Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – исследовать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выявить основные недостатки проблемы финансово - хозяйственной деятельности и дать рекомендации по повышению эффективности использования финансовых ресурсов предприятия и улучшению его финансово - экономического состояния.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:
1. рассмотреть долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия;
2. раскрыть роль экономического анализа в обеспечении эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
3. дать краткую экономическую характеристику предприятию;
4. провести анализ состава дебиторской и кредиторской задолженности по общему объему и структуре;

Оглавление

Введение
3
1. Долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия

5
2. Роль экономического анализа в обеспечении эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью

7
3. Краткая экономическая характеристика предприятия
15
4. Анализ состава дебиторской задолженности по общему объему и структуре

20
5. Анализ состава кредиторской задолженности по общему объему и структуре

22
6. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
24
7. Оценка состояния расчетно-платежной дисциплины на предприятии
27
8. Использование резервов анализа в прогнозировании долговых обязательств

29
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОСП 3.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Налицо видно превышение кредиторской задолженности над дебиторской в сумме 15830 тыс. руб. в 2004 году, хотя в 2005 году наблюдается обратная тенденция.

В то же время превышение кредиторской задолженности над  дебиторской даёт предприятию возможность  использовать эти средства, как привлечённые источники (например, полученные авансы).

В целом состояние  расчетно-платежной дисциплины на ОАО «ЧХЗ №2» можно оценить как удовлетворительное.

Существенным фактором, оказывающим влияние на оздоровление финансового состояния ОАО «ЧХЗ №2», является внедрение системы контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью и необходимость в улучшении платежной дисциплины. Для контроля за состоянием расчетов с клиентами – заказчиками продукции необходимо установить определенные условия кредитования:

  • установить предоплату в размере 50% от стоимости продукции;
  • в случае неуплаты в течение месяца заказчик будет вынужден оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты;
  • по возможности ориентироваться на большее число клиентов, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими клиентами.

Рассмотрим использование  результатов анализа в прогнозировании  долговых обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Использование результатов анализа в прогнозировании долговых обязательств

 

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную  структуру для конкретного предприятия  и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Для того, чтобы отношения  с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы  это: вести бизнес за счет собственных  или привлеченных средств? Второй «дилеммой» является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что  предприятие, которое пользуется в  процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Следующим этапом в ходе разработки политики использования  кредитных ресурсов является определение  наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных  возможностей привлечения заемных  средств:

1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);

Так как, процесс привлечения  дополнительных финансовых ресурсов для  целей собственного бизнеса рассматривается  нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть «бесплатным». Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе. Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) «распылены» между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.

2) банковский или финансовый  кредит (в том числе выпуск  облигаций);

Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, «создание» солидных балансовых показателей. Не смотря на «дороговизну» и «проблематичность» привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно «рассчитан» на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой «гибкостью», как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.

3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);

Основной положительной  отличительной чертой данной разновидности  получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие  от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный «кредит» предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики (и украинские в том числе) прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры «упущенной выгоды» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет «неформальных» платежей руководству или служащим компании.

4) использование собственного «экономического превосходства»

Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные «правила» игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без «особых» последствий для собственного «превосходящего» бизнеса).

Экономическое превосходство  заемщика пред кредитором может возникать  в силу следующих обстоятельств:

  • монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
  • различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;
  • маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в «состоянии» диктовать свои условия или требовать выполнения «всех» обязательств, так как может оказаться без «нужного» заказчика);
  • покупатель «обнаружил» организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора («пробелы» в учете и контроле, юридическая «несостоятельность» и т. д.).

Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая  всегда существует в связи с особенностями  бюджетных, арендных и прочих периодических  платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как «неизбежный». Она хотя и позволяет временно использовать «чужие» средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

Заключение

 

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей  за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др.). Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации  другим организациям, работникам и  лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками.

Курсовая работа выполнена на материалах ОАО «ЧХЗ №2».

Вид деятельности – производство и реализация хлебобулочных изделий, напитков, майонеза, кондитерских изделий.

Рассмотрев основные показатели деятельности ОАО «ЧХЗ №2» можно сделать следующие выводы.

В целом объем реализации продукции на предприятии увеличился на 18,7%. Полная себестоимость продукции  увеличилась на 71275 тыс.руб.

На предприятии наблюдается  снижение численности персонала  на 102 человека, а также снижение фонда оплаты труда всего персонала  на 55,9 тыс.руб.

Но, несмотря на такое  изменение, среднегодовой объем  продаж на одного работающего к концу 2005 года увеличился на 26,2 тыс.руб.

За 2005 год предприятие  получило чистой прибыли на 4004 тыс.руб. больше, по сравнению с 2004 годом.

К непосредственным задачам  анализа дебиторской и кредиторской задолженности относятся следующие:

точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;

контроль за соблюдением  кассовой и платежно-расчетной дисциплины;

определение структуры  кредиторской и дебиторской задолженности  по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;

определение состава  и структуры просроченной дебиторской  и кредиторской задолженности, ее  доли в общем объеме дебиторской  и кредиторской задолженности;

выявление структуры  данных по поставщикам  по неоплаченным  расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;

выявление объемов и  структуры  задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. определение причин их возникновения и возможных путей устранения;

определение правильности использования банковских ссуд;

выявление неправильного  перечисления или получения авансов  и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;

определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия