Направления формирования антикризисной финансовой политики ОАО «Северсталь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть финансовые причины возникновения и показатели несостоятельности предприятия, комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия для вывода его из кризисного состояния. Для достижения поставленной цели необходимо определить сущность кризиса и стратегию выхода из него.
Объект исследования являются компании, функционирующие в кризисных условиях.
Предмет исследования являются вопросы обеспечения конкурентоспособности компаний на основе антикризисной финансовой политики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Раздел 1. Теоретические основы антикризисной финансовой политики компании
Сущность, задачи и принципы антикризисной финансовой политики предприятия…………………………………………………………………...4
Этапы антикризисной финансовой политики……………………………..7
Правовое обеспечение антикризисного управления……………….……..14
Методы прогнозирования кризисных явлений……………………………17
Подготовка к функционированию предприятия в кризисных ситуациях...................................................................................................20
Раздел 2. Финансовый анализ компании ОАО «Северсталь»
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании ОАО «Северсталь»………………………………………………………………..….22
2.2 Финансовый анализ компании……………………………………………25
Анализ ликвидности……………………………………………..25
Анализ финансовой устойчивости……………………………...26
Анализ деловой активности…………........................................ 28
Раздел 3. Направления формирования антикризисной финансовой политики ОАО «Северсталь»
3.1 Программа мероприятий по выходу компании из кризисного состояния……………………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Антикризисная финансовая политика компании.docx

— 293.68 Кб (Скачать)

Существуют подзаконные  нормативные правовые акты, в частности, постановления Правительства РФ и его исполнительных подразделений.

Развитие законодательства о банкротстве в России. Закон 1992 г. легко критиковать. Он имел явную  направленность на сохранение должника, т. е. был антикредиторским. Он был принят для защиты должника, но это не помогло выходу экономики из кризиса. К примеру, невозможно было «обанкротить» должников, которые, несмотря на то, что имели огромные задолженности, обладали имуществом, стоимость которого превышала сумму предъявленных требований. В законе отсутствовали механизмы защиты кредиторов и должника от возможных действий друг против друга до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Поэтому нужен был новый  закон о банкротстве, чтобы в  максимальной степени защитить интересы кредиторов и в то же время создать  предпосылки для финансового  оздоровления. Уже в 1995 г. началась разработка принципиально нового закона, который  вступил в силу с 1 марта 1998 г. Этот закон предоставил должнику возможность  оздоровления бизнеса, а кредиторам — возмещение их требований.

Закон способствовал нарастанию коррупции в судах и стал препятствием для капитализации экономики. Его  можно было бы назвать прокредиторским, направленным против интересов акционерного общества, не обязательно должника. Приватизация в тот период уже завершилась, бесплатного доступа к государственной собственности так просто, как в предыдущие 5 лет, получить не удавалось. Была предпринята попытка использовать механизм банкротства для передела собственности. В середине 2001 г. правительство инициировало разработку новой редакции закона, который и был принят в 2002 г.

Закон о банкротстве реформировался по шести направлениям:

  1. защита прав добросовестных собственников;
  2. оптимизация прав и способов защиты кредиторов;
  3. защита добросовестных участников процедуры банкротства от недобросовестных действий каких-то иных лиц;
  4. совершенствование государственного регулирования процедуры банкротства;
  5. изменение процедуры регулирования деятельности арбитражных управляющих;
  6. особенности банкротства для отдельных категорий предприятий.

1.4 Методы прогнозирования кризисных явлений

Прогнозирование кризисных  явлений основано на изучении потенциальных  угроз. Поэтому необходимо в первую очередь организовать процесс получения  достоверной информации о потенциальных  угрозах. Как правило, эта информация бывает неполной, фрагментарной. Тем  не менее она может служить первым слабым сигналом о вероятности появления конкретной опасности. Для анализа слабых сигналов необходимо представлять себе теоретический аспект потенциальной угрозы, например цикличность возникновения кризисов производства по теории Кейнса.

Рассмотрим варианты перерастания угрозы в кризисную ситуацию (рис. 1).

Вариант 1 "Волна". Предприятие  достигло запланированного уровня рентабельности (дохода, прибыли). Вследствие появления  определенных факторов угрозы показатели эффективности начали колебаться (рис. 1, временной период 4-5 лет).

Вариант 2 "Спад". Возможное  следствие развития угрозы в случае непринятия мер по стабилизации положения - снижение эффективности производства до нуля, т. е. проявление кризиса производства, экономический спад.

Вариант 3 "Подъем". Анализ причин снижения рентабельности, принятие мер по стабилизации (внедрение инноваций, рационализация производства, его расширение путем инвестиций, обновление основных производственных фондов и т. п.). В  этом случае возможны повышение эффективности  производства и выход из кризисной  ситуации.

Рис. 1. Возможные варианты перехода угрозы в кризисную ситуацию

Основные теоретические  знания и практические навыки, необходимые  для антикризисного управления.

  1. Общая теория управления.
  2. Методы и технологии принятия управленческих решений.
  3. Основы конфликтологии.
  4. Теоретические основы антикризисного управления.
  5. Методы предкризисного управления.
  6. Инновационный менеджмент.
  7. Инвестиционный менеджмент.

Основные методы прогнозирования  потенциальных кризисных явлений  можно классифицировать по ряду признаков. Для диагностирования потенциальных  кризисов следует провести экспресс-анализ некоторых характерных показателей, наличия необходимых для успешного  функционирования предприятия документов (табл. 2).

Таблица №2

Диагностика прогнозирования  кризисных явлений на основе экспресс-анализа

Такой экспресс-анализ можно  расширить в зависимости от конкретной направленности деятельности анализируемого предприятия (организации), его размеров и других факторов, весомых с точки  зрения лица, проводящего анализ. В  частности, можно проанализировать наличие (отсутствие) планов предкризисного управления; степень готовности персонала  к работе в кризисных ситуациях; умение персонала использовать методы предкризисного и антикризисного управления; наличие (отсутствие) системы мониторинга  внешних и внутренних факторов, наличие (отсутствие) группы менеджеров антикризисного управления, и другие показатели. Зарубежные специалисты, в частности профессор Игорь Ансофф (США), рекомендуют использовать следующую классификацию характерных показателей при анализе кризисных явлений.

1.5 Подготовка  к функционированию предприятия  в кризисных ситуациях

Опыт функционирования предприятий  в условиях нестабильности показал, что первым условием подготовки предприятия  к функционированию в кризисных  условиях является разработка стратегического  плана (схема 1, см. приложение).

Для этого необходим глубокий анализ всех сторон деятельности предприятия, что послужит основой принятия комплексной  стратегической программы оздоровления экономического положения (стабилизации) и продвижения вперед.

Объектом анализа и  исследований в условиях антикризисного управления является многогранная деятельность предприятия, в том числе:

  • наличие системы антикризисного управления (оптимальность организационных структур управления, качественный потенциал управленческого персонала, система мотивации персонала , социально-психологические проблемы управления и др.);
  • финансовое состояние предприятия и денежных расчетов (коэффициент независимости, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент: финансирования; инвестирования (собственных источников и долгосрочных кредитов); обеспечения необоротных активов (соотношение оборотного и необоротного капиталов, уровень функционирующего капитала));
  • состояние бухгалтерской отчетности: баланс предприятия (актив, пассив баланса - по статьям);
  • оптимальность структуры имущества предприятия и источники его образования: актив, пассив баланса (актив: недвижимое имущество, текущие активы, в том числе производственные запасы, готовая продукция, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность; пассив: источники собственных средств, заемные средства, краткосрочные ссуды банка, краткосрочные займы, расчеты с кредиторами);
  • анализ уровня рентабельности и оборачиваемости оборотных средств. Рентабельность (всех активов по балансовой прибыли, всех активов по чистой прибыли, собственного капитала по балансовой прибыли, собственного капитала по чистой прибыли, инвестиций, постоянного капитала, функционирующего капитала, коэффициент рентабельности всех операций по балансовой прибыли, коэффициент по чистой прибыли, коэффициент рентабельности основной деятельности, рентабельность прочих операций, показатель чистого дохода); оборачиваемость (коэффициент общей оборачиваемости, оборачиваемость основных средств, коэффициенты оборачиваемости материальных оборотных средств, собственного капитала, постоянного капитала);
  • состояние ликвидности (коэффициент абсолютной ликвидности, уточненный коэффициент ликвидности, общий коэффициент ликвидности, коэффициент маневренности оборотного капитала, доля труднореализуемых активов в общих текущих активах, соотношение трудно- и легкореализуемых активов, средний период предоставления кредита, ликвидность при мобилизации средств).

С учетом проведения системного анализа производственно-экономической  деятельности предприятия-банкрота в  условиях антикризисного управления разрабатывается  комплекс мероприятий стратегической направленности по выходу из кризиса.

 

 

 

 

 

Раздел 2. Практика применения антикризисной финансовой политики

2.1. Организационно - экономическая характеристика компании ОАО «Северсталь»

 

Открытое акционерное  общество «Северсталь» - предприятие  полного металлургического цикла, специализирующееся на выпуске листового  и сортового проката черных металлов широкого сортамента. Оно расположенное  в городе Череповце Вологодской  области, является второй по величине отечественной сталелитейной компанией  и возглавляет металлургический дивизион холдинга "Северсталь-групп". Предприятие может предложить своему потребителю широкий спектр продукции: горячекатаный и холоднокатаный  стальной прокат, гнутые профили и трубы, сортовой прокат,  а также различную коксохимическую и сопутствующую продукцию.

Значительные изменения  в мировой экономике, глобальный финансовый кризис и неожиданно резкое замедление экономического роста практически  во всех отраслях металлопотребления вызвало серьёзное падение потребления стальной продукции в металло-интенсивных отраслях, что привело к падению потребления стали на всех региональных и продуктовых рынках. Из-за замедления экономического роста и снижения доступности финансовых средств, ситуация на рынках потребления стальной продукции серьёзно ухудшилась. Спрос на сталь в мировом масштабе в 2009 году снизился на 8% относительно 2008 года, при том, что падения в последние годы не происходило ни разу. В то же время необходимо отметить, что резкое снижение спроса и производства стали в четвёртом квартале 2008 года и начале 2009 года создало предпосылки для снижения излишних запасов и для роста потребления уже во втором полугодии 2009 года.

ОАО «Северсталь» в 2010 году выполнило намеченную годовую программу по производству товарного проката и отгрузило потребителям 10,2 миллионов тонн металлопродукции, прирост к уровню 2009 года составил 18%.

С выходом из кризиса  вырос спрос на металлопродукцию и, в результате, в 2010 году улучшились производственные показатели относительно прошлого года по всем видам передельной продукции: по коксу на 3%, по агломерату на 11%, по чугуну на 20%, по стали на 16%.

 

Рисунок 2.1.

График выручки от реализации за 2007-2010 год (тыс. руб.)

Выручка от реализации товарной продукции в 2009 году составила 143,6 миллиарда  рублей. Как видно на графике, по сравнению с 2008 годом выручка  в 2009 году снизилась на 100 млрд. руб. за счет падения цен реализации как на внутреннем рынке, так и на внешнем, а также за счет снижения объемов реализации металлопродукции, но к 2010 году компания практически восстановила докризисный уровень выручки.

Рисунок 2.2.

График чистой прибыли  за 2007-2010 год (тыс.руб.)

Чистая прибыль предприятия по итогам 2009 года существенно уменьшилась по сравнению с показателем за 2008 год на 37.2 миллиарда руб., главным образом за счет снижения прибыли от продаж, и составила 1.4 миллиардов рублей.

За 12 месяцев 2009 г. имущество  предприятия увеличилось на 12 млрд. руб. или на 2% за счет внеоборотных активов (увеличение на 16 млрд. руб. или 5%). По оборотным активам произошло снижение на 5 млрд. руб. или на 4%. В целом можно отметить тенденцию к сокращению доли оборотных активов в структуре имущества предприятия.

По итогам 2010 года Общество получило убыток (по РСБУ) в размере 39,6 млрд. рублей. Для сравнения, в 2009 году чистая прибыль Общества  по РСБУ составила 1,4 млрд. рублей. Отрицательный  финансовый результат по итогам 2010 года получен  из-за роста  прочих расходов (созданы резервы в связи  со снижением стоимости финансовых вложений в уставный капитал дочерних и зависимых компаний).

Экономический кризис оказал существенное влияние на деятельность предприятия, из-за падения цен на продукцию, впускаемую предприятием, резко  снизились суммы выручки (-26%) и  чистой прибыли (-97%). Однако в целом  ситуацию можно охарактеризовать позитивно, поскольку компании удалось справиться с непростой экономической ситуацией в России и за рубежом и заложить потенциал для дальнейшего роста.

2.2. Финансовый анализ компании

2.2.1. Анализ ликвидности

Способность предприятия  платить по своим краткосрочным  обязательствам называется ликвидностью. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить  свои краткосрочные обязательства, реализуя оборотные активы.

Проанализируем ликвидность  баланса ОАО «Северсталь». Для  этого составим агрегированный баланс.

 

Таблица 2.3.

Агрегированный баланс (тыс. руб.)

Активы

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

А1 наиболее ликвидные активы

46 596 319

68 960 604

67 622 243

58 392 186

А2 быстро реализуемые активы

25 834 624

27 414 560

24 058 087

33 480 830

А3 медленно реализуемые активы

21 657 080

21 269 812

20 895 498

35 036 854

А4 трудно реализуемые активы

261 759 832

348 728 671

365 449 045

331 836 678

Итого

355 847 855

466 373 647

478 024 873

458 746 548

Пассивы

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

П1 наиболее срочные обязательства

16 473 171

17 708 069

19 762 973

36 464 189

П2 краткосрочные обязательства

5 698 355

19 896 644

19 592 429

40 742 450

П3 долгосрочные обязательства

27 703 897

118 695 812

127 239 639

114 060 826

П4 постоянные пассивы

305 972 432

310 073 122

311 429 832

267 479 083

Итого

355 847 855

466 373 647

478 024 873

458 746 548

Информация о работе Направления формирования антикризисной финансовой политики ОАО «Северсталь»