Анализ финансового управления на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рынку для российской экономики связан с попаданием предприятий в зону неопределенности и повышенного риска. Многие предприятия обанкротились, другие находятся в тяжелейшем финансовом кризисе, третьи простаивают или работают в неполную мощь. Нередко первопричина бессистемной работы предприятий кроется в отсутствии системы финансового менеджмента, а также маркетинга, информации, автоматизации.
В сложившихся условиях большую актуальность приобретает организация финансового менеджмента на предприятиях и в организациях. Эта тема представляет интерес по нескольким причинам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Малое предпринимательство в условиях рынка. 5
1.2. Малое предпринимательство Алтайского края 7
1.3. Правовая база функционирования малых предприятий. 8
1. 4. Критерии признания малого предпринимательства. 9
1.5. Проблемы развития малого предпринимательства. 11
1.6. Налогообложение малых предприятий. 13
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО
ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
2.1. Общая характеристика предприятия. 18
2.2. Организация финансовой службы. 22
2.3. Упрощенная система налогообложения. 25
2.4. Исчисление единого налога по итогам 2004 г. 35
2.5. Операционный анализ (анализ безубыточности). 36
2.6. Расчет операционного анализа для ООО «ВЕБ-Строй». 38
2.7. Анализ показателей рентабельности ООО «ВЕБ-Строй». 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ФМ ШКЛ.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 "О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы" // СЗ РФ. 2000. N 8. Ст.959.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве" // СЗ РФ. 2000. N 50. Ст.4906.

Закон Алтайского края от 9 июля 2002 г. N 45-ЗС "О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 2002 - 2004 годы" (c изм. и доп. от 8 сентября 2003 г.)

1.4. Критерии признания малого предпринимательства.

Малые предприятия - коммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому предпринимательству содержатся в Законе о поддержке малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства Закон относит индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает определенных предельных уровней в зависимости от сферы деятельности организаций. Так, численность работников малых предприятий в промышленности, строительстве, на транспорте не должна превышать 100 человек; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Таким образом, для отнесения коммерческих организаций к числу малых предприятий применяются два критерия:

относительная экономическая независимость от других лиц - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных организаций, юридических лиц, не являющихся малыми предпринимателями;

численность работников в зависимости от сферы предпринимательской деятельности.

Здесь важно отметить, что Налоговый кодекс, устанавливая в гл.26.2 упрощенную систему налогообложения, предусмотренную как раз для малых форм предпринимательской деятельности, содержит иные критерии определения малого предпринимательства.

Согласно п.2 ст.346.12 НК РФ главным условием, позволяющим организации (заметим, что Закон не делает различий для коммерческих и некоммерческих организаций или коммерческих организаций различных организационно-правовых форм) перейти на упрощенную систему налогообложения, является объемный показатель - по итогам 9 месяцев доход от реализации без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не должен превышать 15 млн. руб. При этом вводится целый ряд дополнительных ограничений, к числу которых относится средняя численность работников, которая независимо от сферы деятельности организации за отчетный период не может превышать 100 человек.

Для целей налогообложения не являются малыми предприятиями организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. руб., а также банки, страховщики, инвестиционные фонды и другие организации, занимающиеся предпринимательством в отдельных сферах деятельности, исчерпывающий перечень которых приводится в самом НК РФ.

Совершенно очевидно, что для оптимизации правоприменения, обеспечения эффективной поддержки малых предприятий необходимо унифицировать критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым предприятиям, приведя в соответствие гражданское и налоговое законодательство.

Для каких целей так важна квалификация хозяйствующего субъекта как малого предприятия? Прежде всего, для наделения его соответствующим правовым статусом, связанным с возможностью использования мер государственной поддержки, со специальным режимом налогообложения.

Закон о регистрации юридических лиц, упростивший с 1 июля 2002 г. процедуру государственной регистрации всех организаций независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и масштабов хозяйственной деятельности, не предусматривает каких-либо особенностей для малых предприятий. Очевидно, при облегченной процедуре государственной регистрации такой подход является оправданным, чего не скажешь о процедуре ликвидации малых предприятий. Малые предприятия, обладающие в сравнении с крупным и средним бизнесом более коротким "жизненным циклом", имеющие меньшее количество обязательств перед кредиторами, наемными работниками, нуждаются в упрощенной схеме ликвидации. Сложность применяемой в настоящий момент процедуры ликвидации влечет за собой большое количество "зависших" в государственном реестре организаций, фактически прекративших свою хозяйственную деятельность.

1.5. Проблемы развития малого предпринимательства.

Среди комплекса проблем, негативно влияющих на развитие сферы малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить следующие:

1) Высокий уровень ставок налогов и сложность налогообложения, загроможденная отчетность. Несмотря на попытки упрощения и облегчения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, которые делались в течение 5 последних лет, приходится констатировать, что пока эта проблема не решена.

2) Несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности. В законодательной базе существуют пробелы, заполненные ведомственными актами, порой меняющими в корне смысл первоначальных нормативно - правовых актов. Это, в частности, стало причиной избыточности контроля предпринимательской деятельности.

3) Проблемы финансово - кредитной поддержки малого предпринимательства. Малые предприятия и предприниматели испытывают трудности, связанные с получением кредитных ресурсов в банках. Лизинговые и страховые услуги развиты очень слабо и в связи с их высокой стоимостью для предпринимателей недоступны. Средства, выделяемые на эти цели из краевого бюджета, на два порядка ниже суммы инвестиций, вкладываемых самой сферой малого бизнеса в свое развитие, и не могут значительно повлиять на ситуацию.

4) Недостаточность развития инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства, а также рынка услуг, необходимых субъектам малого предпринимательства. Особенностью этой сферы является то, что субъект малого предпринимательства не в состоянии иметь собственный штат специалистов по всем вопросам деятельности, поэтому он должен иметь возможность получить извне те специальные услуги, потребность в которых у него возникает эпизодически.

Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого предпринимательства может успешно развиваться.

Субъекты малого предпринимательства в сравнении с другими хозяйствующими субъектами нуждаются для своего развития в мерах государственной поддержки.

Действующее законодательство декларирует большое количество мер государственной поддержки малого бизнеса. Закон о поддержке малого предпринимательства, по сути, посвящен этой проблеме. Правительством РФ принят ряд постановлений, в том числе "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности", "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве".

Основные направления и мероприятия государственной поддержки аккумулируются в Федеральной и региональных программах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Указанные мероприятия финансируются из трех источников:

- из средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов - объем обязательно выделяемых средств указывается отдельной строкой в расходной части федерального бюджета;

- из средств Федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства;

- из средств Государственного фонда занятости населения.

Следует с сожалением отметить, что многие мероприятия программ государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе в области нормативного правового обеспечения малого бизнеса, остаются нереализованными.

1.6. Налогообложение малых предприятий.

Важнейшей мерой государственной поддержки малого бизнеса в большинстве стран является установление особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства. В Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения субъектов малого предпринимательства:

- общеустановленная для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность - общий режим налогообложения;

- упрощенная система, урегулированная гл.26.2 НК РФ;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная гл.26.3 НК РФ.

Две последние системы относятся к специальным налоговым режимам.

С 1 января 2003 года применение специальных налоговых режимов осуществляется в соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса РФ.

Данные главы были приняты Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах". Федеральными законами от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" и 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" были внесены первые изменения и дополнения, которые вступают в силу с 1 января 2003 года.

Для применения положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ Министерство РФ по налогам и сборам утвердило следующие документы:

- Методические рекомендации по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ (приказ МНС РФ от 10.12.2002 г. N БГ-3-22/706);

- Форму налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядок ее заполнения (приказ МНС РФ от 12.11.2002 г. N БГ-3-22/647);

- Формы документов для применения упрощенной системы налогообложения (приказ МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495);

- Форму книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядок ее заполнения (приказ МНС РФ от 28.09.2002 г. N БГ-3-22/606);

- Методические рекомендации по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса РФ (приказ МНС РФ от 10.12.2002 г. N БГ-3-22/707);

- Форму налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядок ее заполнения (приказ МНС РФ от 12.11.2002 г. N БГ-3-22/648);

- Формы документов и порядок постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (приказ МНС РФ от 19.12.2002 г. N БГ-3-09/722).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится в действие законом субъекта Федерации в отношении всех организаций и граждан, осуществляющих определенные виды деятельности на территории этого субъекта РФ. Перечень налогооблагаемых видов деятельности (оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг, общественного питания, розничной торговли и пр.) позволяет сделать вывод, что основными плательщиками налога на вмененный доход являются именно субъекты малого предпринимательства. Объектом налогообложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение этого дохода. Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности с применением корректирующих коэффициентов, например, учитывающих кадастровую стоимость земли, и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, например, количество работников, площадь торгового зала, количество автомобилей и пр. Ставка налога на вмененный доход составляет 15% вмененного дохода. Размер уплаченного единого налога пересчету в зависимости от реально полученного дохода не подлежит. Уплатой налога на вмененный доход заменяются федеральные и региональные налоги, непосредственно перечисленные в самом НК РФ (п.4 ст.346.2).

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общеустановленной системой. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно, в порядке, установленном НК РФ (ст.346.13). Применение упрощенной системы организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Уплата иных налогов осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. Объектом налогообложения по выбору самого налогоплательщика могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В первом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6%, во втором случае - 15%.

Информация о работе Анализ финансового управления на малых предприятиях