Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – исследовать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выявить основные недостатки проблемы финансово - хозяйственной деятельности и дать рекомендации по повышению эффективности использования финансовых ресурсов предприятия и улучшению его финансово - экономического состояния.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:
1. рассмотреть долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия;
2. раскрыть роль экономического анализа в обеспечении эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
3. дать краткую экономическую характеристику предприятию;
4. провести анализ состава дебиторской и кредиторской задолженности по общему объему и структуре;

Оглавление

Введение
3
1. Долговые обязательства как часть имущества и источник средств предприятия

5
2. Роль экономического анализа в обеспечении эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью

7
3. Краткая экономическая характеристика предприятия
15
4. Анализ состава дебиторской задолженности по общему объему и структуре

20
5. Анализ состава кредиторской задолженности по общему объему и структуре

22
6. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
24
7. Оценка состояния расчетно-платежной дисциплины на предприятии
27
8. Использование резервов анализа в прогнозировании долговых обязательств

29
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОСП 3.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления  счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг. Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Кредитная политика. При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской  задолженностью включает:

1) анализ дебиторов; 

2) анализ реальной  стоимости существующей дебиторской  задолженности; 

3) контроль за  соотношением дебиторской и кредиторской  задолженности; 

4) разработку  политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;

5) оценку и  реализацию факторинга.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий  договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов. Баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:

  1. объем оборотных средств на конец периода / краткосрочная задолженность на конец периода < 2
  2. объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому  финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности  с кредиторской.

При анализе  соотношения   дебиторской и  кредиторской задолженностями необходим  анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

На уровень  дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

- оценка и  классификация покупателей в  зависимости от вида продукции,  объема закупок, платежеспособности  клиентов, истории кредитных отношений  и предполагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- анализ и  планирование денежных потоков  с учетом коэффициентов инкассации.

Для определения  инвестиции в дебиторскую задолженность  применяется расчет, который учитывает  годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

Делая обобщение  можно сделать вывод что в  основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение  дополнительной прибыли, связанной  с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнение  и оптимизация величины и сроков  дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся  по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального  состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных  долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта  оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.

Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков  и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

Политика скидок. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Изменение кредитной  политики. Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются.

Рассмотрим краткую экономическую характеристику предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Краткая экономическая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное  общество «Чебоксарский хлебозавод №2» (ОАО «ЧХЗ №2») является коммерческой организацией, уставной капитал которой разделен на 166200 акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу  и создано для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» является предприятием смешанной торговли. Оно реализует свои товары как оптом (на основании заключенных договоров поставки), так и в розницу (через магазины, находящиеся в собственности завода).

Главные стратегические цели: удовлетворение спроса населения на разнообразные виды продукции хлебозавода, удержание существующих и расширение новых рынков сбыта, сохранение существующих объемов производства.

Для достижения этого ставятся такие  цели, как:

- дальнейшее совершенствование  существующей технологии производства и самой продукции;

-      обновление и расширение ассортимента изделий;

-  получение стабильной прибыли  путем увеличения реализации  продукции и расширения сети фирменной торговли;

-       повышение благосостояния  работников завода;

-       сохранение существующего  контингента работников предприятия.

Коллектив ОАО «Чебоксарский хлебозавод» в 2005 году справился с поставленными перед ним задачами по обеспечению хлебобулочными, кондитерскими, макаронными изделиями, майонезом, другими товарами народного потребления предприятий фирменной торговли, общественного питания, а также множество муниципальных магазинов и торговых точек города.

В собственности предприятия имеется  кафе «Южанка» и 3 продовольственных магазина: магазин «Каравай», магазин № 78 (г. Чебоксары), магазин «Колос» (г. Новочебоксарск). Кроме этого ОАО «Чебоксарский завод» арендует еще 2 кафе «Шупашкар» и «Театральное», ресторан «Вечерние Чебоксары», 6 школьных столовых, сеть продовольственных магазинов в г. Чебоксары.

На арендуемых площадях построено  мини-пекарня в Чебоксарах, два арендуемых магазина: в поселке Кугеси и Ишлеи, три киоска в районах республики. В общей сложности хлебозавод объединяет 26 структурных единиц.

Кафе «Шупашкар», ресторан «Вечерние Чебоксары» и магазин «Лакомка» находятся на оживленной автомагистрали по пр. Тракторостроителей. Кафе «Шупашкар» входит в единый комплекс по обслуживанию населения в центре Новоюжного района.

Кафе «Театральное» в исторической части города, где большое количество народа отдыхает на набережной Волги.

Продукция, вырабатываемая ОАО «Чебоксарский хлебозавод» реализуется по заявкам потребителей на местном рынке, так как имеет короткий срок реализации. Значительная доля ее продается через широкую сеть фирменной торговли, а также через другие предприятия торговли городов Чебоксары, Новочебоксарск, ближайшие районы Чувашской республики.

В соответствии с Законом  Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на ОАО «ЧХЗ №2», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель ОАО «ЧХЗ №2» в зависимости от объема учетной работы может:

а) учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский  учет лично.

Бухгалтерский учет на ОАО «ЧХЗ №2» ведет бухгалтерия,  возглавляемая главным бухгалтером, а руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Главному бухгалтеру ОАО «ЧХЗ №2» непосредственно подчиняются зам.главного бухгалтера и старший бухгалтер, которым в свою очередь подчиняются специалисты финансового и экономического отдела.

На ОАО «ЧХЗ №2» в состав экономического отдела входят следующие группы:

материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;

производственно-калькуляционная  группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость  продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;

группа учета готовой  продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;

группа учета основных средств;

расчетную группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами.

Таблица 1

Основные показатели деятельности ОАО «ЧХЗ №2» за 2004-2005 гг.

Наименование показателей

Ед.

изм.

Годы

Отклонение

2004

2005

(+,-)

%

1) Объем реализации продукции

         

а) в натуральном выражении 

шт.

385400

397850

+12450

103,2

б) в стоимостном выражении 

тыс.руб.

673758

800082

+126324

118,7

2) Средняя цена единицы продукции 

 

руб.

 

1484

 

1845

+361

124,3

3) Численность персонала 

чел.

5399

5297

-102

98,1

4) Среднегодовой объем продаж на одного работающего

         

а) в натуральном

шт.

71,4

75,1

+3,7

105,2

б) в стоимостном 

руб.

124,8

151,0

+26,2

120,9

5) Фонд оплаты труда всего  персонала

 

тыс.руб.

 

4416,5

 

4360,6

-55,9

98,7

6) Среднегодовая заработная плата  одного рабочего 

 

тыс.руб.

 

0,81

 

0,82

+0,01

101,2

7) Затраты зарплаты на 1 рубль реализованной продукции

 

тыс.руб.

 

152,5

 

183,5

+31

120,3

8) Полная себестоимость реализуемой  продукции 

 

тыс.руб.

 

425006

 

496281

+71275

116,8

9) Себестоимость единицы продукции 

 

тыс.руб.

 

1,1

 

1,2

+0,1

109,1

10) Затраты на 1 рубль продукции

руб.

1,6

1,6

0

100,0

11) Чистая прибыль

тыс.руб.

91435

95439

+4004

104,4

12) Прибыль за единицу продукции

руб.

0,2

0,2

0

100,0

13) Уровень рентабельности 

%

13,5

11,9

-1,6

88,1

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия