Управление предпринимательскими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

В работе раскрыты основы управления финансовыми рисками, принципы и этапы политики управления банковскими рисками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
1.1 Истоки и этапы развития предпринимательства в России
1.2 Предпринимательский риск как экономическая категория
1.3 Классификация предпринимательских рисков
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ
2.1 Основы управления рисками
2.1.1 Системный подход к управлению рисками
2.1.2 Классификация решений управления рисками
2.1.3 Типовые алгоритмы риск-решений
2.2 Анализ и оценка рисков
2.2.1 Анализ рисков
2.2.2 Потери и факторы риска в оценке предпринимательского риска
2.2.3 Оценка ущерба
2.2.4 Стратегическое моделирование рисков и ущерба
2.3 Сущность риск-менеджмента предпринимательской деятельности
2.3.1 Риск-менеджмент как форма предпринимательства
2.3.2 Организация риск-менеджмента
2.3.3 Приемы риск-менеджмента
2.4 Финансирование риска и затраты на него
2.4.1 Пути финансирования риска и затраты на него
2.4.2 Источники финансирования
2.4.3 Структура затрат при различных методах управления риском
2.4.4 Финансирование риска и анализ эффективности методов управления
3 РИСКИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Финансовые риски
3.2 Риски при ипотечном кредитовании
4 РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Банковские риски: роль и значение классификации в процессе управления
4.2 Управление основными банковскими рисками
4.2.1 Оценка кредитного риска
4.2.2 Анализ кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ
4.2.3 Оценка риска потребительского кредита
4.2.4 Процентный риск
4.2.5 Риск ликвидности
4.2.6 Операционный риск
4.3 Принципы и этапы политики управления банковскими рисками
4.4 Специальные (целевые) методы управления банковскими рисками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом по менеджменту_Управление предпринимательскими рисками_110.doc

— 981.50 Кб (Скачать)

Метод процентов представляет совокупность скидок и надбавок (накидок) к имеющейся аналитической базе в зависимости от возможных положительных или отрицательных отклонений от среднего рискового типа. Используемые скидки и надбавки выражаются в процентах от среднего рискового типа.

Имеет свою специфику и оценки риска, возникающего при применении конкретных технических устройств. При этом требуется использование некоторых количественных характеристик надежности и безопасности.

Оценка страновых рисков может быть произведена с использованием индекса БЕРИ, разрабатываемого одноименной германской фирмой которая проводит экспертную оценку посредством анкетирования специалистов

Так как любой риск может иметь финансовые последствия, или вызывать необходимость привлечения финансовых ресурсов, то финансовый анализ может рассматриваться как составляющая анализа риска.

Основу информационного обеспечения системы финансового анализа составляет любая информация финансового характера :

1) бухгалтерская отчетность;

2) сообщения финансовых органов;

3) информация учреждений банковской системы;

4) информация товарных, валютных и фондовых бирж. Дополнительная информация: аналитические счета; рекламации; планы; приходно-расходная документация и др.

При классификации по факту получения информации непосредственно из соответствующих источников вся информация делится на первичную и вторичную.

Первичная информация - отчетность (балансы и пояснительные записки к балансам, планы, рекламации и др.).

Вторичная информация - аналитические и информационные обзоры и исследования.

По данным отчетности можно рассчитать целый ряд аналитических показателей, но они будут бесполезны, если их не с чем сравнивать.

Баланс, рассматриваемый изолированно, не обеспечивает пространственной и временной сопоставимости. Для этого можно использовать прямое и косвенное контрольные соотношения.

Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах.

Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей одной или ряда отчетных форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, с целью:

1) оценить текущее финансовое состояние предприятия;

2) оценить возможные и определить целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

3) прогнозировать перспективное финансовое состояние и риски предприятия;

4) выявить доступные источники средств, их риски, оценить возможность и целесообразность мобилизации средств;

5) прогнозировать положение предприятия на рынке капиталов и др.

Финансовый результат - показывает воздействие финансовых решений на чистый результат предприятия. Однако элементы и причины полученного результата настолько разнородны, что иногда трудно объяснить в целом те сравнения, которые могли бы на них базироваться. Составные этого результата должны анализироваться отдельно.

Если проблема - это критическое рассогласование между желаемым состоянием и действительным, то финансовая проблема - это критическое рассогласование между желаемым и реальным финансовым состоянием объекта управления.

Источником финансовых ресурсов является финансовый результат. На уровне государства это национальный доход, создаваемый в процессе производства. Источниками финансовых проблем и риска могут выступать:

1) нарушения и проблемы системного характера: технологий, средств производства, материалов, сырья, управления персоналом, отсутствием контроля и другие;

2) финансы и финансовый менеджмент как таковые.

Поэтому чисто финансовому анализу должен предшествовать описанный выше общесистемный анализ.

Процесс анализа может быть разделен на два этапа: экспресс-анализ и собственно анализ.

Вертикальный анализ позволяет производить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, отличающихся по величине объемных ресурсов.

Горизонтальный анализ (построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста) согласно терминов теории прогнозирования  является ретроспективным.

Анализ информации может проводиться в целях:

1) контроля и диагностики состояния;

2) выявления факторов риска и влияющих факторов (уязвимости процесса факторам риска);

3) прогнозирования мероприятий по управлению риском.

Анализ выполняется в два этапа:

- экспресс-анализ финансового состояния и наличия рисков;

-детализированный анализ финансового состояния и рисков.

Экспресс-анализ в свою очередь выполняется в три этапа:

1) подготовительный этап;

2) предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

3) экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого предварительного этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности, пригодности к исследованию рисков и убедиться в ее готовности к чтению. Начинают этот этап с ознакомления с аудиторским заключением. Различают стандартное и нестандартное аудиторские заключения.

Стандартное аудиторское заключение представляет собой подготовленный достаточно унифицировано и краткий в изложении документ, содержащий положительную оценку аудитора или аудиторской фирмы по достоверности представленной в отчете информации и ее соответствия действующим нормативным документам.

Нестандартное аудиторское заключение обычно более объемно и, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию (включая информацию о рисках), которая может быть полезна пользователям отчетности и рассматривается аудитором как целесообразная к опубликованию, исходя из принятой технологии аудиторской проверки.

Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть риски деятельности предприятия или методики проведения анализа :

1) использование мнения другой аудиторской фирмы;

2) изменение аудиторской фирмой учетной политики;

3) некоторая неопределенность финансового или организационного характера. Например, участие компании в незавершенном судебном процессе с рискованным непредсказуемым исходом и др.

Второй этап анализа - «предварительный обзор бухгалтерской отчетности». Цель этого этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы, риски в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего объекта. При этом составляют предварительное мнение о динамике приведенных в отчетности и пояснительной записке данных. Важно обратить внимание на алгоритмы расчета основных показателей. Необходимо учитывать влияние такого искажающего фактора, как инфляция.

При анализе, в том числе рисков, следует помнить, что баланс, являясь основной отчетной и аналитической формой, имеет следующие ограничения:

1) фиксирует положение предприятия на определенный момент времени;

2) не дает ответа на вопрос, в результате чего имеет место текущее положение, то есть отражает только последствия риска;

3) может требовать аналога или ориентира для сравнения и выяснения уровня рисков и изменения параметров;

4) интерпретация балансовых показателей возможна лишь с привлечением данных об оборотах. Сделать вывод, насколько велики или малы суммы по той или иной статье можно лишь после сопоставления балансовых данных с соответ­ствующими суммами оборотов;

5) отражается не период, а момент времени, в который составляется баланс;

6) финансовое положение предприятия и перспективы его изменения определяются не только факторами финансового характера, но и факторами, не имеющими достоверной стоимостной оценки (гудвиллом). Поэтому анализ бухгалтерской отчетности является лишь одним из разделов комплексного экономического анализа, использующего не только формализованные критерии, но и неформальные оценки;

7) одно из существенных ограничений баланса (с точки зрения эффективности и рисков) - это заложенный в нем принцип использования цен приобретения. В условиях инфляции, роста цен на используемое предприятием сырье и обору­дование, низкой обновляемости основных средств многие статьи отражают совокупность одинаковых по функциональному назначению, но разных по стоимости учетных объектов. Это искажает результаты деятельности и цену предприятий;

8) одна из главных целей функционирования любого ;предприятия - получение прибыли. Однако представленная в балансе абсолютная величина накопленной прибыли в отрыве от затрат и объема реализации не показывает, в результате чего сложилась именно такая сумма;

9) баланс может не отражать той суммы средств, которой реально располагает предприятие, если не проводится переоценка активов;

10) возможно искажение данных принятой на предприятии системой бухучета. Важно найти оптимум между излишней агрегированностью (обобщенностью), которая приводит к бессистемности, неуправляемости и слишком большой детализацией, что в свою очередь также приводит к тем же последствиям, но уже по другой причине.

Третий этап экспресс-анализа - «экономическое чтение и анализ отчетности». Его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и рисков финансового coстояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения долгосрочных и краткосрочных перспектив и рисков. Для оценки возможной уязвимости предприятия по, отношению к финансовым последствиям действия рисков используют понятие ликвидности и платежеспособности.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства. Степень ликвидности определяется продолжительностью периода времени, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена по ценам, близким к среднерыночным (находящимся в допуске случайного разброса рыночных цен). Низкая ликвидность активов повышает риск, снижает для организации возможность адаптации и живучести.

Платежеспособность, как способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам, свидетельствует о допустимости риска с финансовой точки зрения.

 

2.2.2 Потери и факторы риска в оценке предпринимательского риска

 

Понятие риска тесно связано с понятием "ущерб". Риск реализуется через ущерб, который можно измерить. Ущерб наступает, если существует риск, в результате реализации риска появляются вредные (поражающие действия). Эти факторы воздействуют на объект риска и объект может быть уязвим к поражающим факторам или неблагоприятным воздействиям.

Нанесение ущерба может проявляться в различных видах потерь, анализ и прогнозирование которых занимает центральное место в оценке предпринимательского риска. Имеется в виду не расход ресурсов, объективно обусловленный характером и масштабом предпринимательских действий, а случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательства от задуманного сценария.

Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозные величины. При этом естественно желание оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удается сделать. Здесь надо иметь в виду, что случайное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты предпринимательства, способно приводить не только к потерям в виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечного результата. Но оно может вызвать увеличение затрат одного вида ресурсов и снижение затрат другого вида, т.е. наряду с повышенными затратами одних ресурсов может наблюдаться экономия других.

Если случайное событие оказывает двойное воздействие на конечные результаты предпринимательства, имеет неблагоприятные и благоприятные последствия, при оценке риска надо в равной степени учитывать и те, и другие. Иначе говоря, при определении суммарных возможных потерь следует вычитать из расчетных потерь сопровождающий их выигрыш.

Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т.д. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь используются свои единицы измерения. Наиболее естественно измерять материальные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, т.е. в физических единицах веса, объема, площади и др.

Информация о работе Управление предпринимательскими рисками