Финансовый механизм и рыночная среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Финансы предприятий - это финансовые или денежные отношения, которые возникают в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. Финансы предприятий функционируют в среде материального производства, где в основном создаются валовой национальный продукт и национальный доход - источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы. Финансы предприятий играют важнейшую роль не только в финансовой системе предприятия, а так же в финансовой системе страны, в обеспечении её эффективного экономического и социального развития. Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.

Оглавление

Введение
1. Финансовый механизм предприятия
1.1 Сущность финансового механизма организации
1.2 Функции и структура финансового механизма предприятия
1.3 Принципы организации финансов и финансовая служба предприятия
2. Рыночная среда предприятия
2.1 Понятие, функции и структура рынка
2.2 Виды рыночной среды предприятия
2.2.1 Внешняя среда предприятия
2.2.2 Внутренняя среда предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа лаурка.docx

— 60.91 Кб (Скачать)

                     Наибольший охват субъектов рынка, группировка их с учетом специфических особенностей рыночного поведения достигается выделением пяти основных типов рынка:

рынка потребителей -- отдельных  лиц и домашних хозяйств, которые  покупают товары или получают услуги для личного потребления;

рынка производителей -- совокупность лиц и предприятий, покупающих товары для использования их в производстве других товаров и услуг;

рынка промежуточных продавцов (посредников) -- совокупности лиц и  организаций, становящихся собственниками товаров для перепродажи или  сдачи их в аренду другим потребителям с прибылью для себя;

рынка общественных учреждений, покупающих товары и услуги для сферы  коммунального хозяйства или  для обеспечения деятельности различных  некоммерческих организаций;

международного рынка -- зарубежных покупателей, потребителей, производителей, промежуточных продавцов. Бесперебойное функционирование такой  сложной и многоуровневой системы, как рынок, который в развитом товарном производстве представлен  более чем двадцатью основными  его видами, требует высокоразвитой и широко разветвленной общей  и специальной инфраструктуры, учитывающей  рыночные особенности. Инфраструктуру рынка составляет совокупность организаций (учреждений), имеющие разные направления  деятельности, обеспечивающих эффективное  взаимодействие товаропроизводителей и других рыночных агентов, которые  осуществляют оборот товаров, продвижение  последних из сферы производства в сферу потребления. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры принадлежат: коммерческие информационные центры, товарно-сырьевые фондовые, валютные биржи; коммерческие, инвестиционные, эмиссионные, кредитные и другие банки; транспортные и складские  сети; коммуникационные системы и  т. п. В обеспечении непрерывного движения товаров определяющую роль играют снабженческо-сбытовые организации -- посредники, дилерская сеть предприятий  оптовой и розничной торговли, пункты проката и лизинга, ремонтные  и сервисные центры по обслуживанию изделий у потребителей, страховые, аудиторские, холдинговые, брокерские компании, торговые дома, аукционы, рекламные агентства, выставки, система внешнеторговых организаций. Существует также соответственно направленная инфраструктура каждого из ранее рассмотренных конкретных видов рынков. Она учитывает специфику их организации, формирования и функционирования, особенности связи и взаимодействия рыночных агентов.

2.2  Виды рыночной  среды предприятия

                     Любая организация находится и функционирует в рамках рыночной среды, которая делится на внешнюю и внутреннюю среду. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

                     Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

 

 

 

                                              2.2.1 Внешняя среда предприятия

                    Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов. Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Для оптимального изучения компонентов внешней среды, в современных исследованиях стратегического менеджмента выделяют общую и конкурентную среду. Факторы, составляющие внешнюю среду компании, могут влиять на то, каким образом она будет разрабатывать и применять стратегии. Общая среда не поддается контролю со стороны фирмы и ее поведение и не может быть спрогнозировано с абсолютной точностью. Внешняя среда слагается из шести основных сил или компонентов.

                   Демографическая компонента. Демографические изменения имеют значительный эффект на то, какие продукты компания будет производить, какой сервис предоставлять, какие рынки и каких покупателей обслуживать.

                 Изменение возраста населения и колебания рождаемости. Изменение в среднем возрасте населения означает существенное изменение структуры общества по возрасту. Падение или рост рождаемости это угроза для одних сфер деятельности и благо для других. Например, постоянный или снижающийся уровень рождаемости может привести к увеличению среднего возраста населения. Это скажется на появлении большего спроса на услуги для пожилых людей.

                 Социокультурная компонента. Изменение в культурных ценностях. В первую очередь, изменение в культурных ценностях в какой-то степени перекликаются с изменением в этническом соотношении. Появление большего числа групп меньшинства и увеличивающиеся число женщин на рабочих местах можно отнести к смене в расстановке культурных ценностей. Также сюда можно изменение отношения к вопросу о заботе о здоровье.

                  Политическая и законодательная компонента. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изменения в политической ситуации или законодательстве также могут являться значительным фактором, влияющим на то, как компания будет работать в дальнейшем. Применительно к государственным органам, компании должны отслеживать какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. Законы, принимающиеся на государственном уровне относительно деятельности конкретной отрасли, затрагивают операционную деятельность таких отраслей в конкретной стране или регионе. Такие изменения могут как сказаться и положительно на деятельности компании, так и сделать среду более враждебной.

                  Технологическая компонента. Анализ данной компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям. Создание новых продуктов, процессов, или усовершенствование старых - все это относится к категории инноваций. Компания должна отслеживать технологические инновации по двум причинам. Первая, это отслеживание технологий, напрямую соотносящихся к ее бизнесу с целью поддерживать конкурентоспособность на рынке. В этом случае использование инноваций дает компании конкурентные преимущества. Второй случай, это отслеживание технологических трендов в отраслях, которые могут быть, и не связаны напрямую с деятельностью компании.

                  Макроэкономическая компонента. Состояние экономики, в общем, в большой степени также влияет на стратегию и деятельность разных отраслей. Состояние этой компоненты влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Средний уровень дохода населения стран, в которых компания осуществляет свою деятельность, еще один фактор, составляющий экономическую компоненту. Если в уровень дохода населения или группы потребителей падает, это означает, что компании нужно искать методы удержание доли рынка за счет существующих средств, начинать обслуживать новый сегмент или принять другое соответствующее решение. Уровень инфляции также входит в экономическую составляющую, которая влияет на деятельность компании. Во время инфляции покупательская способность денег падает, что также вынуждает компанию находить пути для дальнейшего оперирования на рынке. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может считать желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем.

                  Международная компонента. В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет. Самый простой путь проникновения на международные рынки -- экспорт продукции. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в одной стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок иностранными покупателями. С расширением экспорта организация может создать экспортный отдел с управляющим по экспорту, относящимся к среднему уровню в иерархии управлении. Наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями.

                 Анализ конкурентной среды. Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже.

                     Типы взаимодействия конкурентов классифицируется по степени конфликта между фирмами: конфронтация, соперничество, соревновательная конкуренция, кооперация (сотрудничество). Типы конкурентного взаимодействия зависят от активности конкурентоспособности организации в направлении противодействия конкурентам. Противодействие может заключаться в агрессивном ценообразовании (снижении цен), интенсивной рекламной кампании, привлечении органов государственной власти и других влиятельных структур для воздействия на конкурентов.

                  В рамках анализа конкурентной среды может оказать полезной группировка несколько конкурентов конкретной отрасли в отдельные группы. Данные группы формируются из компаний, чьи стратегии схожи между собой, занимают похожие позиции на рынке и они следуют стратегии, используя схожие ресурсы. Основными характеристиками, по которым компании можно объединить в одну стратегическую группу, являются:

1. Размер компании - компании могут  группироваться в стратегическую  группу согласно их размера.  Относительно размера различают  большие, средние и малые компании.

2. Доля на рынке - компании, занимающие  приблизительно одинаковую долю  на рынке.

3. Географический разброс операций - объединение на основе схожести  ведения операций на рынках. Относительно  географического разброса выделяют  международный, национальный и  региональный рынки.

4. Характеристики продукта - группировка  согласно этой характеристике  происходит на основе схожести  по уровню цен и широте ассортимента  предлагаемого продукта.

5. Операционный охват - компании  могут быть объединены в одну  стратегическую группу, если они  использует концентрированный подход  к производству, и объединены  в иную стратегическую группу  если используют диверсифицированный  подход.

               С течением времени многие отрасли проходят через ряд стадий, начиная от роста, переходящего в зрелость и конечному спаду. Этот естественный путь развития компании содержит в себе несколько периодов с характерными для каждого из них проблемами и ошибками.

               В рамках анализа интенсивности конкуренции в отдельной отрасли или стратегической группе, можно выделить четыре вида стратегии. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.

                Стратегия концентрированного роста - сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами стратегий первой группы являются: стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, предполагает реализовывать на уже освоенном фирмой рынке.

Информация о работе Финансовый механизм и рыночная среда предприятия