Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – исследовать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выявить основные недостатки проблемы финансово - хозяйственной деятельности и дать рекомендации по повышению эффективности использования финансовых ресурсов предприятия и улучшению его финансово - экономического состояния.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:
1. рассмотреть долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия;
2. раскрыть роль экономического анализа в обеспечении эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
3. дать краткую экономическую характеристику предприятию;
4. провести анализ состава дебиторской и кредиторской задолженности по общему объему и структуре;

Оглавление

Введение
3
1. Долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия

5
2. Роль экономического анализа в обеспечении эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью

7
3. Краткая экономическая характеристика предприятия
15
4. Анализ состава дебиторской задолженности по общему объему и структуре

20
5. Анализ состава кредиторской задолженности по общему объему и структуре

22
6. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
24
7. Оценка состояния расчетно-платежной дисциплины на предприятии
27
8. Использование резервов анализа в прогнозировании долговых обязательств

29
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОСП 3.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Содержание

 

 

 

Введение

3

1. Долговые обязательства  как часть имущества и источник  средств предприятия

 

5

2. Роль экономического  анализа в обеспечении эффективного  управления дебиторской  и  кредиторской задолженностью

 

7

3. Краткая экономическая  характеристика предприятия

15

4. Анализ состава дебиторской  задолженности по общему объему  и структуре

 

20

5. Анализ состава кредиторской задолженности по общему объему и структуре

 

22

6. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

24

7. Оценка состояния расчетно-платежной дисциплины на предприятии

27

8. Использование резервов анализа в прогнозировании долговых обязательств

 

29

Заключение

34

Список использованной литературы

37

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Они могут различаться  по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.

Наибольшее влияние  на деятельность предприятия оказывают  внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской  и кредиторской задолженностей.

Дефицит денежных средств  в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

Главная цель данной работы – исследовать дебиторскую и  кредиторскую задолженность, выявить  основные недостатки проблемы финансово - хозяйственной деятельности и дать рекомендации по повышению эффективности  использования  финансовых  ресурсов  предприятия  и улучшению его финансово - экономического состояния.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:

1. рассмотреть долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия;

2. раскрыть роль экономического  анализа в обеспечении эффективного  управления дебиторской  и  кредиторской задолженностью;

3. дать краткую экономическую  характеристику предприятию;

4. провести анализ  состава дебиторской и кредиторской  задолженности по общему объему  и структуре;

5. провести анализ  оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженности;

6. дать оценку состояния  расчетно-платежной дисциплины на  предприятии;

8. раскрыть вопросы  использования резервов анализа  в прогнозировании долговых обязательств.

Источниками информации для решения вышеперечисленных задач являются: сборники научных трудов, монографии, статистические сборники, периодическая литература, финансовая отчетность ОАО «ЧХЗ №2» за 2004-2005 гг.

Объектом  исследования является открытое акционерное общество «Чебоксарский хлебозавод №2» (ОАО «ЧХЗ №2»).

 

 

 

 

 

 

1. Долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия

 

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Когда одно предприятие  продает товары другому предприятию  или организации, совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

 К текущим обязательствам  относится краткосрочная кредиторская задолженность. Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий и пр.

В условиях рыночной экономики  основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют  документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

Рассмотрим роль экономического анализа в обеспечение эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

 

2. Роль экономического анализа в обеспечение эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью

 

         Управление дебиторской задолженностью  непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

        К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет  заказов, оформление счетов и  установление характера дебиторской  задолженности. Среди подлежащих  рассмотрению моментов есть некоторые,  требующие особого внимания, например  необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.

           Управление дебиторской задолженностью  связано с двумя видами резервов  времени - на выписку счета-фактуры  и отправку почтой. Время на  выписку счета - это количество  дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

  Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует  учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное  обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными  методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

         Продление кредита влечет за  собой дополнительные расходы:  административные расходы деятельности  кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

        Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро  розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. 

Контроль дебиторской  задолженности. Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и  перепродажу права на взыскание долгов.

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока  платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия