Механизм антикризисного управления финансами предприятия на примере СХПК "Краснопольский"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выработка научно обоснованных предложений по формированию концепции и комплекса практических мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий в условиях формирующейся рыночной среды.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
• уточнить экономическое содержание категории “кризис”;
• прогнозирование вероятности банкротства;
• рассмотрение финансового механизма приспособления предприятий к неблагоприятным внешним условиям;
• разработать пути совершенствования АКУФП.

Файлы: 1 файл

АКУФП.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства 
Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Воронежский государственный 
аграрный университет им. К.Д. Глинки»

Кафедра финансов и кредита

Курсовой  проект

На тему: «Механизм антикризисного управления финансами предприятия (АКУФП) на примере СХПК "Краснопольский"»

Выполнил:

Руководитель:

Воронеж 
2005

 

     

     Содержание

ВВЕДЕНИЕ

     На  протяжении последнего десятилетия XX века в экономике Российской Федерации беспрецедентно высокими темпами нарастал системный кризис. Для его преодоления предпринимались действия, основанные на радикальных рыночных преобразованиях, цель которых заключалась в переходе от плановой к либерально-рыночной экономике на основе смены форм собственности, развития многоукладной системы хозяйствования при уменьшении роли государства в регулировании социально-экономических отношений и провозглашении необходимости изменения принципов и методов организации и управления производством. В этот период развитие аграрного комплекса страны сопровождалось, прежде всего, резким спадом объемов производства, деиндустриализацией, значительным снижением уровня жизни сельского населения. Невозможность выполнить свои обязательства перед бюджетами всех уровней и поставщиками, огромные неплатежи потребителей продукции сельского хозяйства привели к ухудшению финансового положения и убыточности сельскохозяйственных предприятий.

     Проблема  финансового оздоровления предприятий  настоятельно требует разработки и внедрения эффективных моделей управления несостоятельностью, способных не допустить банкротство, а в дальнейшем обеспечить и эффективное развитие сельскохозяйственного производства. Успешное решение этой задачи возможно лишь на основе комплексного, системного подхода, практическим воплощением которого является разработка и активное применение программ финансового оздоровления.

     Целью работы является выработка научно обоснованных предложений по формированию концепции и комплекса практических мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий в условиях формирующейся рыночной среды.

     В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи:

     • уточнить экономическое содержание категории “кризис”;

     • прогнозирование вероятности банкротства;

     • рассмотрение финансового механизма приспособления предприятий к неблагоприятным внешним условиям;

     • разработать пути совершенствования АКУФП.

     Предметом исследования являются экономические процессы антикризисного управления финансами предприятий и механизмы их финансового оздоровления.

     Объектом  исследования выступило сельскохозяйственное предприятие – СХПК "Краснопольский".

     Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов и практиков по изучаемой проблеме. Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Правительства РФ, годовые отчеты, документы первичного учета и другая производственная документация сельскохозяйственных предприятий.

     Для достижения, поставленных в целей  и задач использовались следующие методы:

     • графический,

     • логический,

     • монографического и сравнительного анализа,

     • экономико-статистический.

    1. СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКУФП
      1. Нормативно-правовое обеспечение антикризисного управления финансами предприятий

     На  платежеспособность предприятия влияют 2 группы факторов: внешние и внутренние. Для предотвращения неплатежеспособности любой организации нужно уметь приспосабливаться к неблагоприятным внешним факторам: к государственной политике государства, к земельной политике, налоговой, бюджетной, кредитной и др., которые отражаются в соответствующих нормативно-правовых актах.

     Все нормативно-правовые акты можно разделить на 2 группы – общие и специфические. Общие – те, которые характерны для всех субъектов и экономических отношений, специфические – характеризуют и регулируют отношения, связанные с понятиями несостоятельность и банкротство.

     Общие:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации первая и вторая части, где даются общие положения по юридическим лицам, организационно-правовым формам, формам расчетов.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации, которые регулирует вопросы, связанные с объектами налогообложения, налогоплательщиками, видами налогов и методами их взымания, а также предусматривает штрафные санкции и пени за неуплату или задержку уплаты налоговых платежей, льготы.
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля 2005 г.), который предусматривает субсидии организациям.
  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля 2005 г.), который определяет вопросы, права и обязанности, связанные с использованием земли.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.), который определяет вопросы, связанные с оплатой и нормированием труда, предоставлением отпусков, гарантиями и компенсациями, регулированием труда и др.
  • Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I  "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.), регулирующий проведение операций банков с клиентами, защиту прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
  • Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", который определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изменениями от 5 июля 2005 г.), где установлены поступления в бюджет, а также суммы, направленные на субсидии.

     Специфические:

  • Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
  • Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", который определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.
  • Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций", где определяются основные цели и задачи реформирования предприятий, а также формы и методы государственной поддержки реформирования предприятий.
  • Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", которое устанавливает порядок расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего долги (далее именуется – должник), учитываемых при определении условий реструктуризации этих долгов.

     Безусловно, основным законом, регулирующим антикризисное управление, является федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г., действующий на настоящий момент. Первая его редакция появилась в 1992 году. Он готовился по зарубежным аналогам в расчете на стабильную экономику, на дисциплину платежах и на низкие темпы инфляции.

     Второй  закон был принят в 1998 году. Его основные черты: он устанавливает основания для признания предприятия банкротом, а также регулирует меры по предупреждению банкротства и по судебным процедурам банкротства.

      1. Экономический кризис на предприятии

     В теории управления предприятие часто  определяется как открытая система, которая характеризуется определенными составом, структурой и взаимосвязями элементов. Нормальное состояние этой системы можно определить как динамичный баланс отношений внешней и внутренней среды предприятия. Отношения эти материализуются в основном в товарно-денежных потоках. Обязательной предпосылкой нормального экономического состояния предприятия является поддержание его платежеспособности.

     В этом контексте экономический кризис предприятия – это опасное  несоответствие (дисбаланс) экономических отношений между внутренней и внешней средой, обусловленное различными факторами: производственными, управленческими, правовыми, политическими, природными и др. Экономический кризис характеризуется главным образом глубоким расстройством финансов предприятия. Одним из примеров экономического кризиса предприятия является кризис как одна из фаз (кризис, депрессия, оживление, подъем) цикла производства в результате либо перепроизводства товара, либо других причин.

     Экономический кризис предприятия, как и любое другое явление, можно осматривать с разных сторон. Если рассматривать его с точки зрения динамики и статики, то экономический кризис можно определить следующим образом. С точки зрения динамики экономический кризис – это процесс несоответствия экономических отношений между внутренней и внешней средой предприятия. Этот процесс может быть активным и пассивным. [14]

     С точки зрения статики экономический  кризис предприятия представляет собой кризисное состояние, которое можно оценить количественно. Внешним проявлением кризисного состояния предприятия является его неплатежеспособность. На рис 1 представлен график, характеризующий экономический кризис предприятия.

     

     Рисунок 1 Динамика экономического кризиса на предприятии

     Экономические кризисы можно классифицировать по различным признакам (критериям). Например, по критерию продолжительности кризисов их подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. По критерию характера процесса («глубине кризиса») их дифференцируют на стратегические, кризисы результатов и кризисы ликвидности.

     Стратегический  кризис - это такой кризис, когда  инновационный потенциал предприятия значительно исчерпан и нет возможности его воспроизвести. Устаревшая продукция предприятия не обновляется, спрос на нее падает, уменьшается объем реализации, а затем и производства. Этот вид кризиса является, как правило, долгосрочным. [14]

     Основные  причины такого рода кризисов: упущенные  возможности инновационного развития, неадекватная маркетинговая система.

     Кризис  результатов (кризис рентабельности) характеризуется экономическим состоянием, при котором предприятие снижает рентабельность продукции или имеет убытки. В этот период при стабильной величине затрат объем выпуска по каким-то причинам снижается, вследствие этого себестоимость на единицу продукции растет и прибыль уменьшается.

     Основной  причиной кризиса результатов являются ошибки управляющих.

     Кризис  ликвидности чаще всего возникает  из-за внезапных ограничений кредиторов (в случае если большая часть операций финансируется за счет внешних источников). Причиной ограничений кредиторов является обычно то, что предприятие не может расплатиться по своим краткосрочным кредитам, взятым ранее. Кризис ликвидности обусловливает сбои в производственном процессе предприятия, что ведет к убыткам. Убытки являются причиной потери платежеспособности. Таким образом, кризис ликвидности может перейти в фазу финансовой неустойчивости.

      Рисунок 2 Кризисный процесс по Мюллеру

     Некоторые специалисты считают, что три  вышеприведенных типа экономических кризисов в классическом варианте следуют друг за другом так, как это представлено на рис. 2.

     Динамика  развития экономического кризиса предприятия, как правило, зависит от следующих факторов:

    • стадии жизненного цикла предприятия;
    • качества менеджмента;
    • уровня инновационного потенциала предприятия;
    • конкурентной позиции предприятия на рынке;
    • экономической ситуации в отрасли, в которой функционирует предприятие;
    • уровня политической и экономической стабильности общества.

Информация о работе Механизм антикризисного управления финансами предприятия на примере СХПК "Краснопольский"