Валютное регулирование и валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 02:45, доклад

Краткое описание

Целью данной работы является изучение валютного регулирования и валютного контроля в рамках внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь поможет бухгалтеру грамотно организовать работу на данном участке учета и избежать ошибок.

Для достижения упомянутой выше цели необходимо поставить следующие задачи:

- определить порядок валютных операций Российской Федерации;

- выявить особенности валютного регулирования и контроля;

- рассмотреть и проиллюстрировать на примерах возможные варианты отражения в бухгалтерском учете нетипичных ситуаций при реализации товара на экспорт.

Оглавление

Введение

1. Порядок и условия осуществления валютных операций

2. Порядок оформления и представления документов валютного контроля

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Доклад Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

│*(1)  Инструкция  ЦБ  РФ  от  15.06.2004  г.  N  117-И  "О  порядке  представления  резидентами  и│

│нерезидентами  уполномоченным банкам документов и  информации при осуществлении  валютных  операций,│

│порядке  учета уполномоченными банками  валютных операций и оформления паспортов  сделок".           │

│*(2) Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами, уполномоченным│

│банкам подтверждающих документов  и  информации,  связанных  с  проведением  валютных  операций  с│

│нерезидентами  по внешнеторговым сделкам,  и  осуществления  уполномоченными  банками  контроля  за│

│проведением  валютных операций".                                                                   │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 

      Прежде  всего, отметим, что представлять указанные  документы должны резиденты (юридические и физические лица - индивидуальные предприниматели) в уполномоченные банки.

      Справка о валютных операциях является документом, подтверждающим совершение валютной операции, и содержит информацию об идентификации  по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента. Она представляется в уполномоченный банк при списании иностранной валюты со счета резидента одновременно с подачей в банк платежного поручения на списание средств со счета. Если ли же наоборот имеет место поступление иностранной валюты на счет резидента, тогда он должен предоставить справку не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты. При этом договором банковского счета может быть предусмотрено, что банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, в этом случае резиденту нет необходимости ее представлять. Также в зависимости от банка существует возможность представлять справку в электронном виде.

      Справка о поступлении валюты РФ содержит информацию об идентификации по паспортам  сделок поступивших за отчетный месяц  денежных средств. Данная справка представляется в банк, в котором оформлен паспорт сделки, в случае проведения валютных операций, в том числе по кредитному договору, связанных с зачислением валюты РФ, поступившей от нерезидента на счет резидента в этом банке. Так как паспорт сделки оформляется только в случае, если сумма контракта превышает в эквиваленте 5000 долл. США, то и указанная справка представляется, только если сумма контракта превышает в эквиваленте 5000 долл. США. Справка должна быть представлена в банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого произошло соответствующее поступление валюты РФ.

      Справка о подтверждающих документах представляется в банк, в котором открыт паспорт  сделки (также в случае, если сумма  контракта превышает в эквиваленте 5000 долл. США), в двух экземплярах. Вместе с ней предоставляются документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности. Указанные подтверждающие документы должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, а именно:

      - должны быть действительны на  день представления;

      - по запросу банка должны быть  с заверенным переводом (на  практике разные банки предъявляют разные требования - одним достаточно заверения подписью и (или) печатью резидента, другим необходим нотариально заверенный перевод);

      - документы, подтверждающие статус  юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в  установленном порядке;

      - могут предоставляться как оригиналы,  так и нотариально заверенные  копии документов.

      Сроки предоставления справки о подтверждающих документов и самих подтверждающих документов:

      - в случае вывоза товаров с  таможенной территории РФ, а также  выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности - не позднее 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого был осуществлен вывоз или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности;

      - в случае ввоза товаров на  таможенную территорию РФ - не  позднее 45 календарных дней после  окончания месяца, в течение которого  был осуществлен ввоз.

      Справка о поступлении валюты РФ и справка о подтверждающих документах могут быть представлены в банк как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

      Помимо  рассмотренных выше форм учета по валютным операциям, непредставление  которых влечет административную ответственность, нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность представлять и другие документы валютного контроля (однако ответственность за их непредставление отсутствует). Эта обязанность, а также формы и порядок представления документов установлены Инструкцией 117-И и Положением N 258-П.

      В случае осуществления валютных операций по контракту, в том числе и  кредитному, на сумму, превышающую в  эквиваленте 5000 долл. США, через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент должен предоставлять в банк, в  котором открыт паспорт сделки два экземпляра справки о расчетах через счета за рубежом.

      Справка о расчетах через счета за рубежом  содержит информацию о валютных операциях  по контракту, осуществленных через  счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц. Форма справки устанавливается непосредственно банком, в котором открыт паспорт сделки. Справка представляется с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней валютных операций, в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены соответствующие валютные операции.

      В случае осуществления валютной операции в валюте РФ при списании денежных средств со счета резиденты и  нерезиденты должны представлять в  уполномоченный банк расчетный документ (платежное поручение, платежное требование, аккредитив и т.п.), оформленный в следующем порядке. Перед текстовой частью в поле "Назначение платежа" (при аккредитивной форме расчетов - в поле "Наименование товаров (работ, услуг), N и дата договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучатель и место назначения") расчетный документ должен содержать следующую информацию, заключенную в фигурные скобки:

      {VO"код  вида валютной операции"PS"номер  паспорта сделки"}

      Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Код вида валютной операции указывается в соответствии с приложением 2 к Инструкции N 117-И. Номер паспорта сделки присваивается банком, в котором открыт паспорт сделки, при его оформлении. Например,

      {VO10040PS04060001/0001/0000/1/0}

      Если  в соответствии с требованиями валютного  законодательства паспорт сделки не оформляется, тогда в расчетном  документе соответствующая информация не указывается. Например,

      {VO10040}

      Резиденты вместе с расчетным документом, оформленным  указанным выше образом, представляют документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Законы N 173-ФЗ.

      В части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ приведен перечень документов, которые имеют  право запрашивать и получать агенты валютного контроля (уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы). Причем частью 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ определено, что агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Среди этих документов:

      - документы, удостоверяющие личность  физического лица;

      - документ о государственной регистрации  юридического лица;

      - свидетельство о постановке на  учет в налоговых органах;

      - документы, являющиеся основанием  для проведения валютных операций;

      - таможенные декларации и др.

      Таким образом, резидентам нет необходимости  представлять в банк все перечисленные  в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ документы, а только те из них, которые запросит банк.

 

      3. Ответственность  за нарушение валютного законодательства

 

      Статьей 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная  ответственность за контрабанду, то есть перемещение в крупном размере (более 250 тысяч рублей - часть 2 статьи 169 УК РФ) через таможенную границу РФ товаров или иных предметов (в том числе валюты и ценных бумаг), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

      Частью  первой статьи 188 УК РФ за контрабанду  предусмотрена ответственность  в виде штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере  иного дохода осужденного от 1 до 2-х лет либо в виде лишения  свободы на срок до 5 лет. Если контрабанда совершена организованной группой лиц, они привлекаются к ответственности в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом (или без) в размере до 1 миллиона рублей или в размере иного дохода осужденного за период до 5 лет.

      Следует отметить, что 27 мая 2008 года Конституционный  суд РФ (далее - КС РФ) огласил Постановление N 8-П по делу о проверке конституционности  положений части 1 статьи 188 УК РФ. Суд  признал оспоренную норму не соответствующей  Конституции РФ и указал на то, что федеральный законодатель должен сформулировать норму таким образом, чтобы при признании размера недекларированной или недостоверно декларированной валюты как крупного из всей суммы ввозимой валюты подлежала исключению та ее часть, которая законом разрешена к ввозу без декларирования (10 000 долл. США, см. выше). До этого момента размер недекларированной (недостоверно декларированной) валюты признавался крупным, исходя из всей перемещаемой суммы. После оглашения Постановления КС РФ, нормативное положение части 1 статьи 188 УК РФ утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру.

      За  нарушение установленного порядка  ввоза и пересылки в РФ и  вывоза и пересылки из РФ валюты и внутренних ценных бумаг в документарной форме, частью 7 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц - от 5000 до 10000 рублей.

      Ответственность за недекларирование либо недостоверное  декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена отдельной статьей - 16.4 КоАП РФ, которая предусматривает  наложение штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей.

      Административная  ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств  предусмотрена статьей 16.2 КоАП РФ.

      Статьей 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрена обязанность  резидентов в сроки, предусмотренные  контрактом, обеспечить репатриацию иностранной валюты и валюты РФ, а именно, обеспечить:

      - получение выручки от нерезидента  за переданные товары (информацию, результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги;

      - возврат денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

      Резиденты обязаны обеспечить зачисление указанных  средств на свои счета в уполномоченных банках, либо на свои счета за границей, но только в случаях, определенных частью 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.

      За  несоблюдение требования о репатриации  денежных средств действующим законодательством  РФ предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.

      К уголовной ответственности в  виде лишения свободы на срок до трех лет может быть привлечен  только руководитель организации, за невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте на сумму свыше 5 миллионов  рублей (статья 193 УК РФ).

      Административная ответственность за указанное противоправное деяние независимо от суммы предусмотрена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ и выражается в наложении штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3/4 до одного размера нерепатриированной суммы денежных средств.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль