Лизинг и финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА
1.1. Понятие лизинга ……………………………………………………………. 3
1.2. Зарождение лизинга ………………………………………………………... 6
1.3. Субъекты и объекты лизинговых отношений ……………………………. 7
1.4. Формы, типы и виды лизинга ……………………………………………… 9
2. ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………………………… 13
3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЗИНГА ………………………………………………………………………. 16
4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЬЕКТОВ
4.1. Положительные моменты ………………………………………………… 19
4.2. Преимущества влияния лизинга на финансовые результаты организации………………………………………………………………….….. 24
4.3. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России ………………….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ (Ф.М.).docx

— 81.37 Кб (Скачать)

Рисунок 1

На Западе само понимание лизинга  более осмысленное и  сводится оно к тому, что лизинг имеет эффект своеобразного экономического мультипликатора, дающего импульс к развитию всех звеньев предпринимательской деятельности. Поставщик оборудования находит в лизинге, прежде всего, дополнительный канал сбыта машин и оборудования, позволяющий расширить объем продаж потребителям, не имеющим достаточно средств для их покупки. Для товаропроизводителя лизинг является средством финансирования необходимого имущества для ведения бизнеса. Для лизинговой компании - это способ вложения капитала, позволяющий эффективно использовать свои денежные активы.

Далее,  глобальной причиной развития лизинга за рубежом является комплекс государственных интересов, который реализуется через механизм лизинга:

  • привлечение инвестиций в экономику страны;
  • переориентация кредитной деятельности на реальный сектор экономики;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет активизации предпринимательства;
  • ускорение технического и технологического перевооружения производства;
  • расширение производства и создание новых рабочих мест, повышение занятости;
  • повышения уровня конкуренции между источниками финансирования и в сфере материального производства;
  • международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т. е. существует возможность превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемые Фондом по отдельным странам.

Таким образом, одной из причин развития лизинга за рубежом является государственная  заинтересованность в его развитии. Для этого предпринимаются всевозможные меры для стимулирования данного  вида предпринимательской деятельности. В США этими мерами являлись налоговые  льготы: ускоренная амортизация и  инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости инвестиций вычиталось из суммы). 

Лизинг является процессом инвестирования в результате приводящим к общему режиму налогообложения, ускоряя этот процесс.  

Развитость кредитного рынка стран  Запада не могла не сказаться на развитии лизинга. Как правило, предприятия  сталкивались с проблемой отсутствия денежных средств на покупку оборудования, банки не замедлили воспользоваться  этой ситуацией и стали сдавать  в лизинг оборудования. Законодательством  ряда стран запрещает банкам предоставлять  кредиты одному заемщику в размере, превышающем 10% их уставного капитала, в то время как на лизинг подобные ограничения не распространяются.

Появляются специализированные лизинговые компании, которые выступают либо дочерними предприятиями банков и используют их ресурсы, либо независимые  лизинговые компании, привлекающие финансовые ресурсы с рынка капитала, для  проведения лизинговых операций. Часто  привлекался свободный капитал  производителей оборудования для финансирования лизинговой сделки.

Лизинговые компании могли появиться  только в странах со сложившимися рыночными отношениями, поскольку  лизингодатели объединяют профессионалов различных направлений. Это финансовые аналитики, способные составить  эффективный бизнес план, юристы, обеспечивающие все правовые аспекты лизинговой сделки, это могут быть страховые  агенты, определяющие возможные риски  финансового и нефинансового  характера. Причиной широкого распространения  лизинга помимо указанных выше причин явился ряд его преимуществ перед  обычной ссудой:

  • Лизинг предполагает стопроцентное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно было бы около 15% стоимости покупки оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору, либо позже.
  • Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним предприятиям. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.
  • Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем соответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т. д., суммы платежей могут отличаться друг от друга. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг. Ставка может быть фиксированной и плавающей.
  • Риск старения оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования.
  • В случае лизинга арендатор может использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.
  • Лизинг не портит баланс лизингополучателя по экономический сущности являясь кредитом, но по юридической форме не отражаясь в балансе в качестве обязательств.

 

    1. Основные законодательные барьеры применения лизинга.

Надежное правовое обеспечение  лизинговых отношений - гарантия и залог  успешного развития лизингового  бизнеса. Правовая же неопределенность отношений с партнерами, а в  ряде случаев незащищенность как  лизингодателей, так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска  лизинговых сделок и являются причиной, сдерживающей предпринимательскую  инициативу.

Долгое время Российская Федерация относилась к числу  стран, не имеющих специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений.

И лишь в 1994 году была предпринята  первая попытка урегулировать отношения  лизинга на законодательном уровне.17 сентября 1994 года был принят Указ Президента РФ №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

В этом указе впервые дано законодательное определение лизинга  и признана его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям, в различные сферы экономики.

С тех пор органами исполнительной и законодательной власти принято  больше десяти нормативных актов, способствующих, в целом, развитию лизинга в России.

В развитии в 1994 году Указа  Президента 29 июля 1995 года было принято  Постановление Правительства РФ №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Этим Постановлением Министерству Экономики было поручено разработать с Министерством Финансов уставные документы лизинговой компании, проекты лизинговых договоров и определить механизм расчета лизинговых платежей.

Указанные нормативные акты определили основу лизинговых отношений, права, обязанности сторон, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете.

Постановление Правительства  РФ от 20 ноября 1995 года №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат к производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» предусматривает, что проценты, выплачиваемые сторонами лизинговой сделки по заемным средствам, использованным для реализации лизингового договора, могут быть включены в себестоимость продукции лизинговой компании с учетом установленных ограничений.

Постановлением Правительства  РФ от 26 февраля 1996 года №167 «Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» определен порядок получения лицензии лизинговыми компаниями и предоставления полномочий Министерству Экономики по выдаче лицензии.

Лицензия, выданная Министерством  Экономики, действительна на всей территории России на срок от одного до пяти лет. Что  касается вновь образованных компаний, с ограниченным объемом капитала, то они могут получить лицензию на срок от одного до двух лет. Министерство Экономики перед выдачей лицензии может потребовать проведения аудита компании независимыми экспертами. Постановление  содержит также требование, что 40% дохода лизинговой компании должно приходиться на деятельность по реализации лизинговых договоров. Обязательным условием действия лицензии является также осуществление деятельности в качестве лизингодателя, наличие не менее одного находящегося в стадии реализации договора финансового лизинга в течение срока действия лицензии.

Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по нескольким причинам:

Ряд операторов российского  лизингового рынка, даже из числа  наиболее именитых, находятся в настоящее  время в сложном экономическом  положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими  видами деятельности.

Если в качестве лизингодателя  выступает российский банк, данный норматив для него неприемлем, так  как это означает, что российские банки могут существенно замедлить  свои темпы в освоении нового банковского  продукта, каковым является финансовый лизинг.

Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40% норматива затруднит деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.

Следующим важным этапом в  законодательном обеспечении лизинговой деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года Гражданского кодекса Российской Федерации (часть  вторая). В гл.34 «Аренда» предусмотрен специальный параграф «Договор финансовой аренды (лизинга)», который предназначен для регулирования договорных операций, возникающих по поводу финансовой аренды (лизинга) имущества.

Вступление в действие Части II Гражданского кодекса в марте 1996 года закрепило правовую базу лизинга  и явилось серьезным шагом  на пути формирования целостной системы  правового регулирования лизинговых отношений. В то же время Гражданский  кодекс создает отдельные трудности  для развития лизинга. Так, например, Гражданский кодекс не предоставляет  лизингодателю право получить все  причитающиеся ему лизинговые платежи  в случае существенного нарушения  лизингополучателем своих обязательств по договору. Помимо этого, определяя  лизинг как предпринимательскую  деятельность, Гражданский кодекс лишает возможности, к примеру, лиц, занимающихся профессиональной творческой деятельностью, брать оборудование в лизинг, а также ограничивает возможность оказания лизинговых услуг организациям, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, благотворительные фонды).

И наконец, в дальнейших целях  развития форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечения  эффективности инвестирования 29 октября 1998г. принят федеральный закон Российской Федерации «О лизинге», в котором определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Таким образом, можно сказать, что общая ситуация с законодательством  в сфере лизинга на сегодняшний  день характеризуется тем, что правовые нормы, касающиеся лизинговой деятельности, имеют разноуровневый характер, т.е. помимо законодательных актов (глава 34 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О лизинге») существуют еще и нормативные акты Правительства РФ, а также различных министерств и ведомств. Это создает ощущение нестабильности законодательства, т. к. процедура изменения, отмены нормативных актов Правительства, а также министерств и ведомств проще, нежели процедура отмены или изменения законодательного акта. Помимо этого, «разбросанность» норм по разным актам затрудняет работу участников лизинговой деятельности и судебных органов. При этом Федеральный Закон «О лизинге» содержит ряд противоречий с Гражданским кодексом. Закон ограничивает свободу договорных отношений участников лизинговой сделки, кроме того, понятие финансовой аренды (лизинга) и обычной аренды (оперативного лизинга) объединены в одном законе, в то время как Гражданский кодекс различает эти два понятия.

 

    1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ.

 

      1. Положительные моменты.

Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю  оборудования, инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания, государству, которое  может использовать лизинг для направления  инвестиций в приоритетные отрасли  экономики, и, наконец, банку, который  в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуацией, сложившейся в России на данном этапе, заключается в следующем:

 а) для  государства

При сложившейся экономической  ситуации и острой необходимости  в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает  для государства особую актуальность. Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств  для инвестиционной деятельности, обеспечивает посредством своего механизма гарантированное  использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства, государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно  уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, эффективно управлять процессом совершенствования  их отраслевой структуры, содействовать  развитию товарного производства и  сферы услуг, повышению экспортного  потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических  задач;

Информация о работе Лизинг и финансовый менеджмент