оборудования:
Кинтенс=Qфакт/Qпроект
где Qфакт – фактически достигнутая производительность (выпуск продукции в единицу времени);
Qпроект – проектная (паспортная) производительность оборудования.
Важнейшей составляющей основных средств являются производственные площади. Для оценки уровня использования площадей используются показатели съема продукции (услуг) с 1 м2 площади.[13, стр. 111]
Важным элементом анализа является определение затратоемкости (Kс), которая показывает долю элемента затрат (Сi) в выручке (В), т.е.
Kс= Сi*100/ В
Например, к показателям затратоемкости относится арендоемкость (в том числе и складов):
Kсар=Сар*100/В
Аналогично определяются и такие коэффициенты, как зарплато- и затратоемкость сбытовых операций и доля общефирменных (общефирменная затратоемкость).
Важным показателем является норма (коэффициент) прибыли, или коммерческая маржа (р), который отражает уровень конкуренции, ценовую тактику, рыночную стратегию, эффективность.
Он определяется как
отношение годовой (валовой)
p=Пгод*100/Qреал
Прибыль (Пгод) равна сумме выручки от реализации (Qреал) за вычетом себестоимости реализованной продукции (С) без процентов за кредит, относимых в себестоимость.
Норма прибыли позволяет определить соотношение между затратами и выручкой. Стабильность нормы прибыли обуславливается следующими факторами:
- отсутствием конкурентного давления;
- поддержанием производственных и общефирменных издержек в заданном диапазоне значений;
- постоянством среднего уровня цен поставщиков;
- изменением норм прибыли по отдельным видам продукции (услуг), которые не влияют на средний уровень нормы прибыли по фирме в целом, т.е. по всей совокупности реализуемых товаров.[15, стр.89]
Для оценки финансового состояния фирмы определяются возможности компании за короткий период погасить свои текущие обязательства (долги). Погашение текущих обязательств (краткосрочной кредиторской задолженности, обязательных платежей и т.п.) осуществляется из оборотных средств предприятия (наличных денежных средств, остатков товарной продукции, запасов материалов и т.д.). На предприятии используются три основных показателя финансового состояния. Способность фирмы платить по своим краткосрочным обязательствам, связана с ликвидностью. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнять свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы (оборотные средства).
К показателям ликвидности относятся:
– коэффициент общей ликвидности (Кобщ.л), т.е. коэффициент покрытия, который выражает соотношение между оборотными (текущими) активами фирмы (Wоб) и краткосрочными (текущими) обязательствами (Кобяз), т.е.
Кобщ.л= Wоб/ Кобяз
В мировой практике нормативный диапазон покрытия составляет 2–2,5, однако отраслевые особенности бизнеса могут влиять на эту величину. Так, если объем незавершенного производства незначителен (или отсутствует), то коэффициент общей ликвидности может быть меньше 2,0. В то же время минимально необходимый коэффициент покрытия должен быть не менее 1,0 – иначе фирма будет признана неплатежеспособной.
Этот коэффициент необходим
для планирования общего
Оборотные средства могут быть быстро реализуемые – высоколиквидные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность) и трудно реализуемые – низколиквидные (запасы товарно-материальных ценностей, незавершенное производство и др.), поэтому кроме показателя общей ликвидности используется коэффициент быстрой ликвидности (Кбл).
Он аналогичен коэффициенту
общей ликвидности, однако
Кбл=Денежные средства+дебиторская
задолженность/Красткосрочные обязательства(Кобяз)
Рекомендуемым уровнем коэффициента быстрой ликвидности, исходя их мировой и отечественной практики, считается величина больше или равная единице, т.е. Кбл ≥ 1,0. Однако каждая фирма устанавливает нормативный диапазон Кбл , исходя из особенностей и состояния своего бизнеса. Финансовое состояние фирмы характеризуется ее способностью немедленно оплатить краткосрочные обязательства. Такую платежеспособность отражает показатель абсолютной ликвидности (Кабсл), который представляет собой отношение величины денежных средств фирмы к краткосрочным обязательствам, т.е.
Кабсл=Денежные средства /Красткосрочные
обязательства(Кобяз) (2.16)
Рекомендуемый нормативный диапазон для финансово устойчивых предприятий составляет 0,2 – 0,3. В отечественной практике диапазон реальных коэффициентов абсолютной ликвидности значительно ниже. Необходимо также учитывать, что низкие значение коэффициентов ликвидности могут быть обусловлены динамичным развитием компании.
Соотношение между собственными средствами и привлеченным (заемным) капиталом устанавливается с помощью показателя «процент собственного капитала в общем капитале (имуществе) фирмы», или «коэффициент концентрации собственного капитала» (qсобств), %:
qсобств=Ксобств*100/Ксум.
Чем выше доля собственного капитала в балансе предприятия, тем больше финансовая независимость фирмы от заемного капитала. Рекомендуемый диапазон составляет от 0,5 до 0,7.[17, стр. 29]
Однако если фирма финансово надежна и имеет хороший имидж, это соотношение может быть значительно ниже.
Приведенные показатели в комплексе позволяют оценить уровень использования основных производственных фондов.
Анализ показателей ликвидности
№ |
Показатели |
На начало периода |
1 |
2 |
3 |
Исходные данные для расчета: |
||
1. |
Денежные средства, тыс. руб. |
25052 |
2. |
Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. |
- |
3. |
Итого наиболее ликвидных активов, тыс. руб. |
25052 |
4. |
Активы быстрой реализации
(краткосрочная дебиторская |
154039 |
5. |
Итого сумма наиболее ликвидных активов и быстро реализуемых активов, тыс. руб. |
179091 |
6. |
Медленно реализуемые активы (запасы, НДС), тыс. руб. |
8164 |
7. |
Итого ликвидных активов, тыс. руб. |
187255 |
8. |
Краткосрочные долговые обязательства, тыс. руб. |
299548 |
Относительные коэффициенты: |
||
9. |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) |
0,08 |
10. |
Коэффициент критической ликвидности (Ккл) гр. |
0,60 |
11. |
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) гр. |
0,62 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) определяется отношением наиболее ликвидных активов - денежных средств (ДС) и краткосрочных финансовых вложений (КФВ) к сумме краткосрочных долговых обязательств по формуле:
Кал = (ДС + КФВ) / КДО.
На начало периода: Кал = 25052/299548=0,08
В хозяйственной практике значение коэффициента абсолютной ликвидности признается достаточным в интервале 0,25-0,50.
Коэффициент быстрой или критической ликвидности (Ккл) определяется отношением суммы наиболее ликвидных средств и быстрореализуемых активов (краткосрочной дебиторской задолженности (ДЗ) и прочих текущих оборотных активов (ТАпр)) к сумме краткосрочных долговых обязательств по формуле:
Ккл = (ДС + КФВ + ДЗ + ТАпр) / КДО.
На начало периода: Ккл=179091/299548= 0,60
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл), или общий коэффициент покрытия, равен отношению стоимости всех текущих оборотных активов (ТА) к величине краткосрочных долговых обязательств:
Ктл = ТА / КДО. [19, стр. 56]
На начало периода: Ктл=187255/299548=0,62
Факторный анализ прибыли от продажи продукции
№ |
Показатели |
Предыдущий период, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
1. |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, Вр |
757618 |
2. |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, Ср |
706446 |
3. |
Управленческие расходы, Ру |
- |
4. |
Коммерческие расходы, Рк |
19986 |
5. |
Прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг, Пр |
31186 |
Формализованный расчет прибыли от продажи продукции (Пр) можно представить в таком виде:
Пр = Вр - Ср - Ру - Рк,
Пр за предыдущий период: 757618-706446-19986=31186
Анализ показателей
№ |
Наименование показателя |
Предыдущий период |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выручка от продажи продукции, тыс.р. |
757618,00 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции |
706446,00 |
3 |
Прибыль от продажи продукции тыс.р. |
31186,00 |
4 |
Прибыль до налогообложения тыс.р. |
32288,00 |
5 |
Чистая прибыль тыс.р. |
24539,00 |
6 |
Среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия на начало анализируемого периода, СКн |
62143 |
7 |
Среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия на конец анализируемого периода, СКк |
83894 |
8 |
Рентабельность затрат,%,Rз |
4,41 |
9 |
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения,%,Rн |
4,26 |
10 |
Рентабельность продаж по прибыли от продажи,%,Rпр |
4,12 |
11 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли,%,Rч |
3,24 |
12 |
Рентабельность имущества,%,Rи |
3,80 |
13 |
Рентабельность собственного капитала,%,Rск |
3,82 |
14 |
Условный показатель рентабельности , Rусл |
22,26 |
15 |
Рентабельность продаж ∆Rпр(1) |
19,03 |
16 |
Рентабельность продаж ∆Rпр(2) |
17,54 |