Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 03:55, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент– это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п.

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      Продолжительность  производственного цикла коммерческой  организации определяется по  следующей формуле:

      Ппц = Осм + Онзп + Огп, где Ппц – продолжительность производственного цикла в днях;

      Осм  – продолжительность оборота  среднего запаса сырья, материалов  и полуфабрикатов в днях; Онзп  – продолжительность оборота  среднего объема незавершенного  производства в днях;

      Огп  – продолжительность оборота  среднего запаса готовой продукции  в днях.

       Финансовый  цикл начинается с момента оплаты поставщиком купленных сырья и материалов (погашение кредиторской задолженности) и заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности).

      Продолжительность  финансового цикла определяется  следующим образом:

      Офц  = Ппц – Окз = Отмз + Одз –  Окз, где Окз – средние остатки  кредиторской задолженности/затраты на производство; Отмз – средние остатки ТМЦ/затраты на производство;

      Одз  – средние остатки ДЗ/выручка  от реализации.

      Операционный  цикл характеризует общее время,  в течение которого финансовые  ресурсы находятся в запасах  и дебиторской задолженности.

      Продолжительность  операционного цикла рассчитывается  по формуле

      Поц  = Ппц + Одз.

       Расчет  финансового цикла– основа планирования  и управления денежными средствами. Предприятие должно постоянно  стремиться к сокращению производственного и финансового цикла. Для этого они могут использовать различные мероприятия: нормирование оборотных средств; снижение себестоимости продукции; оптимизацию производственных запасов; оптимизацию доставки сырья и материалов; оптимизацию доставки и хранения готовой продукции; управление дебиторской задолженностью; управление денежными средствами; сокращение производственного цикла; снижение потребности в инвентаре; эффективную ценовую политику; применение логического похода и т. д.

      Выбор  варианта сокращения производственного и финансового циклов делается на основе сопоставления эффективности каждого варианта. Сокращение длительности данных циклов позволяет сократить потребность в оборотных средствах.

12.Влияние эффекта финансового рычага на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 Наряду с внешними факторами (валютный риск, риск процентной ставки и др.), существуют внутренние предпосылки увеличения или снижения риска предприятия: предпринимательский (деловой) и финансовый риски. Под предпринимательским понимается риск неполучения операционной прибыли (прибыли до уплаты процентов по кредитам и налога на прибыль). Одной из характеристик этого риска является операционный леверидж,. Финансовый риск сопряжен с возможностью неполучения чистой прибыли до уплаты налога на прибыль, но после выплаты процентов. Одним из измерителей риска такого рода является финансовый леверидж или эффект финансового рычага. Сравнив между собой формулы определения операционной прибыли и чистой прибыли до налогообложения, можно сделать вывод, что дополнительным фактором риска в случае финансового левериджа выступает общая сумма процентов за кредит. Очевидно, что сумма процентных платежей увеличивается по мере роста удельного веса заемного капитала в общей структуре источников финансирования предприятия. Следовательно, финансовый леверидж отражает степень зависимости предприятия от кредиторов, то есть величину риска потери платежеспособности. Чем выше финансовый леверидж, тем выше риск во-первых неполучения чистой прибыли, а во-вторых – банкротства предприятия. С другой стороны, финансовый леверидж способствует повышению рентабельности собственного капитала: не вкладывая в предприятие дополнительный собственный капитал (он замещается заемными средствами), владельцы получают большую сумму чистой прибыли, “заработанную” заемным капиталом. Кроме этого предприятие получает возможность воспользоваться “налоговым щитом”, так как в отличие от дивидендов по акциям сумма процентов за кредит вычитается из общей величины прибыли, подлежащей налогообложению. Однако, чтобы воспользоваться преимуществами финансового левериджа, предприятию необходимо выполнить обязательное условие – заработать операционную прибыль, достаточную как минимум для покрытия процентных платежей по заемным средствам.

14. Стратегия формирования механизма распределения прибыли предприятия

      Прибыль предприятия – разница между суммарными доходами и расходами организации.

      Суммарные  доходы в зависимости от их  характера, условий получения  и направлений деятельности предприятия подразделяются на следующие виды:

      – доходы  от обычных видов деятельности;

      – операционные  доходы;

      – внереализованные  доходы;

      – чрезвычайные  доходы.

       Суммарные  расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия делятся на следующие виды:

      – расходы  по обычным видам деятельности;

      – операционные  расходы;

      – внереализационные  расходы;

      – чрезвычайные  расходы.

      Прибыль  предприятия формируется как сумма финансовых результатов по следующим видам его деятельности:

      – основной (обычной) (отражает результат той  основной деятельности, которая  зафиксирована в уставе предприятия);

      – операционной (финансовой) (отражает результат финансовой деятельности и определяет как разность между операционными доходами и операционными расходами);

      – внереализационным  операциям (определяется как разность  между внереализационными доходами  и внереализационными расходами);

      – от  действия чрезвычайных обстоятельств (определяется как разность между чрезвычайными поступления и чрезвычайными расходами).

      Можно  выделить следующие особенности  распределения прибыли:

      – прибыль,  получаемая предприятием в результате  производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием;

      – прибыль  для государства поступает в  соответствующие бюджеты в виде  налогов и сборов, ставки которых  не могут быть произвольно  изменены. Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

      Предприятия  в соответствии с уставом могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы, связанные с развитием производства, расходы на социальные нужды, материальное поощрение.

      Формирование  прибыли характеризует экономическую  эффективность деятельности предприятия. Однако распределение прибыли также может оказывать влияние на эффективность. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала. В то же время пропорции распределения чистой прибыли не всегда могут быть эффективными. Считается, что большая часть прибыли должна направляться на накопление, а не на потребление.

16. Ключевые элементы операционного анализа

Операционный  анализ (break-even analysis) - один из наиболее эффективных способов измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Целью операционного анализа является нахождение наиболее выгодного сочетание переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас прочности фирмы.

Операционный анализ - это анализ зависимостей финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства (реализации). Поэтому его называют также анализом "издержки - объем - прибыль". Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и управления предприятия.

Основными элементами операционного анализа являются расчет:

- расчет операционного  рычага,

 

- расчет запасов прочности,

 

- расчет порога рентабельности.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое  изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

В практических расчетах для определения силы воздействия  операционного рычага применяют  отношение так называемой валовой  маржи (результата от реализации после  возмещения переменных затрат) к прибыли.

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы маржи хватало  не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Показатель силы воздействия  производственного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1 %-ом росте выручки от реализации продукции. Таким образом, зная данные о росте выручки от реализации продукции и силу воздействия производственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличение объема выпуска продукции. Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операционного рычага. Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации.

Точка безубыточности (порог  рентабельности) характеризует достижение такого объема производства, при котором  достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можно  определить также как объем выручки  от реализации продукции, при которой величина валовой маржи равна общей сумме постоянных издержек. При такой реализации предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.

 

Формула безубыточности (порог рентабельности) может иметь  следующий вид:

Порог рентабельности = постоянные затраты : валовая маржа

Валовая маржа рассчитывается в относительном выражении к  выручке. С помощью этого показателя определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты.

17. Механизм действия матрицы финансовых стратегий

 Данная методика  заключается в проведении экспресс-анализа  финансового и хозяйственного  состояния предприятия, а также  выявления основных закономерностей  дальнейшего развития.

 Для построения  матрицы рассчитываются показатели трех типов:

1. результат финансовой  деятельности;

2. результат хозяйственной  деятельности;

3. результат финансово-хозяйственной  деятельности.

 Результат хозяйственной деятельности (РХД). Показатель говорит о ликвидности  предприятия после финансирования всех расходов, связанных с его развитием. Положительное значение данного показателя предполагает последующую реализацию масштабных инвестиционных проектов, в течение которых произойдет скачок постоянных затрат, который в значительной мере может быть компенсирован положительным значением РХД.

 ,

 где: БРЭИ – брутто результат  эксплуатации инвестиций;

 ФЭП – финансово – эксплуатационный  потребности;

 ПИ – производственные инвестиции;

 ОПИ – обычные продажи  имущества.

 Результат финансовой  деятельности (РФД). Показатель отражает  финансовую политику предприятия,  прежде всего, уровень привлечения  заемных средств. При увеличении  использования заемных средств  РФД возрастает и становится  положительным. По мере роста  издержек, связанных с оплатой заемных средств, РФД начинает снижаться.

 

 где: ЗС – заемные  средства;

 ФИПЗС – финансовые  издержки по заемным средствам;

 НП – налог на  прибыль;

 ДОР – другие  операционные расходы;

 ДОД – другие  операционные доходы.

 Результат финансово-хозяйственной деятельности (РФХД). Показатель демонстрирует величину и динамику денежных средств предприятия после совершения всего комплекса инвестиционно – производственной и финансовой деятельности фирмы. Положительная величина результата финансово-хозяйственной деятельности показывает, что в деятельности фирмы имеет место превышение доходов фирмы над ее расходами, причем это характерно не только на сегодняшний день, но и на будущий краткосрочный период. Отрицательное значение показателя свидетельствует об обратном.

 

18. Методы финансового прогнозирования развития предприятия и возможного банкротства

Исследование финансового  состояния предприятия с целью  раннего обнаружения признаков  его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства, является составной частью общего финансового анализа. Вместе с тем, этот блок финансового анализа имеет определенные особенности как по объектам, так и по методам его проведения.

Известны два основных подхода к предсказанию банкротства.

Первый базируется на финансовых данных и  включает  оперирование  некоторыми коэффициентами:  приобретающим  все  большую   известность   Z-коэффициентом Альтмана (США),  коэффициентом  Таффлера,  (Великобритания),  и  другими,  а также умение «читать баланс».

Второй исходит из данных по обанкротившимся  компаниям  и  сравнивает  их  с соответствующими данными исследуемой компании.

Первый подход, бесспорно  эффективный при прогнозировании  банкротства,  имеет три существенных недостатка. Во-первых,  компании,  испытывающие  трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом,  конкретные данные могут годами оставаться недоступными. Во-вторых, даже если  данные  и сообщаются, они могут оказаться «творчески обработанными».  Для  компаний  в подобных обстоятельствах характерно стремление  обелить  свою  деятельность, иногда доводящее до фальсификации. Требуется особое  умение,  присущее  даже не всем опытным исследователям, чтобы выделить массивы подправленных  данных и оценить степень завуалированности. Третья  трудность  заключается  в  том, что некоторые  соотношения,  выведенные  по  данным  деятельности  компании, могут свидетельствовать о неплатежеспособности в  то  время,  как  другие  – давать  основания  для  заключения  о  стабильности   или   даже   некотором улучшении. В таких условиях трудно судить о реальном состоянии дел.

Второй подход основан  на сравнении признаков уже обанкротившихся  компаний  с таковыми же  признаками  «подозрительной»  компании

Информация о работе Финансовый менеджмент