Методы финансового оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях рыночной экономики, когда многие организации сталкиваются с проблемой неплатежеспособности, особенной значимостью обладают меры по их финансовому оздоровлению. Меры этой программы направлены на выработку условий проведения реструктуризации долгов кредиторами, что приведет к улучшению общего состояния деятельности предприятий и экономики в целом.
В условиях современной рыночной экономики необходимо применять меры по усилению государственного регулирования как финансового оздоровления, так и повышения эффективности процедур банкротства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы антикризисным управлением
предприятия
1.1. Экономическая сущность финансового оздоровления
предприятия……………………………………………………………..4
1.2. Причины финансового кризиса предприятия………………….7
1.3. Методология проведения мер по финансовому
оздоровлению предприятий …………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния ООО «ТехникПлюс»
2.1. Анализ и оценка ликвидности ……………16
Глава 3. Выбор метода финансового оздоровления ООО «ТехникПлюс»
3.1. Слияние как метод финансового оздоровления предприятия «ТехникПлюс»………………………………………………………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

методы фин оздоровления.docx

— 37.34 Кб (Скачать)

• Снижение уровня реальных доходов населения;

• Рост безработицы.

2. Рыночные факторы :

• Снижение емкости внутреннего рынка;

• Усиление монополизации на рынке;

• Нестабильность рынка валюты;

• Рост предложения товаров-субститутов (т.е. товаров которые отличаются применяемой технологией, невысокой ценой, но имеют тоже назначение).

3. Другие факторы :

• Политическая нестабильность;

• Стихийные бедствия (экологический фактор);

• Рост криминальной деятельности.

Внутренние  факторы возникновения кризиса  можно разделить на:

1. Управленческие:

• Высокий уровень коммерческого риска;

• Недостаточное знание конъюнктуры рынка;

• Неэффективный финансовый менеджмент;

• Плохое управление издержками производства;

• Отсутствие гибкости в управлении;

• Недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.

2. Производственные:

• Устаревшие и изношенные основные фонды;

• Низкая производительность труда;

• Высокие энергетические затраты;

• Перегруженность объектами социальной сферы;

• Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

3. Рыночные:

• Низкая конкурентоспособность продукции;

• Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

       Каждый из этих факторов может  вызвать кризис на предприятии.  Особенно опасной может быть  ситуация, когда в основе кризиса  лежит несколько факторов из  разных групп, но, как правило,  в основе всегда лежит один  фактор, который долго остается  незамеченным, прогрессирует и ухудшает  ситуацию с каждым витком производственного  или хозяйственного цикла, накапливая  нерешенные проблемы, подготавливая  плодородную почву для роста  рисков возникновения других  факторов. Как правило, такое влияние  на предприятие оказывают управленческие  факторы, незначительные на первый  взгляд, они имеют тенденцию спонтанного  роста и могут привести к  серьезной кризисной ситуации.

Именно  неэффективность управления следует  отнести к наиболее характерной  для современных предприятий  проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся  рыночных отношений. Эта проблема обусловлена  следующими причинами:

• Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

• Отсутствием четкого распределения функций и ответственности среди руководителей и персонала предприятия;

• Низкой квалификацией и неопытностью менеджеров;

• Низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности;

• Слабым финансовым менеджментом;

• Слабым производственным менеджментом.

1.3. Методология проведения мер по финансовому

оздоровлению  предприятий.

        Для разработки конкретных мер  на разных этапах оздоровления  можно воспользоваться различными  вариантами управленческих действий, наиболее характерными для большинства  российских организаций.

       В системе финансового оздоровления  организации в первую очередь  необходимо широко использовать  внутренние резервы финансовой  стабилизации. Это связано с тем,  что успешное их применение  позволяет не только снять  финансовую угрозу банкротства,  но и в значительной мере  избавить организацию от зависимости  использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с  меньшими издержками.

       Существует множество факторов, которые влияют на финансовое  оздоровление компании. В зависимости  от их комбинации данный процесс  может видоизменяться. Кроме того, в различных ситуациях могут  различаться этапы и последовательность  их реализации. Помочь специалистам  предприятия в планировании и  организации процесса финансового  оздоровления может типовая последовательность  процедур, которая впоследствии  будет скорректирована под собственные  условия.

В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осуществляется поэтапно:

1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался  по результатам диагностики банкротства  масштаб кризисного состояния  предприятия, самой неотложной  задачей в системе мер финансовой  его стабилизации является восстановление  способности к осуществлению  платежей по своим неотложным  финансовым обязательствам с  тем, чтобы предупредить возникновение  процедуры банкротства, наладить  поставку материально-технических  ресурсов для нормализации процесса  производства.

2. Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность организации может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, но если сами причины, генерирующие неплатежеспособность, будут оставаться неизменными, то вскоре организация снова может оказаться неплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчивость организации. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда организация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофинансирования, развития производства и устранения старых и возникающих новых угроз финансовому улучшению результатов деятельности организации.

Практика  проведения финансового оздоровления организаций различных направлений  деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий  на отдельные элементы бизнес-процессов  в организации. Рассмотрим основные методы проведения реорганизационных  процедур при финансовом оздоровлении.

1. Меры по повышению эффективности  использования основных средств  организации и снижению затрат  на их создание:

2. Сокращение капитальных вложений.

3. Рационализация производственных  запасов.

4. Рационализация производства.

5. Ускорение оборота денежных средств.

6. Снижение затрат в производственной  и коммерческой деятельности.

7. Уменьшение оттока денежных средств.

8. Реструктуризация кредиторской  задолженности.

9. Улучшение инкассации дебиторской  задолженности.

10. Реструктуризация банковских кредитов.

11. увеличение объемов продаж.

12. Совершенствование организации  маркетинга для увеличения объема  продаж.

13. Совершенствование организации  управления.

14. Реорганизация системы производства  и управления.

     Если полная реализация внутренних  возможностей выхода организации  из кризисного финансового состояния  не позволяет восстановить платежеспособность  и финансовую устойчивость в  необходимом объеме для успешного  ее функционирования, то в этом  случае следует прибегнуть к  внешней помощи.

Механизм  внешней помощи для решения проблем  организации-должника и кредиторов включает в себя два направления:

1. санация организации-должника в  различных формах;

2. реструктуризация организации и  реорганизация юридического лица-должника.

       Санация представляет собой систему  мероприятий, направленных на  улучшение финансово-экономического  положения организации и реализуемых  с помощью сторонних юридических  или физических лиц с целью  предотвращения ее банкротства  и повышения ее конкурентоспособности  на рынке товаров и услуг.

      Санация может проводиться собственниками  самой организации, более сильными  в финансовом отношении предприятиями-кредиторами,  предприятиями-покупателями, сторонними  предприятиями (заинтересованными  в данной организации), банком, а  также органами федеральной и  муниципальной власти. Преимущественное  право на участие в проведении  санации имеют собственник организации-должника, члены ее трудового коллектива, кредиторы.

      Целесообразность проведения санации  обусловливается тем, что использование  внутренних механизмов финансовой  стабилизации организации не  достигло своих целей и кризисное  финансовое состояние предприятия  мало улучшается или продолжает  ухудшаться.

Формы санации определяются в рамках ее конкретного направления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации.

Возможны  следующие основные формы санации:

- дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уровня управления (достаточно редко). В такой форме санируются в основном государственные предприятия (хотя законодательно не воспрещена государственная финансовая поддержка предприятий и альтернативных форм собственности);

- государственное льготное кредитование (тоже выборочно и редко);

- государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;

- целевой банковский кредит (на реальный проект);

- финансовая помощь третьих лиц (юридических и физических);

- выпуск облигаций предприятием под гарантию санатора;

- перевод краткосрочных банковских кредитов в долгосрочные (отсрочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов);

- отсрочка погашения векселей предприятия (под гарантию банка-санатора);

- списание санатором-кредитором части долга.

Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально  эти затраты могут рассматриваться  как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения  прибыли (в прямой или косвенной  форме) в предстоящем периоде.

Такой подход позволяет применять для  оценки эффективности санации те же методы, которые используются при  оценке эффективности реальных инвестиций.

Основные  формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, преобразование, выделение.

       Реорганизация юридического лица  – преобразование юридического  лицо в другое (другие) юридические  лица. Реорганизация юридического  лица может производиться в  форме слияния, присоединения,  разделения, выделения, преобразования.

Информация о работе Методы финансового оздоровления предприятия