Обоснование управленческих решений по повышению эффективности использования финансовых ресурсов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика требует от коммерческих предприятий высокой эффективности производства, конкурентоспособности их продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этих задач отводится экономическому анализу результатов деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Файлы: 1 файл

головнина.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

 

2. Исследование эффективности использования финансовых ресурсов ООО «РН-Находканефтепродукт»

2.1.Общая  характеристика ООО «РН-Находканефтепродукт»

Полное название предприятия – Общество с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт».

ОАО «НК «Роснефть» является единственным участником Общества, размер доли участника в Уставном капитале – 100%.

Основными видами деятельности являются:

    • содержание и эксплуатация нефтебаз;
    • предоставление услуг по перевалке и хранению нефтепродуктов;
    • реализация научно-технических разработок в области обеспечения нефтепродуктами;
    • прочие виды деятельности.

Общество осуществляет свою деятельность на коммерческой основе в целях получения прибыли его участниками.

Существующие производственные мощности позволяют предприятию переваливать с железной дороги на морской и автомобильный транспорт до 7 млн. тонн нефтепродуктов в год.

ООО «РН-Находканефтепродукт» расположено на 157 га береговой части незамерзающей акватории бухты Новицкого и уже более 40 лет работает на перевалке 20 видов светлых и темных нефтепродуктов с железной дороги в морские танкеры.

Доля ООО «РН-Находканефтепродукт» на рынке оценивается в 47%.

Доминирующее положение в структуре перевалки занимает экспорт нефтепродуктов в страны АТР – около 80%.

Преимуществом перевалки нефтепродуктов в Находке являются:

    • значительные (свыше 300 тыс. тонн) возможности накопления нефтегрузов;
    • возможность приема всех видов нефтегрузов;
    • незамерзающая акватория порта;
    • прием танкеров с дедвейтом до 50 тыс. тонн;
    • невысокий уровень тарифов перевалки нефтепродуктов на внутренний рынок;
    • наличие очистных сооружений для приема балластных вод с танкеров;
    • развитая инфраструктура нефтебазового хозяйства, позволяющая одновременно обрабатывать 150 вагонов-цистерн и 5 танкеров;
    • наличие высококвалифицированных и опытных специалистов.

Основным недостатком является более далекое географическое расположение Общества от нефтеперерабатывающих заводов (в Комсомольске-на-Амуре, Ангарске, Хабаровске, Ачинске), то есть более высокие ж/д тарифы на перевозку нефтепродуктов.

Основными конкурентами Общества на рынке услуг по перевалке нефтепродуктов (рисунок 1) являются нефтебаза в порту Ванино (АО “Трансбункер”) и нефтебаза АО “Приморнефтепродукт” во Владивостоке. Среднегодовые объемы перевалки составляют: Ванино - около 3,1 млн.тонн, Владивосток – 1,5 млн.тонн

Рисунок 1. Основные конкуренты ООО «РН-Находканефтепродукт»

Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. На ООО «РН-Находканефтепродукт» построена бригадная (кросс-функциональная) структура управления, где основными принципами являются:

    • автономная работа рабочих групп;
    • самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
    • замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
    • привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Организационная структура ООО «РН-Находканефтепродукт» представлена в Приложении А. Организационная структура состоит из аппарата управления и производственных цехов.

В аппарат управления входят:

    • коммерческий отдел;
    • отдел капитального строительства (ОКС);
    • отдел экономической безопасности;
    • отдел главного метролога;
    • отдел информационных технологий (ИТ);
    • отдел главного механика (ОГМ);
    • производственно-техническая служа (ПТС);
    • проектно-конструкторский отдел (ПКО);
    • отдел охраны труда, промышленной безопасности и окружающей среды (ООТПБОС);
    • отдел материально-технического снабжения (ОМТС);
    • отдел главного энергетика (ОГЭ);
    • планово-экономический отдел (ПЭО);
    • казначейско-финансовый отдел (КФО);
    • бухгалтерия;
    • контрольно-ревизионный отдел;
    • юридический отдел;
    • отдел организации и оплаты труда (ОООТ);
    • аппарат корпоративного секретаря;
    • административный отдел;
    • отдел нормативного обеспечения бизнеса (НОБ);
    • отдел управления персоналом и трудовыми отношениями (ОУПТО).

Производственные цеха: Резервуарный парк (цех № 1); Нефтепирс (цех № 3); Фронт слива (цех № 4); Лаборатория (цех № 5); Электроцех (цех № 6); КИПиА (цех контрольно-измерительных приборов и автоматики (цех № 7); Ремонтно-механический цех (цех № 8); Автотранспортный цех (цех № 9); Паросиловой участок, участок водоснабжения и канализации (цех № 10); Очистные сооружения (цех № 12); Хозяйственный цех (цех № 13).

Производственная структура предприятия – это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав, и формы связей между ними.

Производственная структура Общества включает цеха основного и вспомогательного производства и обслуживающие подразделения (см. Приложение Б).

На основе производственной структуры разрабатывается генеральный план предприятия, то есть пространственное расположение всех цехов и служб, а также путей и коммуникаций на территории. Цехи расположены в последовательности выполнения производственного процесса.

 

 

2.2 Оценка эффективности деятельности ООО «РН-Находканефтепродукт»

В приложении В указаны технико-экономические показатели ООО «РН-Находканефтепродукт», которые рассчитывает планово-экономический отдел Общества.

Общий грузооборот Общества за 2011 год составил 6655,7 тыс. тонн, против планируемого по бизнес-плану 6567,6 тыс. тонн, выполнение плана составило 101,3%, что на 88,1 тыс. тонн больше запланированного, в том числе по перевалке нефтепродуктов на экспорт выполнение плана составило 99,3% или на 38,0 тыс. тонн меньше плана. Светлых нефтепродуктов перевалено 2812,4 тыс. тонн, что на 223,1 тыс. тонн меньше, чем плану. Темных 2410,3 тыс. тонн, что на 185,1 тыс. тонн больше, чем по плану.

По перевалке нефтепродуктов на внутренний рынок выполнение плана – 125,3% или на 188,0 тыс. тонн больше, чем по плану. Светлых нефтепродуктов перевалено 690,8 тыс. тонн, что на 260,8 тыс. тонн больше, чем по плану. Темных нефтепродуктов перевалено 239,2 тыс. тонн, что на 72,8 тыс. тонн меньше, чем по плану.

Выполнение плана по перевалке нефтепродуктов для бункеровки составило 89,0% или на 62,0 тыс. тонн меньше, чем по плану. В том числе светлых нефтепродуктов перевалено 134,4 тыс. тонн, что на 39,7 тыс. тонн меньше, чем по плану. Темных нефтепродуктов перевалено 368,6 тыс. тонн, что на 22,2 тыс. тонн меньше чем по плану.

К аналогичному периоду прошлого года общий грузооборот уменьшился на 269,6 тыс. тонн и составил 96,1%. Основная причина уменьшения – уменьшение объемов перевалки нефтепродуктов на экспорт на 294,9 тыс. тонн. Объемы перевалки нефтепродуктов на внутренний рынок увеличились к аналогичному периоду прошлого года на 43,5 тыс. тонн. Объемы перевалки нефтепродуктов на бункеровку уменьшился на 18,2 тыс. тонн.

Общее поступление нефтепродуктов от всех заводов поставщиков за 2011 год составило 6693,8 тыс. тонн. Наибольшую долю в структуре грузопотока составляют нефтепродукты Комсомольского НПЗ – 52,0%, Ангарской НХК – 37,1% и Ачинского НПЗ – 10,4%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение поступлений нефтепродуктов от Комсомольского НПЗ на 120,4 тыс. тонн, Омского НПЗ на 9,3 тыс. тонн.

Выручка от реализации без налогов за анализируемый период составила 1 744 674 тыс. р., к аналогичному периоду прошлого года произошло увеличение на 38 732 тыс. р. или на 2,2%:

    • из-за уменьшения грузооборота на экспорт на 294,9 тыс. тонн, выручка уменьшилась на 63258,0 тыс. р.;
    • в связи с увеличением выручки на внутренний рынок на 5340,0 тыс. р.;
    • выручка от прочей реализации увеличилась на 51 205,0 тыс. р.

К бизнес-плану выручка без налогов снизалась на 40 531 тыс. р. Или на 2,3 %. Причинами снижения являются:

    1. снижение выручки от реализации прочих услуг составило 85635 тыс.р. или 33,5% в связи с экономией по закупке материалов.
    2. снижение выручки от реализации услуг для бункеровки на 18525,0 тыс. р. или на 13,5% из-за уменьшения грузооборота.

За 2011 год издержки обращения составили 1456907 тыс. р., что составляет 126,9% к фактическим издержкам за 2010 год.

При сравнительном анализе издержек обращения за 2011 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года наблюдается рост издержек на 26,9% или 308 583 тыс. р., в том числе наиболее значительные отклонения в сторону увеличения имеются по следующим статьям:

    • ремонтные работы – 48 578 тыс. р.;
    • расходы на оплату труда – 24 358 тыс. р.;
    • страховые взносы во внебюджетные фонды – 24 135 тыс. р.;
    • природоохранные мероприятия – 12 409 тыс. р.;
    • электроэнергия – 5 718 тыс. р.;
    • транспортные расходы – 25 838 тыс. р.;
    • топливо – 2 641 тыс. р.;
    • прочие расходы – 182 037 тыс. р. (из них имущественные платежи 179625 тыс. р.).

Снижение издержек имеется по статье «Амортизационные отчисления» – 6 483 тыс. р.

В состав имущественных платежей входит арендная плата за федеральное имущество – 15 911 тыс. р., которая практически сохранилась на уровне прошлого года; арендная плата за землю – 3 119 тыс. р., которая возросла на 1 628 тыс. р. в связи с увеличением кадастровой стоимости земли с 1 января 2011 года и арендная плата за имущество ОАО «НК «Роснефть» - 359 284 тыс. р., рост которой к уровню 2010 года составляет 178 035 тыс. р.

Увеличение арендной платы за имущество «НК «Роснефть» связано с вводом в эксплуатацию основных средств с апреля 2010 г. балансовой стоимостью 1 366 000 тыс. р. и с июня 2011 г. балансовой стоимостью 3 532 тыс. р.

Превышение расходов на заработную плату в сумме 24 358 тыс. р. связано:

    • с ростом средней заработной платы на 6,5%, начиная с апреля месяца 2011 года в соответствии со сценарными условиями бизнес-плана;
    • с изменением методики расчета резерва отпусков + 3812 тыс. р.;
    • с увеличением среднесписочной численности на 7 человек (2010 год -590 чел.; 2011 год -597 чел) в связи с вводом нового объекта: реконструкция технологического трубопровода и ж/д эстакады на участке фронта слива.

Увеличение размера страховых взносов во внебюджетные фонды на 50,2% или на 24 135 тыс. р. вызвано увеличением процентной ставки по начислениям с 26,2 % до 34,6% (в соответствии с федеральным законом №212 ФЗ в редакции от 28.12.2010), изменением облагаемой базы с 415 тыс. р. до 463 тыс. р., и приростом заработной платы.

Расходы на природоохранные мероприятия возросли к прошлому году за счет заключения дополнительного договора с ЗАО «Роснефтефлот» на обоновку судов при перевалке нефтеродуктов с 1.07.2010 года и роста услуг по ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов на 17,6% (включены расходы на переаттестацию аварийно-спасательного формирования в соответствии с требованиями Постановления РФ № 613 от 21.08.2000 г. на 1500 тонн розлива нефтепродуктов для терминалов).

Расходы на электроэнергию по сравнению с прошлым периодом увеличились на 5 718 тыс. р. в связи с ростом тарифа на 15,5%. Удельные показатели потребления электроэнергии на тонну грузооборота сложились 1,80 кВт/час/т., за прошлый год – 1,73 кВт/час/т. Увеличение составляет 4,0 %, что вызвано вводом энергоемкого оборудования на новой технологии слива светлых нефтепродуктов со II полугодия 2010 года.

Рост транспортных расходов на 25 838 тыс. р. или 27 % связан с увеличением стоимости услуг железной дороги на 6 % с 1.07.2011 года; и заключением договора на новый вид услуг железной дороги – перевод железнодорожных стрелок.

Расходы на топливо по отношению к прошлому году возросли на 2 641 тыс. р. за счет увеличения средней стоимости мазута и ГСМ на 10,9%. При этом имеется снижение расхода в натуральном выражении на 1 104 тонны. Удельные показатели потребления топлива на тонну грузооборота снизились на 2 % и составили 1,94 кг/т.

По статьям, входящим в состав прочих расходов, наблюдается превышение по отношению к прошлому году в пределах индекса роста цен производителей – 9%.

По статье «амортизационные отчисления» наблюдается снижение расходов в сумме 6 483 тыс. р. за счет прекращения амортизационных отчислений на ряд основных средств в декабре 2010 года.

Информация о работе Обоснование управленческих решений по повышению эффективности использования финансовых ресурсов предприятия