- в территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования - 1,2 процента. [2]
Пониженные
тарифы страховых взносов на 2011 г.
для отдельных категорий плательщиков,
число которых увеличено, установлены
статьями 58 и 58.1 закона N 212-ФЗ. К сожалению,
многие субъекты малого и среднего
бизнеса не дождались льготного
тарифа страховых взносов.
В-пятых, введена
ч. 2.1 ст. 15 закона N 212-ФЗ, согласно которой
плательщик страховых взносов вправе
в пределах расчетного периода зачесть
сумму превышения расходов на выплату
обязательного страхового обеспечения
по обязательному социальному страхованию
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством над суммой начисленных
страховых взносов по указанному виду
обязательного социального страхования
в счет предстоящих платежей в ФСС РФ.
В-шестых, изменены
сроки отчетности по страховым взносам
и по персонифицированному учету (пункты
1 и 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ):
- расчет
по начисленным и уплаченным
страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование и на
обязательное медицинское страхование
представляется в территориальный
орган Пенсионного фонда Российской
Федерации не позднее 15-го числа
второго календарного месяца, следующего
за отчетным периодом.
Обратите
внимание на то, что вместе с расчетом
по начисленным и уплаченным страховым
взносам плательщик представляет сведения
о каждом работающем у него застрахованном
лице, установленные в соответствии
с Федеральным законом от 01.04.1996
N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного
пенсионного страхования";
- расчет
по начисленным и уплаченным
страховым взносам на обязательное
социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством в
территориальный орган ФСС РФ
представляется до 15-го числа
календарного месяца, следующего
за отчетным периодом.
В-седьмых,
установлен порядок уточнения платежа
в случае неверного заполнения поручения
на перечисление взносов: если допущенные
при заполнении платежного поручения
ошибки, не привели к непоступлению
средств на соответствующий счет внебюджетного
фонда, то страхователь вправе уточнить
платеж (ч. 8 ст. 18 закона N 212-ФЗ).
Кроме того,
с 1 января 2011 г. зачет суммы излишне
уплаченных страховых взносов производится
контролирующими органами самостоятельно.
Соответствующее решение принимается
в течение 10 рабочих дней со дня
обнаружения переплаты (ч. 7 ст. 26 закона
N 212-ФЗ). При этом новый порядок не мешает
страхователю обратиться с заявлением
о возврате излишне перечисленных взносов
(ч. 6 ст. 26 закона N 212-ФЗ).
Страховые
взносы от несчастных случаев
В Федеральный
закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ) внесены
изменения, вступившие в силу с 1 января
2011 г.
Впервые в
действующий с 1999 г. включены положения,
определяющие объект обложения страховыми
взносами, перечень выплат, освобожденных
от обложения, и базу для начисления
взносов. За основу взяты аналогичные
положения закона N 212-ФЗ, но имеются
и принципиальные отличия.
Физические
лица, выполняющие работу на основании
гражданско-правового договора, подлежат
обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, только
если в соответствии с указанным
договором страхователь обязан уплачивать
страховщику страховые взносы (ч.
1 ст. 5 закона N 125-ФЗ).
Таким образом,
выплаты, производимые в рамках договоров
гражданско-правового характера, предметом
которых является выполнение работ
(оказание услуг):
- никогда
не облагаются страховыми взносами
в ФСС РФ на обязательное
социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством. Страхователь
(организация, предоставляющая работу)
не имеет право самостоятельно
принимать решение по вопросам
указанного вида социального
страхования;
- могут облагаться
страховыми взносами в ФСС
РФ на обязательное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Страхователь - заказчик работ (услуг)
вправе внести условие о данном
виде социального страхования
в договор.
В соответствии
с изложенным в ч. 1 ст. 20.1 закона N
125-ФЗ определен объект обложения страховыми
взносами - выплаты и иные вознаграждения,
выплачиваемые страхователями в пользу
застрахованных в рамках трудовых отношений
и гражданско-правовых договоров, если
в соответствии с гражданско-правовым
договором страхователь обязан уплачивать
страховщику страховые взносы.
Кроме того,
установлено определение страхового
тарифа, под которым понимается ставка
страхового взноса, исчисленная исходя
из сумм выплат и иных вознаграждений,
начисленных в пользу застрахованных
по трудовым договорам и гражданско-правовым
договорам и включаемых в базу
для начисления страховых взносов
в соответствии со ст. 20.1 закона N 125-ФЗ.
Таким образом,
не может использоваться в качестве
аргумента при решении вопросов,
связанных с формированием базы
для начисления страховых взносов,
определение, содержащееся в ст. 1 Федерального
закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых
тарифах на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний на 2006 год" (далее - закон
N 179-ФЗ), согласно которому страховые
тарифы установлены в процентах
к начисленной оплате труда по всем основаниям
(доходу) застрахованных, а в соответствующих
случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому
договору. Другими словами, закон N 125-ФЗ
определяет понятие страховых тарифов
и, одновременно уточняет и расширяет
действовавшее ранее определение объекта
обложения страховыми взносами. С 1 января
2011 г. решения арбитражных судов, на основании
которых освобождались от обложения страховыми
взносами выплаты, не являющиеся оплатой
труда (например, материальная помощь
к отпуску, а также оказанная в иных случаях),
утрачивают практическую ценность.
При этом тарифы,
которые установлены законом N 179-ФЗ,
применяются при исчислении суммы
страховых взносов на страхование
от несчастных случаев на производстве
в 2011 г. (ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010
N 331-ФЗ "О страховых тарифах
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
на 2011 год и на плановый период 2012
и 2013 годов").
С 1 января 2011
г. суммы, не подлежащие обложению страховыми
взносами, определены ст. 20.2 закона N 125-ФЗ,
и этот перечень почти полностью
совпадает с аналогичным перечнем,
установленным ст. 9 закона N 212-ФЗ. В
частности, взносы на страхование от
несчастных случаев не начисляются
на:
- суммы единовременной
материальной помощи, оказываемой
работникам (родителям, усыновителям,
опекунам) при рождении (усыновлении
(удочерении) ребенка, выплачиваемой
в течение первого года после
рождения (усыновления (удочерения),
но не более 50 000 рублей на
каждого ребенка;
- суммы материальной
помощи, оказываемой работодателями
своим работникам, не превышающие
4000 рублей на одного работника
за расчетный период;
- суммы платы
за обучение по основным и
дополнительным профессиональным
образовательным программам, в том
числе за профессиональную подготовку
и переподготовку работников;
- суммы платежей
(взносов) по договорам добровольного
личного страхования работников,
заключаемым на срок не менее
одного года, предусматривающим
оплату страховщиками медицинских
расходов этих застрахованных, суммы
платежей (взносов) страхователя
по договорам на оказание медицинских
услуг работникам, заключаемым на
срок не менее одного года
с медицинскими организациями,
имеющими соответствующие лицензии
на осуществление медицинской
деятельности, выданные в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и др. [2]
И наоборот,
подлежат обложению страховыми взносами
выплаты в денежной форме за работу
с тяжелыми, вредными и (или) опасными
условиями труда, кроме компенсационных
выплат в размере, эквивалентном
стоимости молока или других равноценных
пищевых продуктов, компенсации
за неиспользованный отпуск, выплачиваемые
как при увольнении, так и без
увольнения работников.
При этом можно
выделить три основных отличия положений
закона N 125-ФЗ от норм, установленных
законом N 212-ФЗ:
- освобождены
от обложения страховыми взносами
на страхование от несчастных
случаев взносы, уплачиваемые в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о дополнительном
социальном обеспечении отдельных
категорий работников, в размере уплаченных
взносов (п. 7 ч. 1 ст. 20.1 закона N 125-ФЗ);
- страховые
взносы на страхование от несчастных
случаев на производстве начисляются
на выплаты и иные вознаграждения,
произведенные в рамках трудовых
отношений с иностранными гражданами
и лицами без гражданства, независимо
от их статуса. Таким образом,
к числу застрахованных граждан
относятся иностранные граждане
и лица без гражданства, временно
пребывающие в Российской Федерации
(сравните с п. 15 ч. 1 ст. 9 закона N 212-ФЗ);
- страховые
взносы на страхование от несчастных
случаев на производстве могут
начисляться на вознаграждения,
выплачиваемые в рамках договоров
гражданско-правового характера,
предметом которых является выполнение
работ или оказание услуг (сравните
с ч. 3 ст. 9 закона N 212-ФЗ).
Перечень
выплат, на которые не начисляются
страховые взносы в Фонд социального
страхования РФ, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, утратил
силу. [3]
Глава 3 Проблемы
внебюджетных фондов в текущем
году .
Пути совершенствования.
3.1 Проблемы
пенсионного фонда в текущем году, пути
совершенствования.
Пенсионный фонд
Российской Федерации был создан
в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения
в Российской Федерации и является
самостоятельным финансово-кредитными
учреждением.
Главными задачами Пенсионного фонда
Российской Федерации являются:·
- выплаты в соответствии с действующим
на территории Российской Федерации законодательством,
межгосударственными и международными
договорами, государственных пенсий в
виде трудовых, военных и социальных пенсий,
а также пенсий по инвалидности, в том
числе гражданам, выезжающим за пределы
Российской Федерации
- пособий по уходу за ребенком в возрасте
от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по
случаю потери кормильца, компенсационных
выплат
- организация и ведение индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных
лиц в соответствии с Федеральным законом
от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования»,
а также организацию и ведение государственного
банка данных по всем категориям плательщиков
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации. Государственная пенсионная
система в России функционирует на принципе
непрерывной финансовой солидарности
поколений работающего и нетрудоспособного
населения. Сложившаяся в России демографическая
ситуация увеличивает пенсионную нагрузку
на работающее население. В этих условиях
государство стремится поднять уровень
государственных пенсий до минимального
прожиточного уровня, что ведет к выравниванию
государственных пенсий и ослаблению
стимулов к их «зарабатыванию».
Общее руководство Пенсионного фонда
осуществляется правлением, оперативное
управление - исполнительной дирекцией.
В субъектах Российской Федерации органами
оперативного управления являются отделения
Пенсионного фонда, а в городах и районах
- уполномоченные отделения. Президент
Российской Федерации Д.А. Медведев подписал
Федеральный закон от 16.10.2010 №272-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации. Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования» и в статью
33 Федерального закона «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации».
Федеральным законом
предусматривается:
- уточнение размера
предельной величины базы для начисления
страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды;
- увеличение тарифа
страховых взносов на обязательное медицинское
страхование в бюджет Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
с 1 января 2011 года с 2,1 до 3,1 процента, а
с 1 января 2012 года – до 5,1 процента;
·- установление пониженных
тарифов страховых взносов для организаций,
осуществляющих деятельность в области
информационных технологий (за исключением
организаций, имеющих статус резидента
технико-внедренческой особой экономической
зоны), а также определение условий, при
соблюдении которых возможно применение
таких тарифов;
·- установление пониженных
тарифов страховых взносов для отдельных
категорий плательщиков на переходный
период 2011–2019 годов, а именно: сельхозтоваро-
производителей; организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих единый
сельскохозяйственный налог; плательщиков,
производящих выплаты инвалидам; хозяйственных
обществ, созданных бюджетными научными
учреждениями; плательщиков, имеющих статус
резидента технико-внедренческой особой
экономической зоны и производящих выплаты
физическим лицам, там работающим; организаций,
осуществляющих деятельность в области
информационных технологий, а также определение
условий, при соблюдении которых возможно
применение пониженных тарифов в указанный
переходный период;
·- установление дополнительных
форм контроля за обоснованностью применения
пониженных тарифов страховых взносов
указанными категориями плательщиков;
·- определение порядка
компенсации выпадающих доходов бюджетов
государственных внебюджетных фондов
в связи с установлением пониженных тарифов
(из федерального бюджета будет компенсироваться
разница между суммой, которую могли бы
уплатить названные организации и индивидуальные
предприниматели, и суммой пониженного
тарифа). [8]
Правление
Пенсионного фонда и его исполнительная
дирекция осуществляют перераспределение
средств Фонда между регионами
для обеспечения сбалансированности
доходов и расходов в отделениях
и уполномоченных отделениях. По расчетам
Минздравсоцразвития, пенсионная система
до 2075 года останется дефицитной независимо
от того, будет ли повышен пенсионный возраст
или нет, сообщили сегодня СМИ.
По данным министерства, при его увеличении
до 65 лет для мужчин и женщин с 2012 года
дефицит пенсионной системы будет сокращаться
лишь до 2015 года. В среднем - по 82 миллиарда
рублей в год. Но уже в 2020 году дефицит
по сравнению с действующей системой возрастет
на 186 миллиарда рублей, хотя пенсионеров
станет на 3,55 миллиона меньше. К 2030 году
число получателей пенсий сократится
на 14 процентов, а дефицит возрастет в
1,85 раза. К 2040 году разница будет уже 3,5
раза, к 2050 году - 5,7 раза, а к 2075 году - 8,4
раза. По словам представителя Минздравсоцразвития,
рост дефицита связан с тем, что увеличивается
объем пенсионных обязательств. Люди дольше
работают, объем страховых отчислений
растет, как, соответственно, и размер
пенсии. Сейчас в России на 100 пенсионеров
- примерно 128 работающих. В 2012 году соотношение
будет 100 на 112. А к 2020 году они выйдут на
соотношение 1 к 1. Естественно, вырастает
нагрузка по обеспечению пенсиями. Собственно,
это для всех стран характерно. Только
за рубежом немного иначе устроена пенсионная
система, и поэтому у них процесс проходит
значительно легче. Во-вторых, мы поздно
начали пенсионную реформу. В-третьих,
у нас практически не прирастает накопительная
часть пенсионных средств. Деньги не идут
в рост. А они должны "работать", это
хороший путь для снятия напряженности
по дефициту Пенсионного фонда России.
Совокупность этих трех факторов и приводит
к тем объемам дефицита, который сегодня,
по оценкам Минздравсоцразвития, составляет
1,3 триллиона руб. Сейчас многие говорят
о повышение пенсионного возраста, у нас
один из самых низких пенсионных возрастов,
например в германии и мужчины , и женщины
выходят на пенсию в возрасте 65 лет. Но
проблему этим не решить, это будет лишь
временной передышкой для государства.
Также можно повысить налоги. Но это покроет
максимум 20 процентов дефицита. Лучший
способ, как медаль, состоит из двух сторон.
Первая, это, безусловно, повышение эффективности
всех государственных расходов. Тем самым
за счет эффекта экономии можно перераспределять
средства и каким-то образом латать пенсионные
дыры