Финансовый механизм и рыночная среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Финансы предприятий - это финансовые или денежные отношения, которые возникают в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. Финансы предприятий функционируют в среде материального производства, где в основном создаются валовой национальный продукт и национальный доход - источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы. Финансы предприятий играют важнейшую роль не только в финансовой системе предприятия, а так же в финансовой системе страны, в обеспечении её эффективного экономического и социального развития. Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.

Оглавление

Введение
1. Финансовый механизм предприятия
1.1 Сущность финансового механизма организации
1.2 Функции и структура финансового механизма предприятия
1.3 Принципы организации финансов и финансовая служба предприятия
2. Рыночная среда предприятия
2.1 Понятие, функции и структура рынка
2.2 Виды рыночной среды предприятия
2.2.1 Внешняя среда предприятия
2.2.2 Внутренняя среда предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа лаурка.docx

— 60.91 Кб (Скачать)

                   Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, которые связаны с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

                   К финансовым методам относятся: финансовый учет, анализ, планирование, прогнозирование, финансовый контроль, финансовое регулирование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые операции, трансфертные операции, трастовые операции, лизинг, аренда, факторинг и другие методы.

                  Рассмотрим более подробно один из методов финансового механизма - финансовый анализ, совершенствование которого позволит снизить расходную часть бюджета предприятия и повысить доходную. Одним из важнейших условий успешного управления предприятием является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия, по сути дела, отражает конечные результаты его деятельности. При этом конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только его работников, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы. В связи с этим финансовый анализ является существенным элементом управления предприятием. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Основная цель анализа финансового состояния -- получение наибольшего числа достаточно информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его прогноз на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния. Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Формирование системы информативных показателей для конкретного предприятия связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.

                   Первая группа -- это показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Эти показатели предназначены для прогнозирования возможных изменений во внешней среде функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей первой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

К данной группе относятся  следующие показатели:

- темп роста внутреннего валового  продукта и национального дохода;

- объем бюджетного дефицита;

- объем эмиссии денег в рассматриваемом  периоде;

- денежные доходы населения;

- вклады населения в банках;

- индекс инфляции;

- учетная ставка ЦБ.

                  Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия, такие, как:

- общая сумма используемого  капитала, в том числе собственного  капитала фирмы;

- общая сумма активов фирмы,  в том числе оборотных;

- сумма балансовой прибыли по  основной деятельности фирмы;

- объем произведенной (реализованной)  продукции;

- ставка налогообложения прибыли  по основной деятельности;

- индекс цен на продукцию  отрасли и др.

                 Данные показатели необходимы для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности предприятия. Третья группа -- это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиции, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций. Четвертая группа -- это показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Система показателей данной группы составляет основу информационного обеспечения финансовой деятельности предприятия. Информационное обеспечение для управляющей подсистемы финансового механизма имеет большое значение, так как при принятии управленческих решений в области финансов от качества используемой информации в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, правильность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели. Чем больше размер капитала используется предприятием, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

 

1.3 Принципы организации  финансов и финансовая служба  предприятия

                  Чтобы грамотно организовать работу предприятия, выявить максимальные возможности для данного образования необходимо четко знать принципы организации финансов:

1) Принцип сочетания государственного  регулирования и хозяйственной  самостоятельности предприятий.

2) Принцип самофинансирования.

3) Принцип материальной заинтересованности  и материальной ответственности.

4) Принцип деления уже самих  средств предприятия на собственные  и заемные.

5) Принцип формирования финансовых  резервов.

                    Каждая уважающая себя организация должна предусмотреть в своем штате сотрудников места для работников служб, занимающихся финансовыми сторонами дел.

                    Первое подразделение финансовых служб - группа финансового планирования. Она составляет бизнес-план и рассчитывает финансовые показатели. Другая группа это группа финансовых расчетов (операционнисты), которая будет заниматься безналичными расчетами. Еще одна группа - это группа кассового исполнения, которая организует наличный денежный поток (оборот).

                   Предприятие начинается с формирования уставного фонда. Уставный фонд - это совокупность основных производственных фондов и оборотных средств. Второй важный источник - доход предприятия. Третий источник - формирование денежных ресурсов - инвестиций (либо это долгосрочный кредит, либо краткосрочный, который направлен на формирование запасов, либо на реализацию продукции). Четвертый источник - мобилизация денежных ресурсов в процессе хозяйствования.

Пятый источник - бюджетные ассигнования. В условиях рынка появляется новый, шестой источник - страховые возмещения, возникающие в результате наступления  страхового случая. Седьмой источник - выпуск ценных бумаг предприятия.

                   Первый фонд из выручки - Налог на добавленную стоимость. Дальше - налог на прибыль (с дохода). Потом - обязательные сборы и платежи: акциз, таможенная пошлина и другие.

                   Составные части себестоимости: финансовые обязательства - кредиторская задолженность (привлеченные средства), банковский кредит (заемные средства).

                   В состав оборотных производственных фондов включаются: средства труда и орудия труда, то есть здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, хозяйственный инвентарь. Оборотные производственные фонды переносят свою стоимость на затраты производства постепенно, в течение нескольких производственных циклов. Эта величина называется износом оборотных производственных фондов и рассчитывается в соответствии с нормативами амортизационных отчислений.

               Сумма амортизационных отчислений, накопленная в течение определенного периода, называется амортизационным фондом.

               Норма амортизации - величина, обратная сроку работы оборудования.

                Оборотные производственные фонды называются устойчивыми активами. Устойчивые пассивы отражают величину уставного фонда. Часть уставного фонда - стоимостная оценка оборотных производственных фондов, другая часть - оборотных фондов. Источниками финансирования оборотных производственных фондов являются:

1. Уставный фонд;

2. Прибыль предприятия;

3. Амортизационный фонд;

4. Мобилизация внутренних ресурсов.

                   Отношение объема выпущенной продукции к величине фондов называется фондоотдачей.

                 Оборотные производственные фонды оцениваются по первоначальной стоимости, то есть по стоимости их приобретения, установки, монтажа, запуска в эксплуатацию. Восстановительная стоимость - это стоимость фондов в современных условиях.

5. В состав оборотных средств  включаются оборотные производственные  фонды и фонды обращения

                 Оборотные производственные фонды - это производственные запасы, то есть сырье, материалы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, то есть расходы, которые производятся в текущее время а списываются на себестоимость гораздо позже. В состав фондов обращения включаются денежные средства в кассе и на счетах в банке, кредиторская задолженность, фактурная задолженность и другие денежные средства и готовая продукция.

                 Необходимый минимум оборотных производственных фондов для нормального хода производства называется нормативом. Оборотные фонды учитываются в активе баланса под названием текущие активы, а источники оборотных средств учитываются в пассиве баланса под названием текущая задолженность. Основное назначение оборотных средств - это обеспечение бесперебойного хода производственного процесса. Оборотные средства делятся на собственные и заемные. Собственные формируются за счет собственных источников предприятия, а заемные средства формируются за счет банковского кредита, либо привлеченных средств других предприятий и организаций. Под ликвидностью понимается отношение активов к кредиторской задолженности. Ликвидность - способность средств превращаться в денежные средства. Коэффициент оборачиваемости оборотных - отношение выручки от реализации за какой-либо период к остаткам оборотных средств.

6. Прибыль предприятия согласно  действующему законодательству  определяется путем вычитания  из выручки от реализации НДС,  обязательных сборов и платежей  и затрат, которые включаются  в себестоимость. В число обязательных  сборов и платежей включаются  акцизы, таможенный сбор, ввозная  пошлина и другие обязательные  платежи в бюджет.

 

 

 

2. Рыночная среда  предприятия

2.1 Понятие, функции  и структура рынка

                 В широком понимании рынок является сферой проявления возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических отношений. В более узком понимании рынок -- это сфера товарного обращения и связанная с ним совокупность товарно-денежных отношений, которые возникают между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) в процессе купли -- продажи товаров. Расширенное толкование раскрывает очень важный существенный аспект рынка, который дает возможность определить его место и роль в процессе воспроизводства: рынок обеспечивает органическую связь между производством и потреблением, подвергается их влиянию и сам влияет на них. На рынке определяются реальные объемы и структура разнообразных потребностей, общественная значимость производственного продукта и затраченного на его изготовление труда, устанавливается соотношение между спросом и предложением, которое формирует определенный уровень цен на товары и услуги. Кроме специальной функции по обеспечению движения товаров от производителя к потребителю рынок выполняет в экономической системе общества регулятивно -- контрольную и стимулирующую функцию. Через его посредничество определяется что именно, сколько, когда и как и для кого производить. Вследствие действия закона стоимости и закона спроса и предложения устанавливаются необходимые воспроизводства, пропорции, оптимизируется распределение инвестиционных, материальных и трудовых ресурсов между сферами деятельности и отраслями производства, обеспечивается действенный экономический контроль за рациональным общественно допустимым уровнем производственных затрат.

                 Стимулирующая функция рынка состоит в том, что он инициирует производство именно тех товаров, которые необходимы потребителям. Через механизм конкуренции рыночные отношения активно влияют на увеличение ассортимента и улучшение качества продукции, снижение затрат производства и обращение, исключение из производства и потребления устаревших видов продукции, которые не имеют перспективы расширения сбыта. Стремление получить преимущество на рынке стимулирует интенсивную инновационную деятельность производителей, направленную на своевременное обновление технико-технологической базы предприятия, освоение новых видов продукции и услуг, а также усиливает побудительные мотивы работников к повышению своей квалификации, творческой и высокопроизводительной работы. Рыночные отношения имеют общий характер, распространяются на все хозяйственные сферы и регионы страны, проникают во все части экономической системы государства. В эти отношения вступает множество субъектов, а в сферу обращения поступают разнообразные товары и услуги, что формулирует сложную и многомерную структуру рынка.

Информация о работе Финансовый механизм и рыночная среда предприятия