Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение финансового механизма управления операционной прибылью.
Сокращение постоянных и переменных издержек организации является одним из источников повышения экономической эффективности деятельности предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛЬЮ
1.1 ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ "ИЗДЕРЖКИ - ОБЪЕМ ПРОДАЖ - ПРИБЫЛЬ"
1.2 ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА
1.3 ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА
2. ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АЛЬФА")
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АЛЬФА"
2.2 ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "АЛЬФА")
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Файлы: 1 файл

курсовая финансовый менеджмент.docx

— 79.11 Кб (Скачать)

I этап

Сколько наличного  капитала требуется предприятию?

Каким образом  можно мобилизовать эти средства?

До какой степени  можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

II этап

Что важнее для  предприятия на данном этапе его  деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?

До какой степени  можно увеличивать или снижать  силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень  предпринимательского риска, связанного с предприятием?

Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?

Следует ли продавать  продукцию ниже ее себестоимости?

Какого продукта производить больше: А или Б?

Как отзовется  на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап

Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы  удовлетворять клиентов, но не связывать  при этом слишком много оборотных  средств?

Какова оптимальная  величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая  обеспечивать и стимулировать продажу  товара в рассрочку, при одновременном  снижении вероятности возникновения  безнадежных долгов и минимизации  средств, отвлекаемых дебиторской  задолженностью?

IV этап

Какую часть  прибыли распределять в качестве дивидендов?

Какая часть  нарабатываемого экономического эффекта  уходит на погашение долгов и процентов  по ним? Не чрезмерный ли это груз для  предприятия?

Каким образом  можно снизить суммы выплачиваемых  налогов?

Маржинальный  анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами  на единицу продукции, постоянными  издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без  разделения издержек на постоянные и  переменные.

Сила воздействия  операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных  громоздкими производственными  фондами, большая сила операционного  рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается  катастрофическим падением прибыли  и вхождением предприятия в зону убытков.

Операционный  анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить  такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу5. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности - это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Идеальные условия  для бизнеса - сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда - в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Операционный  анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники  и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?

В рамках анализа  оценивается эффективность использования  денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа - изучение состава и  источников доходов и направлений  расходов фирмы, рассмотрение объемов  продаж товаров и услуг, себестоимости  реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.

Анализ итогового  баланса фирмы дает представление  о ее финансовом положении на конец  истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и  структуры.

Необходимая часть  маржинального анализа - рассмотрение источников формирования и направлений  использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами.

1.2 Элементы операционного  анализа

 

Операционный  анализ - это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина "операционный анализ" могут быть также использованы термины "анализ безубыточности", "CVP-анализ (costs, volume, profit) - анализ "затраты-объем-прибыль".

Центральными  элементами операционного анализа  являются:

маржинальный  доход

порог рентабельности или точка безубыточности 

маржинальный  запас прочности = (выручка фактическая - выручка пороговая) /выручка фактическая * 100% 

операционный  рычаг (производственный леверидж)

Сущность операционного  анализа заключается в анализе  соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях6.

Основной категорией операционного анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами7. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный  доход (М) рассчитывается по формуле 

M = S - V 

где S - выручка  от реализации; V - совокупные переменные затраты.

Маржинальный  доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого  вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя - прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции: 

M = (S-V) / Q = p - v,  

где M - удельный маржинальный доход; Q - объем реализации; р - цена единицы продукции; v - переменные затраты на единицу продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для  каждого конкретного вида продукции  важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует  о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная  единица данного вида продукции  будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного  снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть  вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

На практике производят более глубокую детализацию  переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов8. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором  прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка  равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Алгебраическим  методом точка нулевой прибыли  рассчитывается исходя из следующей  зависимости9: 

I = S - V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0 

где I - величина прибыли; S - выручка; V - совокупные переменные затраты, F - совокупные постоянные затраты

Отсюда находим  критический объем: 

Q ' = F / (p-v) 

где Q ' - точка  безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

Критический объем  производства и реализации продукции  можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении: 

S = F * p / (p - v) = Q' * p 

где S - критический  объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого показателя - выручка, при которой прибыль равна  нулю. Если фактическая выручка предприятия  больше критического значения, оно  получает прибыль, в противном случае - убыток.

Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном  и стоимостном выражении справедливы  лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура  выпуска фиксирована, т.е. пропорции  между различными видами продукции  остаются неизменными. Если выпускается  несколько видов товара с разными  предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи) этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия - это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка  равна постоянным затратам10: 

Q" = F / p, где Q" - точка закрытия. 

Если фактический  объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический  показатель, предназначенный для  оценки риска, - "кромка безопасности", т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении) 11: 

Кб = Оф - Q ' 

где Kб - кромка безопасности; Оф - фактический объем выпуска и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к  фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может  снизиться объем выпуска и  реализации, чтобы избежать убытка. 

К% = Кб / Qф * 100%, 

где К% - отношение кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем  она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет  критического уровня Q' и предприятие  окажется в зоне убытков.

Данные о величине маржинального дохода и других производных  показателей получили довольно широкое  распространение для прогнозирования  затрат, цены реализации продукции, допустимого  удорожания ее себестоимости, оценки эффективности  и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач  типа "производить самим или покупать" и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью