Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:09, дипломная работа
В работе раскрыты основы управления финансовыми рисками, принципы и этапы политики управления банковскими рисками.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
1.1 Истоки и этапы развития предпринимательства в России
1.2 Предпринимательский риск как экономическая категория
1.3 Классификация предпринимательских рисков
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ
2.1 Основы управления рисками
2.1.1 Системный подход к управлению рисками
2.1.2 Классификация решений управления рисками
2.1.3 Типовые алгоритмы риск-решений
2.2 Анализ и оценка рисков
2.2.1 Анализ рисков
2.2.2 Потери и факторы риска в оценке предпринимательского риска
2.2.3 Оценка ущерба
2.2.4 Стратегическое моделирование рисков и ущерба
2.3 Сущность риск-менеджмента предпринимательской деятельности
2.3.1 Риск-менеджмент как форма предпринимательства
2.3.2 Организация риск-менеджмента
2.3.3 Приемы риск-менеджмента
2.4 Финансирование риска и затраты на него
2.4.1 Пути финансирования риска и затраты на него
2.4.2 Источники финансирования
2.4.3 Структура затрат при различных методах управления риском
2.4.4 Финансирование риска и анализ эффективности методов управления
3 РИСКИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Финансовые риски
3.2 Риски при ипотечном кредитовании
4 РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Банковские риски: роль и значение классификации в процессе управления
4.2 Управление основными банковскими рисками
4.2.1 Оценка кредитного риска
4.2.2 Анализ кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ
4.2.3 Оценка риска потребительского кредита
4.2.4 Процентный риск
4.2.5 Риск ликвидности
4.2.6 Операционный риск
4.3 Принципы и этапы политики управления банковскими рисками
4.4 Специальные (целевые) методы управления банковскими рисками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Российское государство взяло под защиту иностранных инвесторов, участвующих в высокорисковых проектах и освоении слаборазвитых регионов (губерний).
В реформировании сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность и самодостаточность страны, существенно продвинуться не удалось. Эти проблемы пытался разрешить после 1905 г. новый премьер и выдающийся реформатор П. Столыпин. Но его реформы натолкнулись на мощное сопротивление традиционистов, не смирившихся с потерей помещичьих привилегий.
Война 1914 г. и переход к мобилизационной экономике нарушили ход реформации, снова отбросив экономику России назад. Революции 1917 г., особенно октябрьская, привели к тяжелейшим последствиям во всех сферах производства и общественной жизни.
Более чем 70-летняя история советского государства включает этапы использования возможностей частного и кооперативного предпринимательства, а также государственного капитализма. В прямой форме - это новая экономическая политика (весна 1921-1928 гг.), в косвенной - дискуссии в периоды 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг., когда в стране широко обсуждали необходимость и характер предстоящих экономических реформ.
Весной 1921 г. с введением нэпа началось возрождение частного предпринимательства в рамках государственного капитализма. Глубокие корни частной собственности и способность рыночных механизмов (при должном правовом регулировании и экономической свободе) быстро восстанавливаться дали положительные результаты: рост производства в сельском хозяйстве и промышленности; ускорение и увеличение товарооборота; обеспечение стимулов к высокопроизводительному труду; развитие финансовой системы. Были введены новая устойчивая валюта - золотой червонец, свобода частной торговли, воссозданы биржи, банки, синдикаты, акционерные общества внешней торговли и т.п.
Почему же в условиях нэпа удалось быстро восстановить предпринимательскую активность? Слишком мало времени прошло после революций 1917 г., к тому же "военный" коммунизм не успел подавить частнособственнический интерес и уничтожить корни частной собственности. Позитивную роль играла потребительская кооперация. В российской деревне остались крепкие крестьянские хозяйства кулаков, середняков. Была восстановлена устойчивая экономическая связь между городом и деревней в форме прямого товарообмена и более гибких товарно-денежных отношений. Свободные и договорные цены, золотой червонец, хождение обеспеченных ценных бумаг (акций, векселей, облигаций) сыграли огромную стимулирующую роль в развитии производства и внешней торговли, привлечении иностранных капиталов. В городах и селах интенсивно развивались в этот период кредитно-паевые кооперативы (их союзы), использовались такие механизмы, как кредитование индивидуальных предпринимателей и семейных частных предприятий, взаимное финансирование, которые и ныне могли бы дать значительный эффект.
Резкое свертывание частного предпринимательства, потребительской кооперации в городах произошло в годы "сталинских" пятилеток - индустриализации (1928-1932 гг.) и колхозного строительства (1933-1937 гг.).
Отдельные административные и экономические послабления государство сделало в послевоенный период (1946-1950 гг.). В процессе проведения денежно-финансовой и ценовой реформ (1947-1948 гг.) были постепенно отменены карточки, началось восстановление промышленности и промысловой кооперации, артелей, кустарничества, ремесленничества, отхожих промыслов, развитие потребительской кооперации.
За рамками жестких норм сохранились анклавы предпринимательских инициатив в торговле, общественном питании, сфере бытовых услуг, малом строительстве в Москве, республиках Закавказья, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Развивались ремонт и пошив одежды, обуви, мелкое производство при городских рынках. Теневая, цеховая и "лагерная" экономики функционировали по своим законам, умело уходя от контроля административных органов.
Реформы председателя Совмина СССР А. Косыгина и его команды (1965-1967 гг.) были связаны с попытками сделать более гибкими планирование и экономическое стимулирование (с оплатой за конечный результат) в промышленности и строительстве. Это были годы расцвета экономико-математического направления с использованием в основном в теории цен равновесия и других рыночных категорий.
Новая система планирования и экономического стимулирования 1965-1967 гг. опиралась уже не на территориальный принцип управления, а на отраслевой при усилении централизации управления. Местные мелкие и малые формы хозяйствования, получившие поддержку в предшествующий период доминирования территориального принципа, в 1965-1975 гг. оказались "задвинутыми". Отставание СССР в области менеджмента, компьютеризации, упущенные "зеленая" и отчасти технологическая революции, которые во многих капиталистических и развивающихся странах создали необходимые условия для новой фазы роста малого предпринимательства, вызывало беспокойство у части экономистов и советского руководства.
Попытки осуществить экономические реформы в Советском Союзе (А. Косыгиным, М. Горбачевым, Н. Рыжковым и др.) оказались тщетными не только из-за отсутствия правовой и политической базы. Главное в том, что без приватизации собственности, без глубокой реформы в сельском хозяйстве (и сопряженных с ним отраслях) практически невозможно провести трансформацию общественной системы и экономики.
На благоприятные условия, созданные законом "О кооперации в СССР" (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования быстрее всех отреагировали новые кооперативы. Благодаря академику В. Тихонову и его сподвижникам в этот, безусловно, прогрессивный закон удалось включить положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов (открытии своего счета в банке, расходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования и т.п.); о самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы); о гибких формах самоуправления, участия коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие.
Столь бурное развитие новых кооперативов можно признать как ренессанс предпринимательства в бывшем Советском Союзе и интенсивный старт формирования начального капитала. Изучение деятельности новых кооперативов, проведенное при участии работников Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что их хозяйственная эффективность была в 5-6 раз выше эффективности аналогичных (порой соседних) государственных предприятий.
Однако было бы неправильно считать, что развитие новых кооперативов шло без проблем. Среди экономистов и юристов, занимавшихся проблемами новых кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ и других), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе - это прежде всего частные предпринимательские структуры, поскольку они не отвечают критериям международного кооперативного альянса.
Осторожная позиция по отношению к конституционно-
Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (декабрь 1990 г.) зафиксировал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы по созданию предприятий разных форм собственности. Но в нем были обойдены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не упоминались кооперативы.
Этот недостаток в законе был исправлен Постановлением Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" (июль 1991 г.) наряду с размерными критериями определяло организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности.
Переход к рыночной экономике в начале 90-х годов обусловил исчезновение директивных планов, принудительного распределения ресурсов, фиксированных цен. Это создало свободу для выбора решений, повышения прибыли одних и ущерба других. После законодательных изменений в области собственности фактор риска занял законное место в экономической жизни каждого предприятия.
В середине 90-х годов, отмеченных неудачными мероприятиями Правительства России, затяжными неэффективными программами и способами осуществления перехода к рынку, перед многими предприятиями встала проблема выживания в условиях кризиса.
В настоящее время многие положения и закономерности рынка проявляются в повседневной реальности. И одна из таких реальностей - ситуации предпринимательского риска и неопределенности, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям чуть ли не каждый день.
К тому же предпринимательский риск усугубляется следующими обстоятельствами:
- нечеткостью и непрерывной изменчивостью законодательных и нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность;
- необязательностью и безответностью экономических субъектов всех видов и уровней;
- разрывом экономических связей между бывшими республиками и регионами, неустойчивой политической обстановкой.
Таким образом, сегодня перед предпринимателями ставится задача не заходить за пределы риска, не избегать риска, а предвидеть его, стремиться снизить до возможного низкого уровня. Данная задача будет решена только лишь в том случае, если предприниматель будет понимать сущность риска, знать основные теоретические положения по его управлению.
1.2 Предпринимательский риск как экономическая категория
Осуществление предпринимательской деятельности всегда связано с неопределенностью ситуации и изменчивости экономической среды, что в свою очередь, влияет на получение ожидаемого конечного результата. Согласно основному принципу деятельности коммерческой организации (производственного предприятия, коммерческого банка, торговой фирмы и других) - стремление к получению как можно большей прибыли ограничивается возможностью понести убытки. Отсюда появляется понятие риска.
Итак, осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть экономическим, или предпринимательским.
Понятие "экономический риск" имеет абстрактную природу, поскольку он не существует в природе объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, тем не менее его суть интуитивно понятна каждому человеку, имеющему хоть какой-то опыт в экономической жизни общества. В частности, роль риска в экономической жизни общества определяется тем, что люди, имеющие негативный опыт хозяйственной деятельности в прошлом, стараются избегать подобных ситуаций в будущем. С развитием товарно-денежных отношений влияние риска распространилось и на финансовую сферу экономической жизни общества. Так, и вкладчики, потерявшие свои сбережения в связи с банкротством банка, и банкиры, имеющие неудачный опыт инвестирования своих ресурсов, предпринимают действия, направленные на снижение вероятности наступления потерь в будущем. Таким образом, риск имеет непосредственное отношение к экономической жизни общества, а следовательно, имеются все основания утверждать, что риск – категория политэкономическая.
В настоящее время проблемы объективной оценки и методов снижения риска являются достаточно хорошо разработанными как зарубежными, так и отечественными учеными. Тем не менее именно здесь имеются нереализованные возможности решения основной политэкономической проблемы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что риск, безусловно, учитывается сознанием каждого участника экономических процессов в обществе. Кроме того, непосредственно субъективной оценкой ситуации риска в целом определяется поведением каждого участника: определяется степень экономической активности, решается вопрос о предпочтениях и др. Все это обуславливает необходимость тщательного рассмотрения экономической наукой вопроса об особенностях субъективного восприятия риска.
Специфика экономического аспекта риска связана с тем, что риск отождествляется с возможным материальным ущербом, связанным с реализацией выбранного хозяйственного, организационного, технического решения, с форс-мажорными обстоятельствами, обусловленными окружающей средой, с неблагоприятным изменением рыночных условий.
Наиболее существенный вклад в развитие экономического аспекта теории риска внесли представители классической, неоклассической и кейсианской экономической школы.
Определенный интерес представляет сравнение теорий предпринимательского риска и их экономического приложения.
В классической теории предпринимательского риска (Дж. Милль, Н.У. Сениор) он отождествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения. Риск здесь не что иное, как ущерб, который наносится осуществлением данного решения.
Такое толкование сущности риска вызвало возражение у части экономистов, что повлекло за собой выработку иного понимания содержания риска.
В 30-е годы нашего столетия экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем:
- предприниматель работает в условиях неопределенности;
- предпринимательская прибыль есть случайная переменная.
Предприниматели в своей деятельности руководствуются следующими критериями:
- размерами ожидаемой прибыли;
- величиной ее возможных колебаний.
Согласно неоклассической теории при одинаковом размере потенциальной прибыли предприниматель выбирает вариант, связанный с меньшим уровнем риска. Таким образом, представители неоклассической теории риска обосновали позицию «противников риска», считающих, что участие в азартных играх, лотереях, пари – невыгодно.