Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 03:55, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент– это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п.

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Понятия «термометр бизнеса», роль формулы Дюпона в оценке финансового  состояния и приросте собственного капитала

 В этом анализе  используется показатель: (Коэффициент  оборачиваемости активов) = (Годовая  выручка от продаж) / (Среднегодовая  сумма материальных активов). Чисто  формально коэффициент рентабельности  активов (доходности активов), коэффициент  оборачиваемости активов и коэффициент чистой прибыли (доходности продаж) взаимосвязаны. Правую часть определения коэффициента рентабельности активов делим и умножаем на выручку от продаж. (Коэффициент рентабельности активов) = (Выручка от продаж) / (Сумма материальных активов) * (Чистая прибыль после уплаты налогов) / (Выручка от продаж). Если правую и левую часть этого выражения умножить на дробь - (Общая сумма материальных активов) / (Акционерный (то есть собственный) капитал), то получим выражение, известное, как формула Дюпона: (Чистая прибыль после уплаты налогов) / (Акционерный капитал) = (Выручка от продаж) / (Сумма материальных активов) * (Чистая прибыль) / (Выручка от продаж) * (Сумма материальных активов) / (Акционерный капитал). (Коэффициент рентабельности собственного капитала) = (Коэффициент оборачиваемости активов) * (Коэффициент доходности продаж) * (Коэффициент соотношения акционерной собственности и всех активов). Формула показывает, как различные факторы влияют на главный показатель жизнеспособности предприятия - рентабельность собственного капитала: 1–й фактор – оборачиваемость активов,2–й фактор – доходность продаж,3–й фактор – структура капитала.

6. Условия оптимального сочетания показателей:коммерческая маржа, коэффициент трансформации.

Экономическая рентабельность активов. С экономической точки зрения — это показатель эффективности функционирования предприятия, позволяющий сопоставлять результат (эффект) с затратами. Понятно, что экономическую рентабельность активов нельзя путать с рентабельностью производства и рентабельностью продукции. С бухгалтерской точки зрения — это соотношение НРЭИ и актива баланса предприятия или соотношение балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых на себестоимость, и актива баланса предприятия. Здесь необходимо сделать одно принципиальное замечание. Оно связано со спецификой функционирования финансового механизма фирмы. Напомним, что речь идет о том, что фирма может использовать то, что ей не принадлежит, и не может использовать то, что ей принадлежит (кредиторская и дебиторская задолженности предприятия соответственно). Именно поэтому, когда речь идет об экономической рентабельности активов, мы должны вычесть из величины актива сумму кредиторской задолженности предприятия. Это правило относится практически ко всем категориям финансового менеджмента для краткосрочного временного интервала, так как кредиторская задолженность не выходит за рамки именно краткосрочного периода. Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости. Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту. В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Коммерческая маржа с экономической точки зрения показывает рентабельность оборота (выручки от реализации и внереализационных доходов). Коэффициент трансформации с экономической точки зрения показывает эффективность использования актива предприятия (сколько рублей выручки получается с одного рубля актива). Бухгалтерская отчетность предприятия дает возможность точно определить величину КТ (числитель берем из “Отчета о финансовых результатах”, знаменатель — из самого баланса предприятия).

7.Механизм действия эффекта финансового рычага

Финансовый рычаг («финансовый  леверидж») – это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения  используемых собственных и заемных  финансовых средств. Таким образом, финансовый рычаг позволяет воздействовать на прибыль через оптимизацию структуры капитала.

Эффект финансового  рычага – это показатель, отражающий приращение к рентабельности собственных  средств, получаемое благодаря использованию  кредита, несмотря на платность последнего. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ =(1 + НП)?(Р А?%ср.)ЗК/СК,

где ЭФЛ – эффект финансового  левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %; ПН – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; Р А– коэффициент валовой рентабельности активоЕ (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %; % ср. – средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %; 3К – средняя сумма используемого предприятием заемного капитала; СК – средняя сумма собственного капитала предприятия.

Приведенная формула  расчета эффекта финансового  левериджа позволяет выделить в ней три основные составляющие:

1. Налоговый корректор  финансового левериджа (1-НП), который  показывает, в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового  левериджа (Р А?%ср.) который отражает  разницу между коэффициентом  валовой рентабельности активов  и средним размером процента за кредит.

3. Плечо финансового  левериджа ЗК/СК, которое характеризует  сумму заемного капитала, используемого  предприятием, в расчете на единицу  собственного капитала.

Налоговый корректор  финансового левериджа практически  не зависит от деятельности предприятия, т. к. ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. В процессе управления финансовым левериджем дифференциальный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

дифференциации ставки налогообложения прибыли или наличия налоговых льгот по различным видам деятельности предприятия;

осуществления деятельности дочерних фирм предприятия в оффшорных  зонах или странах с иным налоговым  климатом.

Дифференциал финансового  левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа, если уровень валовой прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

Плечо финансового левериджа  является рычагом, который вызывает положительный или отрицательный  эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала  любой прирост коэффициента финансового  левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Таким образом, при неизменном дифференциале плечо финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном плече финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.

3нание механизма воздействия  финансового капитала на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.

Количественное значение влияния факторов на изменение результирующего  показателя находится путем применения одного из специальных приемов экономического анализа.

8.Варианты и условия привлечения заемных средств предприятием при формировании фин.стратегии. Структура заемного капитала неоднородна. Для финансов имеет принципиальное значение срок, на который привлекаются ресурсы. Наиболее выгодными для предприятия являются долгосрочные займы и кредиты, к которым в российской практике относятся обязательства со сроком погашения свыше 1 года (в развитых странах долгосрочными считаются обязательства сроком свыше 5 и даже 10 лет). Долгосрочные источники являются полноценным инвестиционным ресурсом, который может быть вложен в масштабные проекты, способные окупить затраты к моменту погашения задолженности. В этом смысле долгосрочные источники идентичны собственному капиталу. В финансовой практике они называются долгосрочным заемным капиталом или долгосрочными пассивами. Сумма собственного и долгосрочного заемного капиталов называется постоянным или долгосрочным капиталом. Для привлечения долгосрочного заемного капитала предприятия эмитируют облигации. Ценой такого капитала для предприятий является полная доходность облигаций с учетом дополнительных расходов эмитента по размещению своих обязательств. Иными словами, процедура определения цены заемного капитала в основном идентична методике расчета полной доходности облигаций. Различия заключаются в необходимости учета дополнительных эмиссионных издержек. Еще одна особенность оценки заемного капитала состоит в том, что предприятие-эмитент имеет право относить сумму доходов, выплачиваемых по облигациям, на себестоимость своей продукции (услуг), уменьшая тем самым базу обложения налогом на прибыль. Возникающий при этом эффект “налогового щита” снижает цену капитала для эмитента. Для количественного измерения величины данного эффекта полную доходность облигации умножают на выражение (1 – t), где t – ставка налога на прибыль. Таким образом, определение цены заемного капитала производится в два этапа: сначала рассчитывается полная доходность облигации (с учетом расходов по эмиссии), а затем полученный результат корректируется на величину влияния эффекта налогового щита.

9. Текущие финансовые потребности предприятия

Текущая деятельность – это совокупность разновидностей производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, которая не носит капитального и иного долгосрочного характера. Финансирование текущей деятельности предприятия осуществляется путем обеспечения его текущих финансовых потребностей (ТФП). Существование таких потребностей для работающего предприятия носит постоянный характер.

Характер ТФП определяется внутренними и внешними факторами: особенностями и результатами производственной и финансовой деятельности предприятия, наличием сезонных потребностей, текущих  кассовых разрывов в поступлении  и расходовании денежных средств, ценами, расчетно-кассовым обслуживанием, платежной дисциплиной, организацией поставок и продаж, валютным курсом рубля, инфляцией и т. п. Последние два фактора выступают в качестве основных причин непрерывного общего возрастания денежных затрат на финансирование текущих финансовых потребностей.

Финансирование ТФП  – это финансирование нужд предприятия, связанных с формированием: производственных запасов; фондов обращения в виде запасов готовой продукции на складе и средств в расчетах (дебиторской задолженности); накоплений денежных средств для авансирования хозяйственный оборот; краткосрочных финансовых вложений. Совокупность этих вложений (размещений средств), произведенных за счет всех источников, и предстает перед финансовым менеджером в качестве текущих активов. Таким образом, финансирование ТФП предприятия может трактоваться как финансирование (формирование) его текущих или краткосрочных активов. На финансирование таких активов привлекаются текущие пассивы, состоящие из источников формирования собственных средств и приравненных к ним оборотных средств (оборотного капитала) и заемных краткосрочных источников. Финансирование текущих активов вовсе не означает, что текущие финансовые потребности предприятия это его текущие активы.

Наличие и потребность в денежных средствах, в том числе во временно свободных, включая остатки на расчетном счете (после поступления выручки и ее последующего авансирования для возобновления производственного цикла), есть важный компонент ТФП предприятия и основа их реального финансирования.

В связи с этим пред финансовым менеджером встают две проблемы: определение в оперативном плане  величины превышение текущих расходов над поступлениями денежных средств  и выбор источников покрытия той  части ТФП, которая оказалась необеспеченной деньгами. Первая проблема разрешается на основе систематического составления, корректировки и контроля за исполнением платежного календаря, вторая – на основе сочетания собственных и заемных средств, краткосрочных и долгосрочных источников финансирования.

Таким образом, текущие  финансовые потребности управляемые  и подлежат определению, регулированию, планированию и контролю со стороны  финансовых служб. Особое значение в  управлении ТФП имеет уровень  организации финансовой работы на предприятии. Он определяется состоянием планово-прогнозной и контрольно-аналитической работы, регулярным составлением, уточнением и контролем за выполнением текущего и оперативных финансовых планов.

Методология управления и финансирование ТФП отлично  от методологии баланса. Финансирование текущей деятельности за счет собственных оборотных средств регулируется расходными статьями годового (с разбивкой по кварталам) или квартального (с разбивкой по месяцам) финансового плана – баланса расходов и доходов предприятия. Этот баланс выступает планово-прогнозной базой комплексного управления финансами предприятия, его активами и пассивами, основными оборотными средствами (капиталом). Доходные и расходные статьи финансового плана предприятия отличны от балансовых и не повторяется в оперативных финансовых планах – прогнозах. Последние подкрепляют исполнение текущего баланса доходов и расходов более детальной оперативной финансовой работой по выявлению и обеспечению финансированию всех текущих расходов.

10.Финансовый цикл и его роль в управлении денежными средствами

      Оборотные  средства в процессе своего  использования могут находиться  в разных формах. Каждое предприятие  покупает сырье, перерабатывает  его, производит готовую продукцию  и продает ее в кредит. Можно  сказать, что денежные средства проходят полный операционный цикл.

       Движение  денежных средствав процессе  операционного цикла проходит  следующие основные стадии, последовательно  меняя свои формы:

      – денежные  средства используются для приобретения  сырья и материалов;

      – запасы  сырья, материалов в результате  непосредственной производственной  деятельности превращаются в  запас готовой продукции;

      – запасы  готовой продукции реализуются  покупателям и до их оплаты  преобразуются в дебиторскую  задолженность;

      – инкассированная  (оплаченная) дебиторская задолженность  вновь преобразуется в денежные  средства, часть которых до их  производственного востребования  может храниться в форме высоколиквидных  краткосрочных финансовых вложений.

       Производственный цикл начинается с момента поступления сырья и материалов на склад предприятия и заканчивается в момент отгрузки готовой продукции покупателю.

Информация о работе Финансовый менеджмент