Значение финансового анализа в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Финансы предприятия - это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и в присущих ей функциях. Они функционируют в сфере материального производства, где создаётся совокупный общественный продукт и национальный доход.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 598.00 Кб (Скачать)

      Проблема  банкротств многих существующих предприятий различных  отраслей хозяйства  и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни  банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров как среднего, так и высшего звена.

      Производство  - процесс сложный  по технологии, по организации, по сочетанию различных  видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать  на себя то, что гораздо  лучше могут сделать  другие. Менеджер должен прежде всего проявить предприимчивость при подборе команд, он должен  окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

    Знания, необходимые в  области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом. Данную глобальную систему можно разбить на три основные функционирующие подсистемы: 
 
 

                                         МЕНЕДЖМЕНТ 

    

       Управление                                                              Управление

    производством                    Маркетинг                     финансами 

    Менеджмент - как управление в условиях рынка - обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.

    Для современного менеджмента характерны:

    - стабильное стремление  к повышению эффективности  производства;

    - широкая хозяйственная  самостоятельность,  обеспечивающая свободу  принятия решений;

    - постоянная корректировка  целей и программ  в зависимости  от состояния рынка, изменений внешней среды;

    - ориентация на  достижение запланированного  конечного результата  деятельности предприятия  ;

    - использование современной  информационной базы  для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений ;

    - изменение функции  планирования - от текущего к перспективному ;

    - упор на все  основные факторы  улучшения деятельности  фирмы ;

    - оценка управления  работой в целом  только на фундаменте  реально достигнутых  конечных результатов ;

    - максимальное применение  математических методов  и достижений информатики на базе ЭВМ ;

    - привлечение всех  сотрудников фирмы  к управлению ею ;

    - осуществление управления  на основе предвидения  изменений, гибких  решений ;

    - опора на инновации,  нововведения в  каждом сегменте  работы предприятия, нестандартные решения ;

    - проведение глубокого  экономического (решения)  анализа каждого  управленческого решения ;

    - способность разумно  рисковать;

    - возрастание роли  маркетинга в бизнесе  до ключевой.

    Термин  «Менеджмент» относится  к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях. Управляющий менеджер обычно независим  от собственности на капитал фирмы, в которой работает. Работа менеджера - производственный труд, характерный для условий комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Таким образом, менеджмент можно определить как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджер создает условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и добивается результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент - это ещё и умение реализовать поставленные цели, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

    Менеджер  объединяет работников различных специальностей - инженеров, проектировщиков, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров, финансистов и других специалистов, действующих под его руководством, выступая, таким образом, в качестве процесса воздействия на деятельность каждого отдельного работника, группы, организации в целом с целью достижения максимальных конечных результатов. Основная задача менеджера - обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.

    Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены  увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне  профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.

    Если  ООО «Алексан»  намерено не только лишь выжить, но и  проявлять активность в направлении развития своего производства, изменив принципы управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом структуру управления предприятия. Рассматриваемому хозяйственному субъекту рекомендуется создать такую структуру управления, при которой в основе права на принятия решений лежит компетентность, а не занятие официального поста.

    В обстановке роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней, а также и исполнителей, происходит развитие так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом заметим, сокращается необходимость и в вертикальной координации.

    Руководителю  ООО «Алексан»  необходимо уделить  особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит очень во многом от квалификации самих работников , а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.

    Поэтому для обеспечения  высокой производительности труда работников, руководству ООО «Алексан» необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей.

    Определив потребности предприятия  в кадрах, руководителю ООО «Алексан»  рекомендуется разработать  программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить руководству ООО «Алексан»  формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству ООО «Алексан» необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами , это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.

    Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих  конкурентоспособности предприятия в целом.

    Предприятию также можно дать рекомендацию по созданию маркетинговой службы.  В эпоху промышленной революции французский экономист Д. Сэй сформировал одно из условных правил управления производственной деятельностью фирмы: «Нужно снижать издержки с тем, чтобы увеличить прибыль» Совет, безусловно, был мудрым, т. к. для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех, приходилось сокращать издержки. Однако сегодня, в эру постиндустриального общества, в условиях информационного взрыва, предприятие  вынуждено уделять пристальное внимание таким сферам, как реализация и сбыт своей продукции и услуг, увеличение доходов и улучшение своего финансового состояния. Поскольку в условиях жесткой конкуренции на рынке снизить уровень производственных расходов в своей фирме ниже определенного предела практически невозможно, предприятия обращают свой взор в сторону поиска новых путей увеличения своих доходов.

    При помощи анализа финансового  состояния, становится очевидным, что в  условиях рынка ООО  «Алексан» оказалось  в крайне неустойчивом финансовом положении, которое осложняется ещё и тем, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же увеличивается число конкурентов. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству ООО «Алексан» необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:

    - проанализировать  спрос на предоставление  новых услуг, которые  отвечают возможностям фирмы;

    - обеспечить эффективную  рекламу всех услуг  предприятия;

    - проводить активную  коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других  фирм, сдача в аренду  пустующих помещений  и территорий, и  т. п.);

    -  уменьшение производственных  издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.

    Многие  организации в  России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо  всех сил борются  за выживание в  рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.

    Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий  в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит:

  • изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке;
  • исследование продукта (услуг);
  • анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия;
  • изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
  • выявление особенностей рекламной деятельности;
  • определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
  • изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

Информация о работе Значение финансового анализа в современных условиях