Валютное регулирование и валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 02:45, доклад

Краткое описание

Целью данной работы является изучение валютного регулирования и валютного контроля в рамках внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь поможет бухгалтеру грамотно организовать работу на данном участке учета и избежать ошибок.

Для достижения упомянутой выше цели необходимо поставить следующие задачи:

- определить порядок валютных операций Российской Федерации;

- выявить особенности валютного регулирования и контроля;

- рассмотреть и проиллюстрировать на примерах возможные варианты отражения в бухгалтерском учете нетипичных ситуаций при реализации товара на экспорт.

Оглавление

Введение

1. Порядок и условия осуществления валютных операций

2. Порядок оформления и представления документов валютного контроля

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Доклад Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

│                           │                                                                      │

├────────┬──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│Валютные│Иностранная валюта│Денежные  знаки  в  виде  банкнот,  казначейских   билетов   и   монет│

│ценности│                  │иностранных государств (группы государств)                            │

│        │                  ├──────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│        │                  │Средства на банковских  счетах  и  в  банковских  вкладах  в  денежных│

│        │                  │единицах иностранных государств, международных или расчетных единицах │

│        ├──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────────────

│        │Внешние     ценные│Ценные  бумаги, в т.ч.  в  бездокументарной  форме,  не  относящиеся  к│

│       │бумаги            │внутренним ценным бумагам                                             │

└────────┴──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 

      По  своему содержанию валютные операции можно объединить в три группы:

      1) Приобретение, отчуждение, использование  в качестве средства платежа  соответствующих объектов валютных  операций;

      2) Перемещение объектов валютных  операций через таможенную границу  РФ;

      

      3) Перевод объектов валютных операций  со счета на счет.

      

      В зависимости от субъектов, объектов и содержания операции можно определить, будет ли данная операция являться валютной или нет.

      Таким образом, в соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ валютными  операциями признается, во-первых, приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей (иностранной валюты и (или) внешних ценных бумаг), а также их использование в качестве средства платежа.

      Если  аналогичная операция (приобретение, отчуждение, использование в качестве средства платежа) осуществляется между резидентом с одной стороны и нерезидентом с другой либо между двумя нерезидентами, то она признается валютной, даже если при этом используются не только валютные ценности, но и валюта РФ и внутренние ценные бумаги.

      Четвертым видом валютных операций является ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз  с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Данная операция признается валютной независимо от осуществляющих ее субъектов.

      Перевод лицом, как резидентом, так и нерезидентом с одного своего счета на другой свой счет валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг признается валютной операцией, если один из указанных  счетов находится за пределами территории РФ.

      Если  нерезидент переводит с одного своего счета, открытого на территории РФ, на другой свой счет, также открытый на территории РФ, любой из объектов, за исключением иностранной валюты, это также будет являться валютной операцией.

      Очень важно определить является ли осуществляемая вами операция валютной, чтобы не допустить нарушений валютного законодательства РФ.

      С 1 января 2007 года все валютные операции между резидентами и нерезидентами  осуществляются без каких-либо ограничений (статья 6 Закона N 173-ФЗ), ранее при осуществлении отдельных видов валютных операций необходимо было резервировать денежные средства на отдельном банковском счете и (или) производить все расчеты только через специальные банковские счета.

      Валютные  операции между нерезидентами подпадают под действие российского валютного законодательства, если в расчетах участвует валюта РФ или внутренние ценные бумаги, либо расчеты производятся с участием счета (вклада) в уполномоченных банках.

      Следует отметить, что в целях валютного  законодательства РФ под уполномоченными банками понимаются кредитные организации, созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие лицензию ЦБ РФ, а также филиалы иностранных банков действующие на территории РФ в соответствии с лицензией ЦБ РФ.

      Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках. Также они могут осуществлять между собой операции с внутренними ценными бумагами с учетом требований антимонопольного законодательства РФ и законодательства о рынке ценных бумаг. Если при осуществлении валютных операций между нерезидентами используется валюта РФ, то такие операции должны осуществляться через банковские счета (вклады), открытые на территории РФ в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона N 173-ФЗ (статья 10 Закона N 173-ФЗ). Других ограничений в отношении валютных операций между нерезидентами российским законодательством не предусмотрено.

      Валютные  операции между резидентами запрещены, за исключением закрытого перечня  предусмотренного статьей 9 Закона N 173-ФЗ. Приведем некоторые разрешенные между резидентами валютные операции:

      - операции между комиссионерами  и другими посредниками и комитентами  при оказании посреднических  услуг, связанных с заключением  и исполнением внешнеторговых  контрактов с нерезидентами;

      - операции по договорам транспортной  экспедиции, перевозки, фрахтования  (чартера) и страхования экспортируемых  и импортируемых грузов;

      - операции с внешними ценными  бумагами через организаторов  торговли на рынке ценных бумаг  РФ и (или) при осуществлении расчетов в валюте РФ, но только при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;

      - операции по оплате и (или)  возмещению расходов, связанных  со служебными командировками (поездками) за пределы РФ, в том числе погашение неизрасходованного аванса;

      - без ограничения осуществляются  валютные операции между резидентами  и уполномоченными банками, относящиеся  в соответствии с законодательством  РФ к банковским операциям.

      Расчеты при осуществлении валютных операций должны производится резидентами (физическими и юридическими лицами) только через банковские счета в уполномоченных банках. Однако Законом N 173-ФЗ предусмотрен закрытый перечень случаев, когда расчеты могут осуществляться через счета резидентов, открытые в банках за пределами РФ в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ, либо в наличной форме (см. статью 14 Закона N 173-ФЗ).

      Так, например, юридические лица - резиденты  имеют право осуществлять расчеты  в наличной валюте РФ с физическими лицами - нерезидентами по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Также они могут осуществлять в наличной как иностранной, так и российской валюте расчеты с нерезидентами за обслуживание своих воздушных судов в аэропортах иностранных государств и некоторые другие виды расчетов.

      Физические  лица - резиденты имеют право осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, например, расчеты в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также расчеты за товары и услуги в пути следования транспортных средств при международных перевозках и некоторые другие операции.

 

      2. Порядок оформления и представления документов валютного контроля 

      Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в  Российской Федерации валютные операции, обязаны (часть 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ):

      1) представлять органам и агентам  валютного контроля документы  и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ;

      2) вести в установленном порядке  учет и составлять отчетность  по проводимым ими валютным  операциям, обеспечивая сохранность  соответствующих документов и  материалов в течение не менее  трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

      3) выполнять предписания органов  валютного контроля об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования.

      Согласно части 4 статьи 5 и части 1 статьи 20 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами устанавливает ЦБ РФ.

      Резиденты (кроме физических лиц) обязаны предоставлять налоговым органам по месту своего учета, помимо уведомления об открытии, закрытии и изменении реквизитов указанных счетов (вкладов), отчеты о движении средств по счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами по форме и в порядке, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. N 819 (см. Приложение 2-2). Данные отчеты должны предоставляться ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала. Подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенных копий. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

      Документы, действующие с 27 января 2008 года являются формами учета по валютным операциям, непредставление которых влечет административную ответственность. (См. Таблицу 3.) 

      Таблица 3 – Перечень документов по учету валютных операций

┌───┬────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ N │    Наименование формы учета    │    Нормативный правовой акт, регламентирующий составление и  │

│п/п│                                │                       предоставление                        │

├───┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│1. │Справка о валютных операциях    │Пункт 1.2 Инструкции ЦБ  РФ  от  15.06.2004  г.  N  117-И*(1)

│  │                                │(далее - Инструкция N 117-И) и приложение 1 к ней            │

├───┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│2. │Справка о поступлении валюты РФ │Подпункт 2.3.2 пункта  2.3  Инструкции  N  117-И;            │

│   │                                │пункт 2.6 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П*(2) (далее│

│   │                                │- Положение N 258-П) и приложение 2 к  нему                   │

├───┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│3. │Справка     о     подтверждающих│Пункт 2.2 Положения N 258-П и приложение 1 к нему            │

│   │документах                      │                                                             │

├───┴────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────┤

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль