Управление источниками финансирования коммерческого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия и проблем из привлечения.
Предмет исследования – источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….6
Сущность и классификация источников финансирования предприятия...6
Содержание собственных источников финансирования………………….7
1.3 Заемные источники финансирования предприятия……………………….12
2УПРАВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..………………….17
2.1 Управление собственными и заёмными средствами…………………...…17
2.2 Управление эмиссией акций………………………………………………..22
2.3 Управление привлечением банковского кредита……………………….....23
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ФМ УПРАВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 85.43 Кб (Скачать)

     Посредством амортизации также погашается стоимость  нематериальных активов.

     Для целей бухгалтерского учета амортизация  нематериальных активов начисляется  одним из следующих способов:

  1. линейным;
  2. уменьшаемого остатка;
  3. пропорционально объему продукции.

     Дополнительная  эмиссия акций ведет к уменьшению собственности уже существующих акционеров, и поэтому может совершаться только с их согласия на общем собрании. Если при учреждении общества допускается оплата акций в размере 50% к моменту регистрации, а в остальной сумме – в течение года, то при выпуске дополнительных акций оплачивается не менее 25% номинала их приобретения, а в остальной сумме – не позднее года с момента их размещения. В соответствии с законодательством РК номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.

     Размещение  ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляется в двух формах:

  • через посредника,
  • путем прямого обращения к инвесторам, т.е. непосредственная продажа ценных бумаг предприятия инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.

     В мировой практике и Казахстане наиболее распространен андеррайтинг - способ размещения ценных бумаг на рынке капитала через посредника. Суть его в том, что весь объем выпущенных ценных бумаг продается посреднику, в качестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер) по оговоренной между банком и предприятием цене. Банк полностью или частично принимает на себя риски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокой цене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы между ценой приобретения банком ценных бумаг у предприятия и ценой их реализации на фондовом рынке.

     Помимо  оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный  проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами (0,8% от номинала вновь выпускаемых  акций) и другие расходы.

     Большинство западных компаний из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной  части финансовой политики.

     Недостатки  акционерного финансирования:

  • дополнительная эмиссия акций - весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс;
  • эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций компании – эмитента;
  • отсутствует налоговый щит.

     Величина  рыночной стоимости акций определяет капитализацию предприятия. Капитализация – рыночная стоимость предприятия, акции которого имеют хождение на бирже, т.е. рыночная цена акций, умноженная на число акций (чаще всего привилегированные акции не учитываются при расчете этого показателя).

     Эмиссия депозитарных расписок. Депозитарные расписка – это свободно обращающаяся на фондовом рынке производная (вторичная) ценная бумага на акции иностранной компании, депонированные в крупном депозитарном банке, который выпустил расписки в форме сертификатов или в бездокументарной форме. ADR – рыночные ценные бумаги, обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках США, представляющие определенное количество лежащих в их основе акций (т.е. отдельные ценные бумаги они представляют очень редко). Глобальные депозитарные расписки (GDR) могут продаваться за пределами США в других странах.4Существует ряд ограничений на выпуск американских депозитарных расписок.

     Цели  размещения казахстанскими компаниями депозитарных расписок:

  1. привлечение дополнительных денежных средств и повышение капитализации на международном рынке;
  2. обеспечение продаваемых ценных бумаг листингом на ведущих биржах всего мира;
  3. косвенное привлечение внимание всего мира к продукции или услугам, предлагаемым компанией-эмитентом;
  4. рост цены своих ценных бумаг на российском фондовом рынке, повышение их ликвидности.

     Для того чтобы продать собственные  депозитарные расписки, наша компания должна:

  • найти зарубежный банк-партнер, способный найти покупателей и помочь документально оформить продажу расписок;
  • иметь хорошую отчетность;
  • быть совершенно прозрачной компанией;
  • отразить данные (в соответствии с международными стандартами) о владельцах компании, ее финансовом состоянии за последние несколько лет, структуре активов и долговых обязательств. Причем под любые долговые обязательства и риски компании должны формировать отдельные резервы.

     Добавочный  капитал является специфическим собственным источником финансирования предприятия организации. В отличие от уставного капитала, он не делится на доли (акции) и показывает общую собственность всех участников (акционеров).

     Формирование  и увеличение добавочного капитала могут производиться в следующих  случаях:

  1. При получении эмиссионного дохода.
  2. При переоценке объектов основных средств.
  3. При возникновении курсовых разниц в результате формирования уставного капитала, выраженного в иностранной валюте.
  4. При получении целевых инвестиционных средств из бюджета на финансирование капитальных вложений (для некоммерческих организаций).

     Из  рис. 1. видно, что к источникам финансовых ресурсов, приравненным к собственным, относятся денежные средства, поступающие  в порядке перераспределения: страховые  возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов (на оплату больничных листов, путевок в санатории  и др.) и прочие поступления. 

     
    1. Заемные источники финансирования предприятия
 

     Казахстанские банковские кредиты. Кредит может быть предоставлен в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.

     Основная  сумма долга по полученному займу  или кредиту учитывается организацией-заемщиком  в соответствии с условиями договора займа (или кредитного договора) в  сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной  оценке других вещей, предусмотренной  договором.

     Рассматривая  вариант привлечения средств  с помощью долгосрочного кредита, предприятие выбирает банк, предлагающий меньшую процентную ставку при прочих равных условиях. Условия кредитного договора являются оптимальными для  двух сторон, если в основу сделки заложен  рыночный уровень процентной ставки, который позволяет уравнять рыночную стоимость капитала, полученных в обмен на задолженность, и нынешнюю стоимость платежей по ней, предстоящих в будущем.

     Процент по кредиту определяется путем начисления надбавки к базовой ставке. Базовая  ставка устанавливается каждым банком индивидуально, исходя из учетной ставки Национального Банка РК. Надбавка зависит от срока ссуды, качества обеспечения и степени кредитного риска, связанного с ее предоставлением.

     В качестве обеспечения кредита принимаются:

  • залог имущества,
  • поручительство,
  • банковская гарантия,
  • государственная и муниципальные гарантии,
  • переуступка в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу.5

     Несмотря  на ряд недостатков для предприятия (с одной стороны - ухудшение структуры  пассивов организации, необходимость  временных и финансовых затрат на подготовку квалифицированного бизнес-плана, на проработку кредитной заявки в  коммерческом банке), банковское долгосрочное кредитование по-прежнему является одним  из наиболее эффективных путей финансирования. Для предприятия наличие в составе источников ее имущества долгосрочных заемных средств является положительным моментом, поскольку это позволяет располагать привлеченными средствами длительное время. Долгосрочные кредиты казахстанскими предприятиями могут быть получены как в казахстанских банках, так и зарубежных.

     Казахстанские предприятия остро нуждаются  именно в долгосрочных вливаниях, направленных на восстановление и модернизацию основных фондов, что предполагает расширение долгосрочного кредитования реального  сектора экономики и введение более «благоприятных» ставок по подобным кредитам. Однако по данным статистики, наибольший удельный объем в кредитных  портфелях казахстанских коммерческих банках составляют кредиты предприятиям со сроком погашения от 6 месяцев  до 1 года. Такая ситуация обусловлена  нежеланием банков принимать на себя непрогнозируемые кредитные риски  системного характера, которые связаны  с непредсказуемостью макроэкономической ситуации в Казахстане.

     Зарубежные  банковские кредиты (еврокредиты). Стоимость еврокредитов включает в себя комиссионные (управляющему банку за управление, членам банковского синдиката), банковскую маржу и процентные ставки по кредитам. Процентные ставки пересматриваются каждые 6 месяцев в соответствие с действующими или базовыми ставками. Обычно за основу берется ставка LIBOR. Могут использоваться и другие учетные ставки: ставка prime rate США – самая низкая ставка, устанавливаемая для наиболее надежных заемщиков, PIBOR (Paris Interbank offered rate,) и др.

     В Казахстане практически отсутствуют  финансовые институты, способные выдавать кредиты в сотни миллионов  долларов на сроки более одного-двух лет. Поэтому для проектного и  торгового финансирования крупные  отечественные компании привлекают средства в зарубежных банках.

     Стало возможным получение кредитов от нерезидентов без соответствующего получения разрешения Национального  Банка РК на осуществление операций, связанных с движением капитала. Поэтому крупные казахстанские  компании часто делают выбор в  пользу кредитования за рубежом, даже несмотря на сложность документального  оформления кредита западного банка  или внешнего займа.

     Имеются определенные достоинства и недостатки получения зарубежных банковских кредитов.

     Облигации, эмитированные в  РК. Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

     Корпоративные облигации классифицируют:

     1. По срокам погашения.

     Облигации с фиксированной датой срока  погашения: краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные. Облигации без  фиксированного срока погашения: отзывные облигации, облигации с правом погашения, продлеваемые облигации.

     2. По порядку владения: именные и на предъявителя.

     3. По целям облигационного займа: обычные и целевые.

     4. По форме выплаты купонного дохода: купонные, дисконтные (бескупонные), облигации с оплатой по выбору.

     5. В зависимости от обеспечения: обеспеченные залогом, необеспеченные залогом.

     6. По характеру обращения: конвертируемые. неконвертируемые.

     Балансовая  стоимость облигационного займа, как  правило, не совпадает с его рыночной стоимостью. Оценка рыночной стоимости  облигаций строится на основе ряда данных, указываемых на ней самой: официальная дата выпуска, номинальная  стоимость, срок погашения, объявленная  ставка процента, дата выплаты процентов. Предприятия, выпускающие займы, стремятся  максимально приблизить объявленную  ставку процента по облигации к рыночной ставке, действующей на момент размещения займа. Изменения рыночной ставки процента и рыночной стоимости займа компании-эмитента находятся в обратной зависимости. Если рыночная ставка процента превышает  объявленную величину, то размещаемые  облигации продаются со скидкой (дисконтом), а в противоположной ситуации – к их стоимости добавляется премия. Выпускать облигации разрешено акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью. В зависимости от объема выпуска и подготовленности предприятия к осуществлению эмиссии возможно применение различных методик размещения облигаций. 6

Информация о работе Управление источниками финансирования коммерческого предприятия