Оборотные средства и оборотный капитал предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности, состава оборотных активов и методов управления оборотными активами и их составляющими.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность оборотных активов и оборотного капитала, а также классификацию оборотных активов и источников их финансирования;
– рассмотреть методы и модели управления отдельными элементами оборотных активов: материально-производственными запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Оборотные средства и источники их финансирования 4
1.1. Понятие оборотных средств и оборотного капитала. Классификация оборотных активов 4
1.2. Финансирование оборотных активов 9
Глава 2. Управление оборотными активами 17
2.1. Управление запасами 17
2.2. Управление дебиторской задолженностью 24
2.3. Управление денежными средствами 28
Глава 3. Решение задач 36
Заключение 46
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

финмен курсач.docx

— 140.85 Кб (Скачать)

При выборе типа кредитной  политики следует учитывать достоинства  и недостатки ее различных видов. Существует две крайние формы  кредитной политики – жесткая  и мягкая.

Жесткая (консервативная) кредитная  политика предполагает минимальный уровень продаж в кредит. К числу ее достоинств относится минимальный уровень дебиторской задолженности и, соответственно, минимальные затраты на ее обслуживание. Недостатком жесткой кредитной политики является отрицательное влияние на рост объемов продаж предприятия и на формирование устойчивых коммерческих связей.

Мягкая (агрессивная) кредитная  политика предполагает максимальный уровень  продаж в кредит. К числу ее достоинств относится рост объемов продаж и  прибыли. В то же использование агрессивной  кредитной политики приводит к росту  дебиторской задолженности и  дополнительными затратами по ее обслуживанию. Кроме этого происходит рост сомнительных долгов – дебиторской  задолженности, не погашенной в установленный  срок и не обеспеченной соответствующими гарантиями. Следствием этого может  являться снижение рентабельности оборотных активов и используемого капитала.

Формы реализации продукции  в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой  реализации продукции ее продавцом  на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит (в  товарной форме) представляет собой  форму розничной реализации товаров  покупателям (физическим лицам) с отсрочкой  платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции  в кредит определяется отраслевой принадлежностью  предприятия и характером реализуемой  продукции (товаров, услуг).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие  должно определить следующие ее основные положения:

– срок предоставления кредита (кредитный период);

– размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

– стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию);

– система штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательств покупателями;

– система создания резервов по сомнительным долгам;

– процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Как правило, увеличение срока  предоставления кредита стимулирует  рост объема реализации продукции, однако в то же время приводит к росту  суммы финансовых ресурсов, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, и  увеличению продолжительности финансового  и всего операционного цикла  предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

Как уже было сказано, и  жесткая, и мягкая кредитная политика имеют свои достоинства и недостатки. Выбор оптимальной кредитной  политики предполагает принятие решения  о целесообразности увеличения продаж в кредит путем сопоставления  дополнительной прибыли от роста  продаж с затратами, обусловленными ростом дебиторской задолженности. Кроме того, позитивный эффект от смягчения кредитной политики связан также с возможностью создания устойчивых коммерческих связей с покупателями. Поэтому при формировании кредитной политики необходимо учитывать потенциальные доходы в будущем от развития сотрудничества.

Процесс управления дебиторской  задолженностью должен предусматривать формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд  новых форм управления дебиторской  задолженностью. К их числу относится  факторинг. Факторинг – это продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. При этом покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию денежных средств.

К преимуществам факторинга можно отнести быстрое предоставление денежных средств, снижение затрат на контроль дебиторской задолженности. Главным недостатком является высокая  стоимость услуг факторинга.

2.3. Управление денежными  средствами

Управление денежными  активами составляет неотъемлемую часть  функций общего управления оборотными активами. В большинстве случаев  выделяются следующие функции управления денежными средствами:

– формирование финансового  цикла;

– анализ и прогнозирование  денежных потоков;

– определение оптимального размера денежных средств.

К числу основных целей  финансового менеджмента в процессе управления денежными активами относятся:

– обеспечение постоянной платежеспособности предприятия;

– обеспечение эффективного использования временно свободных  денежных средств;

– формирование инвестиционного  остатка денежных средств.

При ранжировании представленных целей необходимо учитывать, что  наиболее высокий приоритет имеет  обеспечение платежеспособности. Обусловлено это тем обстоятельством, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от возбуждения против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам.

Итак, одной из функций  управления денежными активами является формирование финансового цикла. Финансовый цикл – это промежуток времени между сроком платежа предприятия по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей. Иными словами финансовый цикл определяется как временной интервал между оттоком и притоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности.

Полный цикл деятельности предприятия начинается с приобретения сырья и материалов и заканчивается  оплатой поставленной продукции. Этот полный цикл называют операционным циклом. Операционный цикл складывается из периода обращения запасов и периода обращения дебиторской задолженности. Финансовый цикл меньше операционного на период обращения кредиторской задолженности.

Большинство организаций  имеют положительный финансовый цикл и им требуются денежные средства для финансирования запасов и  дебиторской задолженности. Величина этих средств пропорциональна длительности финансового цикла.

Длительность финансового  цикла оказывает непосредственное влияние на прибыльность компании. При прочих равных условиях снижение длительности финансового цикла приводит к уменьшению величины запасов и дебиторской задолженности и соответственно активов фирмы. При этом показатель рентабельности активов будет соответственно возрастать.

Рассмотрим теперь, как  осуществляется анализ денежных потоков  организации.

Денежные потоки – это  движение денежных средств, получаемых и расходуемых предприятием в  наличной и безналичной форме. Денежные потоки бывают двух видов: положительные и отрицательные. Положительные потоки (притоки) отражают поступление денег на предприятие, отрицательные (оттоки) – выбытие или расходование денег предприятием.

Денежный поток обычно рассматривается состоящим из потоков  от отдельных видов деятельности:

– денежного потока от операционной деятельности;

– денежного потока от инвестиционной деятельности;

– денежного потока от финансовой деятельности.

Операционная деятельность – это основная (текущая) деятельность предприятия, связанная с производством и реализацией товаров и услуг. В качестве притока по операционной деятельности выступают поступления денежных средств от покупателей и заказчиков. Их можно подразделить на суммы, полученные в уплату за реализованные товары (услуги) и авансы. Поступления денежных средств также связаны с прочими доходами. К их числу относятся предоставление во временное пользование активов организации, штрафы, пени, неустойки и др. Расходование денежных средств по данному виду деятельности связаны с приобретением товаров, услуг, работ, сырья; оплатой труда; выплатой процентов по кредитам; расчетами по налогам и сборам, а также прочими расходами.

Под инвестиционной деятельностью  в мировой практике понимается деятельность предприятия по осуществлению долгосрочных вложений, причем учитываются не только реальные, но и долгосрочные финансовые инвестиции. Денежные оттоки от инвестиционной деятельности включают в себя оплату приобретаемых основных фондов, капитальные вложения в строительство новых объектов, приобретение предприятий или пакетов их акций (долей в капитале) с целью получения дохода, либо для осуществления контроля за их деятельностью, предоставление долгосрочных займов другим предприятиям. Соответственно, инвестиционные притоки формируются за счет выручки от реализации основных фондов или незавершенного строительства, стоимости проданных пакетов акций других предприятий, сумм возврата долгосрочных займов, сумм дивидендов, полученных предприятием за время владения им пакетами акций или процентов, уплаченных должниками за время пользования долгосрочными займами.

Финансовая деятельность связана с привлечением и возвратом  собственных, заемных и привлеченных средств, необходимых для финансирования деятельности предприятия. Финансовые притоки – это суммы, вырученные от размещения новых акций или облигаций, краткосрочные и долгосрочные займы, полученные в банках или у других предприятий, целевое финансирование из различных источников. Оттоки включают в себя возврат займов и кредитов, погашение облигаций, выкуп собственных акций, выплату дивидендов.

Следует обратить внимание на то, что к финансовым операциям  относятся как долгосрочные, так и краткосрочные займы и банковские кредиты, полученные предприятием. Однако все расходы по выплате процентов за кредит (независимо от его срока) относятся к операционной деятельности предприятия.

Для анализа денежных потоков  применяют два метода – прямой и косвенный.

Прямой метод считается  более сложным, но более информативным, так как он основан на изучении всех денежных операций и определении, к какому виду деятельности они относятся: операционной, инвестиционной или финансовой. Косвенный метод проще, поскольку он оперирует изменениями данных, содержащихся в балансе и отчете о прибылях и убытках.

Прямой метод отражает валовые потоки денег как платежных  средств. Он предполагает идентификацию  всех бухгалтерских проводок, затрагивающих дебет денежных счетов (приток денежных средств) и кредит денежных счетов (отток денежных средств). Последовательный просмотр всех проводок обеспечивает помимо прочего группировку оттоков и притоков денежных средств по обособленным вида деятельности (операционная, инвестиционная, финансовая). Поскольку при реализации прямого метода расчеты делают исходя из счетов, с формальных позиций анализ денежного потока можно выполнять на любую дату.

Исходным элементом прямого  метода является выручка.

Прямой метод позволяет  судить о ликвидности предприятия, детально показывая движение денежных средств на его счетах, но не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств. Кроме того, недостатком прямого метода является достаточно высокая трудоемкость. Поэтому применяется также косвенный метод, позволяющий объяснить причину расхождения между прибылью и, например, сокращением денежных средств за период.

Объяснить это можно тем, что в ходе деятельности предприятия  могут быть значительные доходы или  расходы, влияющие на прибыль, но не затрагивающие величину денежных средств предприятия. В процессе анализа на эту величину и производят корректировку чистой прибыли.

Например, выбытие основных средств и прочих внеоборотных активов  связано с получением убытка в  размере их остаточной стоимости, в то время как величина денежных средств на сумму этого убытка не уменьшается. Не вызывает оттока денежных средств начисление амортизации; также необходимо учитывать возможность получения доходов ранее реального поступления денежных средств (если предприятие применяет метод определения выручки по моменту отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов).

В косвенном методе исходным элементом является чистая прибыль.

Таким образом, суть косвенного метода – в преобразовании величины чистой прибыли в величину денежных средств путем корректировки  чистой прибыли на величину расходов, не связанных с оттоком денежных средств, и величину доходов, не сопровождающихся притоком денежных средств.

Информация о работе Оборотные средства и оборотный капитал предприятия