Бюджетирование как инструмент финансового планирования компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственного коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов производства основываются на глубоких финансовых расчетах, на привлечении, распределении, перераспределении и инвестировании финансовых ресурсов. Ужесточение ценовой конкуренции, малопредсказуемость внешней среды ведет к усилению роли планирования. Этим обусловлена выбранная тема.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность процесса бюджетирования 5
1.2 Основы процесса бюджетирования 11
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» 15
2.1 Характеристика предприятия 15
2.2 Стратегические планы развития 17
2.3 Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 20
3. ОШИБКИ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Klepikova_V_V_Kursovaya_rabota_XII.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

Бюджетирование является частью системы тотального управления денежными средствами, которые направляются на реализацию двух принципиальных положений: все аспекты деятельности должны вовлечь имеющиеся в распоряжении или принципиально доступные денежные ресурсы; каждый работник может оказать влияние на состояние денежных средств, ежедневно выполняя простые правила. Цель данной системы – эффективное генерирование денежных потоков и их использование как условие генерирования последующих потоков.

Бюджеты разрабатываются  для вех структурных подразделений  организации. В последующем они сводятся в единый, так называемый генеральный бюджет, который, в свою очередь, делится на оперативный и финансовый бюджет.

 

1.2 Основы процесса  бюджетирования

 

Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета  продаж. В нем содержится информация о запланированном объеме продаж, ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Требования, предъявляемые к данному бюджету: отражение месячных или квартальных объемов продаж в натуральных или стоимостных показателях; учет спроса на продукцию, географии и сезонности продаж, категорий покупателей; включение ожидаемого денежного потока от продаж, который входит в доходную часть бюджета; учет коэффициенты инкассации, показывающие срок оплаты продукции, а также наличие безнадежных долгов.

Одновременно с бюджетом продаж идет составление бюджета  коммерческих и управленческих расходов. При этом необходимо учитывать следующее:

- невозможность одновременно повысить  объемы продаж и снизить финансирование  мероприятий по стимулированию  сбыта, затраты на которые зависят от стадии жизненного цикла товара;

- в бюджете коммерческих расходов  значительную часть составляют  затраты на продвижение товара, расходы на хранение, складирование  и страховку продукции. 

Бюджет производства, или производственная программа, определяет запланированные номенклатуру и объем производства в натуральных показателях с учетом бюджета продаж, производственных мощностей, величины внешних закупок, изменения уровня запасов. Бюджет производственных запасов отражает планируемые уровни запасов сырья и материалов, комплектующих изделий и готовой продукции с учетом погрешности прогнозов и дисциплины поставок.

Бюджет прямых затрат на сырье и  материалы составляется на основе производственного  бюджета с учетом сроков погашения  кредиторской задолженности за материалы и рассчитывается как сумма ожидаемого объема использования и запасов на конец отчетного периода за вычетом запасов на начало периода.

Бюджет прямых затрат на оплату труда  составляется исходя из бюджета производства, уровня и динамики производительности и оплаты труда основного персонала. При задолженности по оплате труда дополнительно к бюджету составляется график ее погашения.

В бюджет производственных накладных  расходов входят постоянная (амортизация, текущий ремонт и др.) и переменная части, которые в совокупности отражают все затраты, связанные с производством продукции, за исключением прямых затрат на сырье, материалы и оплату труда. Бюджет управленческих расходов включает расходы, непосредственно не связанные с производством продукции и ее сбытом: затраты на содержание отделе кадров, труда и заработной платы, услуги связи, проценты по полученным кредитам и т.д.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе бюджета продаж и себестоимости реализованной продукции, информации о прочих прибылях и расходах, величине налога на прибыль.

При моделировании расчета себестоимости  совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в виде:

 

         n

Sk = S P1C1 + P2C2 + … + PkCk,                                                        (1)

        i=1

 

где Pk – цена k-го ресурса,

Сk – расход k-го ресурса,

n -  количество видов расходуемых ресурсов i.

Бюджет денежных средств  отражает поступления (по источникам) и платежи (по направлениям) планируемого периода. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимально необходимой суммой резерва на случай ошибочных оценок и непредвиденных обстоятельств. Составляется он отдельно по основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Прогнозный баланс содержит информацию о состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода, что позволяет прогнозировать возникновение неблагоприятных проблем, является средством контроля всех видов бюджетов.

На основе стратегического  плана разрабатываются один краткосрочный и два долгосрочных бюджета – бюджет развития и индикативный скользящий бюджет.

Принято считать, что для российских предприятий оптимальным сроком краткосрочного бюджетирования является квартал, что совпадает с периодичностью составления финансовой отчетности. Для него характерны:

- обязательность исполнения;

- отсутствие корректировок  (могут быть вызваны лишь форс-мажорными  обстоятельствами);

- глобальный характер  контрольно-стимулирующей функции; 

- высокая степень детализации  информации.

Бюджет развития, разрабатываемый, как правило, на один год, предусматривает: обязательность исполнения; возможность корректировок по кварталам, исключая текущий (обусловлена неопределенностью макроэкономической конъюнктуры и т.д.); выборочный характер контрольно-стимулирующей функции; меньшую степень детализации показателей (фиксируются лишь интегральные стоимостные величины); доходную составляющую в инвестиционном бюджете.

Индикативный скользящий бюджет полностью аналогичен бюджету  развития. Однако после истечения квартала к скользящему бюджету добавляется еще один квартал (следующего года), чем достигается непрерывность планирования.

Сочетание двух долгосрочных и одного краткосрочного бюджета  позволяет взаимоувязать и сбалансировать стратегические и текущие цели организации, но, как правило, доступно лишь крупным и средним компаниям в силу высоких издержек, необходимости наличия высококвалифицированного персонала.

Для успешного внедрения  системы бюджетирования необходимо использовать полнофункциональные программные продукты, полностью охватывающие систему оперативного и бухгалтерского учета на предприятии и позволяющие всецело автоматизировать технологию составления, мониторинга и план-факт анализа сводного бюджета. Это сопряжено со значительными затратами, поэтому возможно использование средств компьютеризации меньшей функциональности, которые классифицируются в зависимости от степени охвата хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков. Эффективность бюджетного управления во многом определяется обоснованностью выбора формы организации процесса, применяемых информационных технологий.

 

2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ»

 

2.1 Характеристика  предприятия

 

В 2011 году в состав производственного  комплекса ОАО «АВТОВАЗ» входили:

- Металлургическое производство

- Прессовое производство

- Механосборочное производство

- Сборочно-кузовное производство

- Производство пластмассовых изделий

- Энергетическое производство

- Опытно-промышленное производство

На правах собственности открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» по состоянию на 31 декабря 2011 г. владеет акциями и долями в уставном капитале 84 обществ, из них:

– 15 обществ находятся  за рубежом (из них 9 обществ в странах  СНГ и Грузии), в том числе 7 обществ являются дочерними по отношению к ОАО «АВТОВАЗ»;

– 69 обществ находятся  на территории России, в том числе:

- 32 дочерних общества со 100% капиталом ОАО «АВТОВАЗ»;

- 18 дочерних обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 50% акций (долей) в уставном капитале;

- 11 зависимых обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет более 20% акций (долей) в уставном капитале;

- 8 обществ с участием ОАО «АВТОВАЗ» (20% и менее в уставном капитале общества).

В отчетном году ОАО «АВТОВАЗ»  приобрело 100% долю общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Автомобильная Группа».

В рамках реформирования ОАО «АВТОВАЗ» на базе структурных  подразделений созданы дочерние общества со 100% участием ОАО «АВТОВАЗ»:

1. Общество с ограниченной  ответственностью «Производство  по переработке промышленных отходов».

2. Общество с ограниченной  ответственностью «Соцкультбыт-АВТО-ВАЗ» на базе объединения социально-оздоровительных и культурно-бытовых учреждений.

3. Общество с ограниченной  ответственностью «ЛАДА-МЕДИА» на базе компании телерадиовещания и печати.

4. Общество с ограниченной  ответственностью «ЛАДА Моторспорт Технологии» на базе управления спортивных автомобилей.

5. Общество с ограниченной  ответственностью «мефро уилз Руссиа Завод Тольятти» на базе производства штампосварных колес.

6. Общество с ограниченной ответственностью «Волжский машиностроительный завод» на базе производства технологического оборудования и оснастки.

7. Общество с ограниченной  ответственностью «АВТОВАЗ производство ремонта и обслуживания оборудования».

8. Общество с ограниченной ответственностью «АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ» на базе структурных подразделений энергетического производства ОАО «АВТОВАЗ», обеспечивающих водоснабжение и канализацию.

Органами управления Общества являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- коллегиальный исполнительный орган – правление ОАО «АВТОВАЗ»;

- единоличный исполнительный орган – президент ОАО «АВТОВАЗ»

В 2011 году уставный капитал  не изменялся и составлял 9250270100 рублей.

Общее количество акционеров Общества по состоянию реестра на 31 декабря 2011 составило 142930 лиц.

В соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров Общества, состоявшегося 9 сентября 2010 г., в течение 2011 года происходило поэтапное размещение обыкновенных именных бездокументарных акций дополнительного выпуска посредством закрытой подписки среди основных акционеров: Renault s.a.s., Государственная корпорация «Ростехнологии», Troika Dialog Investments Limited.

По состоянию на 31 декабря 2011 г. все акции дополнительного  выпуска были размещены.

14 февраля 2012 г. ФСФР России зарегистрировала отчет об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций Общества в количестве 434173411 шт. номинальной стоимостью 5 рублей.

27 февраля 2012 г. в  устав ОАО «АВТОВАЗ» внесены  изменения, в соответствии с которыми в настоящее время уставный капитал Общества составляет 11421137155 рублей.

Уставный капитал разделен на 2284227431 акцию следующих категорий  одинаковой номинальной стоимостью 5 рублей:

– привилегированные  акции типа «А» – 461764300 штук, что составляет 20,22 % уставного капитала;

– обыкновенные акции  – 1822463131 штука, что составляет 79,78 % уставного капитала.

 

2.2 Стратегические  планы  развития

 

Долгосрочные планы  ОАО «АВТОВАЗ» определены в Программе развития на период до 2020 года, которая разработана во исполнение распоряжения Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 2080-р, а также в соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным в ноябре 2009 года по итогам заседания российско-французской межправительственной комиссии.

Основные положения  Программы:

1. Сохранение лидерства  на автомобильном рынке России и обновление модельного ряда

ОАО «АВТОВАЗ» останется  лидером российского рынка легковых автомобилей, производя модели сегментов B, С, MPV B, CDV, SUV-B, SUV-C. Полное обновление модельного ряда планируется к 2016 году.

Доля ОАО «АВТОВАЗ»  на внутреннем рынке новых легковых автомобилей составит около 25%. Объем производства автомобилей под брендом LADA к 2020 году достигнет около одного миллиона штук в год, из которых 10% будут экспортироваться в страны ближнего и дальнего зарубежья.

2. Техническое развитие  и НИОКР

К 2020 году в портфеле разработок ОАО «АВТОВАЗ» будут находиться 5 новых проектов на разной стадии проработки, а бюджет НИОКР составит почти 3% от доходов Общества, что соответствует аналогичным показателям в автомобильной индустрии.

Научно-технический центр  ОАО «АВТОВАЗ» будет сфокусирован на роли разработчика для следующих основных компонентов автомобиля: кузов, элементы интерьера, силовой агрегат, шасси, интегрированные системы управления и коммуникации.

Разработка остальных  функциональных модулей будет проводиться  совместно с поставщиками, при этом ОАО «АВТОВАЗ» будет выступать как интегратор или координатор. Для новых моделей автомобилей основные модули будут стандартизованы с высокой степенью их унификации.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент финансового планирования компании