Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:55, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение финансового механизма управления операционной прибылью.
Сокращение постоянных и переменных издержек организации является одним из источников повышения экономической эффективности деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛЬЮ
1.1 ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ "ИЗДЕРЖКИ - ОБЪЕМ ПРОДАЖ - ПРИБЫЛЬ"
1.2 ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА
1.3 ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА
2. ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АЛЬФА")
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АЛЬФА"
2.2 ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АЛЬФА")
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп) +Ап
30989 *100=46,9%
66131
Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Ап
З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Ап
25085 *100=34,8%
72035
Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Аф
Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Аф
18597 *100=23,7%
78532
Робщ= 23,7% -22,8%=0,9%
Изменение уровня рентабельности произошло за счет:
Итого: +0,9%
Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:
Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) /-А
В сумма (УРПобщ*Удi*Цi)
Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:
Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) - А
КЛ В/Коб (сумма УРПобщ*Удi*Цi) /Коб,
Где КЛ - средняя сумма операционного капитала,
Коб - коэффициент оборачиваемости капитала.
Преимущество
рассмотренной методики анализа
показателей рентабельности состоит
в том, что при ее использовании
учитывается взаимосвязь
Например:
Производственная мощность предприятия 1000 шт.
Цена изделия (Ц) 20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В).20 000 тыс. руб.
Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб.
Переменные расходы на единицу продукции (ь) 12 тыс. руб.
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции (П) 4000 тыс. руб.
Маржа покрытия (МД=В-Зпер) 8000 тыс.руб.
Доля маржи покрытия (Дмд=МД/В= 1-ь/Ц) 0,4
Ставка маржинального дохода (Смд=Ц-ь) 8 тыс.руб.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
Вкр= А = 4 =
Дмд 0,4 10 млн.руб.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж определяется в натуральном выражении:
УРПкр = А = А = 4000 = 500 шт.
Смд Ц-ь 20-12
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
Т = А/МД*100%
Т= 4/8*100= 50%.
Если ставится
задача определить объем реализации
продукции для получения
УРП = А+П = 4000+2000 = 750 ед.
Ц-ь 20-12
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750: 500). При этом нужно произвести и реализовать 500 единиц продукции, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 250 единиц - для поучения прибыли в сумме 2000 тыс.руб.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
В= А+П = 4000+2000 = 15000 тыс.руб.
Дмд 0,4
Для определения
зоны безопасности аналитическим методом
по стоимостным показателям
ЗБ = В-Вкр = 20000-10000 = 0,5 или 50%
В 20000
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = УРП-УРПкр = 1000-5000 = 0,5 или 50%
УРП 1000
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Допустим, что производственная мощность предприятия рассчитана на производство 100 000 изделий, рыночная цена которых 200 тыс. руб. Постоянные расходы составляют 7200 млн. руб. Переменные расходы на изделие - 90 тыс. руб. При таких условиях себестоимость одного изделия (С), прибыль (П) и безубыточный объем продаж (УРПкр) составят:
С=А + ь = 7200000 + 90 = 72+90= 162 тыс.руб.
УРП 100000
П=УРП (Ц-ь) - А=100000 (200-90) - 7200000=3800 млн.руб.
УРПкр = А = 7200000 = 65454 шт.
Ц-ь 200-90
ЗБ = 100000 - 65454 *100 = 34,5%
100000
В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30 000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем себестоимость изделия, прибыль и безубыточный объем продаж в изменившейся ситуации.
С = 7200000 +90 = 330 тыс.руб
30000
П = 30000 (200-90) - 7200000 = - 3900 млн.руб.
УРПкр = 7200000 = 65454шт. ЗБ = 30000-65454 *100 = - 118%
Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия.
Чтобы избежать
убытков, предприятие будет искать
выход из сложившейся ситуации. И
если в это время поступит предложение
от заказчика на выпуск продукции, которая
требует несколько иной технологии
и, соответственно, дополнительных постоянных
затрат, то менеджеры предприятия
могут принять такой заказ
даже по ценам ниже критического уровня.
Допустим, что заказчик согласился
разместить заказ на 50000 изделий
по цене 180 тыс.руб., которая ниже рыночного
ее уровня. При это предприятие должно
дополнительно израсходовать на конструкторского-
Выгодно ли это предприятию. На первый взгляд не выгодно, так как цена реализации ниже себестоимости единицы продукции. Кроме того, потребуется дополнительные затраты на подготовку производства.
Сделаем технико-экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких условиях:
С= 7200000+160000 + 90=182 тыс.руб.
30000+50000
П= 30000 (200-90) + 50000 (180-90) - 7360000 = 440 млн.руб.
УРПкр = 7360000 = 75487 штук, ЗБ 80000-75487 *100 = 5,64%
187,5 - 90 80000
Это доказывает,
что даже на таких невыгодных условиях
принятие дополнительного заказа экономически
оправдано. Дополнительный заказ позволяет
значительно снизить
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и обращения и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и обращения и их величины на перспективу.
К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли.
Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.
Постоянные издержки - это издержки, которые не зависят от объема производства, их величина остается постоянной при изменении объема производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д.
Переменные издержки
- это издержки, зависящие от объема
производства. Прямые затраты на сырье
материалы, рабочую силу и т.п. изменяются
в зависимости от масштабов деятельности.
Такие накладные расходы, как
комиссионные торговым посредникам, плата
за телефонные разговоры, траты на канцелярские
товары, увеличиваются с расширением
бизнеса, а поэтому в данном случае
относятся к категории
Операционный анализ - это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина "операционный анализ" могут быть также использованы термины "анализ безубыточности", "CVP-анализ (costs, volume, profit) - анализ "затраты-объем-прибыль".
Центральными элементами операционного анализа являются:
маржинальный доход
порог рентабельности или точка безубыточности
маржинальный запас прочности = (выручка фактическая - выручка пороговая) /выручка фактическая * 100%
операционный рычаг (производственный леверидж)
Сущность операционного анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.
Обеспечение эффективного
функционирования предприятий требует
экономически грамотного управления их
деятельностью, которое во многом определяется
умением ее анализировать. С помощью
метода операционного анализа
Квалифицированный
экономист, финансист, бухгалтер и
другие специалисты экономического
профиля должны хорошо владеть современными
методами экономических исследований.
Благодаря знанию техники и технологии
маржинального анализа они
1. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Экономика, 2004. - 310 с.
Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью