Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть финансовые причины возникновения и показатели несостоятельности предприятия, комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия для вывода его из кризисного состояния. Для достижения поставленной цели необходимо определить сущность кризиса и стратегию выхода из него.
Объект исследования являются компании, функционирующие в кризисных условиях.
Предмет исследования являются вопросы обеспечения конкурентоспособности компаний на основе антикризисной финансовой политики.
Введение………………………………………………………………………….2
Раздел 1. Теоретические основы антикризисной финансовой политики компании
Сущность, задачи и принципы антикризисной финансовой политики предприятия…………………………………………………………………...4
Этапы антикризисной финансовой политики……………………………..7
Правовое обеспечение антикризисного управления……………….……..14
Методы прогнозирования кризисных явлений……………………………17
Подготовка к функционированию предприятия в кризисных ситуациях...................................................................................................20
Раздел 2. Финансовый анализ компании ОАО «Северсталь»
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании ОАО «Северсталь»………………………………………………………………..….22
2.2 Финансовый анализ компании……………………………………………25
Анализ ликвидности……………………………………………..25
Анализ финансовой устойчивости……………………………...26
Анализ деловой активности…………........................................ 28
Раздел 3. Направления формирования антикризисной финансовой политики ОАО «Северсталь»
3.1 Программа мероприятий по выходу компании из кризисного состояния……………………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………
На четвертой стадии по
результатам мониторинга
На пятой стадии проводится анализ отклонений показателей по каждому из параметров «кризисного поля». В процессе анализа устанавливается степень отклонений, вызвавшие их причины, а также возможное влияние таких отклонений на конечные результаты финансовой деятельности.
На шестой стадии по результатам мониторинга осуществляется предварительная диагностика характера развития финансовой деятельности предприятия и его финансового состояния. В процессе такой диагностики констатируется «нормальное», «предкризисное» или «кризисное» финансовое состояние предприятия.
2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению финансового кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия. Антикризисное финансовое управление предприятием на этом этапе характеризуемое как «управление по слабым сигналам», носит преимущественно превентивную направленность.
На первой стадии оценивается возможность предотвращения финансового кризиса в условиях предстоящей динамики факторов внешней и внутренней финансовой среды предприятия.
На второй стадии в зависимости от результатов такой оценки дифференцируются направления действий — их направленность на предотвращение финансового кризиса или на смягчение условий его будущего протекания (если в силу активного воздействия факторов внешней финансовой среды предотвратить финансовый кризис не представляется возможным).
На третьей стадии разрабатывается система превентивных антикризисных мероприятий, направленных на нейтрализацию угрозы финансового кризиса. Основными из таких превентивных мероприятий являются: сокращение объема финансовых операций на наиболее рискованных направлениях финансовой деятельности предприятия; повышение уровня внутреннего и внешнего страхования финансовых рисков, связанных с факторами, генерирующими угрозу финансового кризиса; реализация части излишних или неиспользуемых активов предприятия с целью увеличения резервов финансовых ресурсов; конверсия в денежную форму дебиторской задолженности и эквивалентов денежных средств.
На четвертой стадии по
результатам реализации превентивных
антикризисных мероприятий
3. Идентификация параметров финансового кризиса при диагностировании его наступления. Такая идентификация осуществляется на основе классификации финансовых кризисов предприятия по результатам мониторинга показателей — «индикаторов кризисного развития».
На первой стадии идентифицируется
масштаб охвата финансовой деятельности
предприятия финансовым кризисом, т.е.
определяется, носит ли он системный
или структурный характер. Если финансовый
кризис идентифицирован как
На второй стадии идентифицируется
степень воздействия
На третьей стадии с учетом ранее проведенных оценок прогнозируется возможный период протекания финансового кризиса предприятия.
При необходимости в процессе идентификации параметров финансового кризиса могут быть использованы и другие признаки его классификации.
4. Исследование факторов, обусловивших возникновение финансового кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления. Такое исследование последовательно осуществляется следующим образом:
На первой стадии идентифицируются отдельные факторы финансового кризиса. В процессе такой идентификации вся их совокупность подразделяется на внешние и внутренние факторы.
На второй стадии исследуется
степень влияния отдельных
На третьей стадии прогнозируется развитие факторов финансового кризиса и их совокупное негативное влияние на развитие финансовой деятельности предприятия.
5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению финансового кризиса. Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилизационных механизмов.
На первой стадии оценивается
объем чистого денежного потока
предприятия, генерируемого в кризисных
условиях его функционирования, и
степень его достаточности для
преодоления финансового
На второй стадии оценивается состояние страховых резервов финансовых ресурсов предприятия и их адекватности масштабам угроз, генерируемых финансовым кризисом.
На третьей стадии определяются возможные направления экономии финансовых ресурсов предприятия в период протекания финансового кризиса (экономия текущих затрат, связанных с осуществлением операционной деятельности; экономия инвестиционных ресурсов за счет приостановления реализации отдельных реальных инвестиционных проектов и т.п.).
На четвертой стадии определяются
возможные альтернативные внешние
источники формирования финансовых
ресурсов, необходимые для
На пятой стадии оценивается
качественное состояние финансового
потенциала предприятия с позиций
возможного преодоления финансового
кризиса — уровень квалификации
финансовых менеджеров, их способность
к быстрому реагированию на изменения
факторов внешней финансовой среды,
эффективность организационной
структуры финансового
6. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного финансового состояния. Выбор таких механизмов призван стабилизировать финансовое состояние предприятия путем соответствующих преобразований важнейших параметров его финансовой структуры — структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры источников формирования финансовых ресурсов, структуры инвестиционного портфеля и т.п.
Выбор конкретных механизмов финансовой стабилизации в процессе реструктуризации основных параметров финансовой деятельности предприятия в условиях его кризисного развития должен быть направлен на поэтапное решение следующих задач:
устранение
восстановление финансовой устойчивости;
финансовое обеспечение устойчивого роста предприятия в долгосрочной перспективе.
7. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такая комплексная программа разрабатывается обычно в форме двух альтернативных документов — комплексного плана мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса или инвестиционного проекта финансовой санации предприятия.
Комплексный план мероприятий
по выводу предприятия из состояния
финансового кризиса
Инвестиционный проект финансовой
санации предприятия
После разработки и утверждения
комплексной программы вывода предприятия
из финансового кризиса
8. Контроль реализации программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такой контроль возлагается, как правило, на главных менеджеров предприятия. Основная часть мероприятий комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса контролируется в системе оперативного финансового контроллинга, организованного на предприятии. Результаты контроля выполнения программы требуют периодического обсуждения с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мероприятий.
9. Разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий финансового кризиса. Система таких мероприятий на каждом предприятии носит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его финансовой деятельности.
Если провести сравнение между антикризисной финансовой политикой ПС и финансовой политикой, осуществляемой в стабильных условиях функционирования, то можно выделить следующие различия в табл.1.
Таблица №1
Различия «традиционной» и антикризисной финансовых политик
Параметр сравнения |
Традиционная финансовая политика |
Антикризисная финансовая |
Условия деятельности предприятия |
малый темп изменений; предсказуемость ситуации; повторяющиеся проблемы |
высокий темп изменений; непредсказуемость ситуации; проблемы не повторяющиеся, |
Цели осуществления |
полное и эффективное использование и наращивание финансового потенциала ПС |
обеспечение ПС необходимы- ми ликвидными ресурсами в минимально необходимое время |
Сроки планирования |
долго-, средне- и краткосрочный периоды |
краткосрочный период |
Анализ финансового состояния ПС |
периодический, ежеквартальный, ежегодный |
постоянный мониторинг |
Источники финансирования |
любые |
те, которые дают максимальное получение денежных средств в минимальное время |
Организация ресурсов для достижения целей |
жесткая структура |
гибкая структура на основе распределения ресурсов в соответствии с антикризисными приоритетами |
Тем не менее, при существующих различиях ряд целей и задач остаются неизменными в разных условиях:
Как мы выяснили выше антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Институт банкротства
относится к сфере
Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Но в ней есть нормы, положенные в основу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.
Гражданский кодекс РФ — основной правовой акт отраслевого законодательства, содержащий общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. В частности, в ч. 4 ст. 61 ГК РФ банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликвидации. Ст. 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные статьи предусматривают принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве).
Закон о несостоятельности (банкротстве) — основной нормативный правовой акт, направленный на комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ.
В самом законе несостоятельность
(банкротство) трактуется как признанная
арбитражным судом или
Информация о работе Направления формирования антикризисной финансовой политики ОАО «Северсталь»