Управление источниками финансирования коммерческих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия и проблем из привлечения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….6
1. Сущность и классификация источников финансирования предприятия...6
2. Содержание собственных источников финансирования………………….7
1.3 Заемные источники финансирования предприятия……………………….12
2УПРАВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..………………….17
2.1 Управление собственными и заёмными средствами…………………...…17
2.2 Управление эмиссией акций………………………………………………..22
2.3 Управление привлечением банковского кредита……………………….....23
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ФМ УПРАВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 85.43 Кб (Скачать)

     где ЧП — планируемая сумма чистой прибыли предприятия;

     АО  — планируемая сумма амортизационных  отчислений;

     СФРМАКС — максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников.9

     5. Обеспечение необходимого  объема привлечения  собственных финансовых  ресурсов из внешних  источников.

     Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников рассчитывается по следующей формуле: 

      СФРВНЕШ = ПСФР - СФРВНУТ

     Где СФРВНЕШ — потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;

     ПСФР — общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

      СФРВНУТ — сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.

     6. Оптимизация соотношения  внутренних и внешних  источников формирования  собственных финансовых  ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

     а) обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных  финансовых ресурсов. Если стоимость  привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую  стоимость привлечения заемных  средств, то от такого формирования собственных  ресурсов следует отказаться;

     б) обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его  учредителями. Рост дополнительного  паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может  привести к потере такой управляемости.

     Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается  с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем  периоде.

     Коэффициент самофинансирования развития предприятия  рассчитывается по следующей формуле: 

     КСФ =  

     где Ксф — коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;

     СФР — планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;

      А — планируемый прирост активов  предприятия;

     Псфр — планируемый объем расходования собственных финансовых ресурсов предприятия на цели потребления.

     Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

     Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением и  эффективным использованием заемных  средств является одной из важнейших  функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной  деятельности предприятия.

     В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении  новых заемных средств. Источники  и формы привлечения заемных  средств предприятием весьма многообразны. Заемные средства классифицируются по целям, источникам, формам и периоду  привлечения, а также по форме  обеспечения.

     С учетом классификации заемных средств  дифференцируются методы управления их привлечением.10

     Процесс управления привлечением заемных средств  предприятием строится по следующим  основным этапам.

     1. Анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем  периоде. Целью такого анализа  является выявление объема, состава  и форм привлечения заемных  средств предприятием, а также  оценка эффективности их использования.

     2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем  периоде. 

     3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств. 

     4. Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников. 5. Определение соотношения  объема заемных средств, привлекаемых  на кратко- и долгосрочной основе.

     6. Определение форм привлечения  заемных средств. 

     7. Определение состава основных  кредиторов.

     8. Формирование эффективных условий  привлечения кредитов.

     9.Обеспечение  эффективного использования кредитов.

     10.Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам.  

2.2 Управление эмиссией акций 

     Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам.

     1. Исследование возможностей эффективного  размещения предполагаемой эмиссии  акций. Решение о предполагаемой  первичной (при преобразовании  предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие  уже создано в форме акционерного  общества и нуждается в дополнительном  притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять  лишь на основе всестороннего  предварительного анализа конъюнктуры  фондового рынка и оценки потенциальной  инвестиционной привлекательности  своих акций.

     2. Определение целей эмиссии. Основными  из таких целей, которыми предприятие  руководствуется, прибегая к этому  источнику формирования собственного  капитала, являются:

     а) реальное инвестирование;

     б) необходимость существенного улучшения  структуры используемого капитала;

     в) намечаемое поглощение других предприятий  с целью получения эффекта;

     г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции  значительного объема собственного капитала.

     3. Определение объема эмиссии. 

     4. Определение номинала, видов и  количества эмитируемых акций.  Номинал акций определяется с  учетом основных категорий предстоящих  их покупателей (наибольшие номиналы  акций ориентированы на их  приобретение институциональными  инвесторами, а наименьшие —  на приобретение населением). В  процессе определения видов акций  (простых и привилегированных)  устанавливается целесообразность  выпуска привилегированных акций;  если такой выпуск признан  целесообразным, то устанавливается  соотношение простых и привилегированных  акций (при этом следует иметь  в виду, что в соответствии  с действующим законодательством  доля привилегированных акций  не может превышать 10% общего  объема эмиссии).

     5. Оценка стоимости привлекаемого  акционерного капитала. В соответствии  с принципами такой оценки  она осуществляется по двум  параметрам: а) предполагаемому уровню  дивидендов (он определяется исходя  из избранного типа дивидендной  политики); б) затрат по выпуску  акций и размещению эмиссии  (приведенных к среднегодовому  размеру). Расчетная стоимость привлекаемого  капитала сопоставляется с фактической  средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала.

     Лишь  после этого принимается окончательное  решение об осуществлении эмиссии  акций. 

     2.3 Управление привлечением  банковского кредита 

     В составе финансового кредита, привлекаемого  предприятиями для расширения хозяйственной  деятельности, приоритетная роль принадлежит  банковскому кредиту. Этот кредит имеет  широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных  видах.

     Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.11

     Банковский  кредит предоставляется предприятиям на современном этапе в следующих  основных видах:

     1. Бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций. Как правило, он предоставляется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия. Хотя формально он носит необеспеченный характер, но фактически обеспечивается размером дебиторской задолженности предприятия и его средствами на расчетном и других счетах в этом же банке. Этот вид кредита предоставляется, как правило, только на краткосрочный период.

     2. Контокоррентный кредит («овердрафт»). При предоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные его операции. Контокоррентный счет используется в качестве источника кредита в объеме, не превышающем установленное в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо (контокоррентный лимит). По отрицательному остатку контокоррентного счета предприятие уплачивает банку установленный кредитный процент; при этом договором может быть определено, что по положительному остатку этого счета банк начисляет предприятию депозитный процент. Сальдирование поступлений и выплат по контокоррентному счету предприятия происходит через установленные договором промежутки времени с рассчетами кредитных платежей.

     3. Сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга. Этот вид кредита предоставляется обычно на формирование переменной части оборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностями предприятия. Его особенность заключается в том, что наряду с ежемесячным обслуживанием этого кредита (ежемесячной выплатой процента по нему) кредитным договором предусматривается и ежемесячная амортизация (погашение) основной суммы долга. График такой амортизации долга по размерам увязан с объемом снижения сезонной потребности предприятия в денежных средствах.

     4. Открытие кредитной линии. В договоре обусловливаются сроки, условия и предельная сумма предоставления банковского кредита, когда в нем возникает реальная потребность. Для предприятия преимущество данного вида кредита заключается в том, что оно использует заемные средства в строгом соответствии со своими реальными потребностями в них. Обычно кредитная линия открывается на срок до одного года. Особенностью этого вида банковского кредита является то, что он не носит характер безусловного контрактного обязательства и может быть анулирован банком при ухудшении финансового состояния предприятия — клиента.12

     5. Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит. Он характеризует один из видов банковского кредита, предоставляемого на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная «выборка» кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Преимуществом этого вида кредита в сравнении с открытием кредитной линии являются минимальные ограничения, накладываемые банком, хотя уровень процентной ставки по нему обычно выше.

     6. Онкольный кредит. Особенностью этого вида кредита является то, что он предоставляется заемщику без указания срока его использования (в рамках краткосрочного кредитования) с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора. При погашении этого кредита обычно предоставляется льготный период (по действующей практике — до трех дней).

     7. Ломбардный кредит. Такой кредит может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных краткосрочных облигаций и т.п.), которые на период кредитования передаются банку. Размер кредита в этом случае соответствует определенной (но не всей) части стоимости переданных в заклад активов. Как правило, этот вид кредита носит краткосрочный характер.

Информация о работе Управление источниками финансирования коммерческих предприятий