Лизинг как источник финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в теоретическом и практическом изучении лизинга как источника финансирования на примере ОАО «Рустранс».
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления лизингом на предприятии;
- изучить процесс управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»;
- предложить пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления лизингом на предприятии 5
1.1. Экономическая сущность, задачи и основные функции лизинга 5
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие лизинг 7
1.3. Механизмы управления лизингом 10
Глава 2. Анализ управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Рустранс» 18
2.2. Анализ механизма управления лизингом в ОАО «Рустранс» 21
2.3. Анализ лизинговой операции по приобретению автотранспортного средства ОАО «Рустранс» 24
Глава 3. Пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс» 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: Финансовый менеджмент

 

На тему: «Лизинг как источник финансирования»

 

 

                                                                    

                                                                                 Выполнила: студентка 

______курса    гр. ______

                                                                      ______________________

                                                                       Проверил: _____________

_____________________

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2008г.

Содержание

Стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для развития конкурентоспособности отечественной продукции нужна модернизация производства. Самым главным источником финансирования приобретения оборудования в регионе, как правило, является нераспределенная прибыль предприятий, за которой следует собственный капитал. Именно недостаточность внутренних ресурсов для инвестиций в части реализации имеющихся возможностей может постоянно сдерживать рост и развитие предприятий.

Более того, с точки зрения корпоративного финансирования зачастую вообще невыгодно финансировать рост только за счет собственного капитала. А для малых и средних предприятий региона возможность развития только за счет собственного капитала является еще большей проблемой.

Очевидно, что капитальные вложения могут быть профинансированы за счет двух источников - собственного и заемного капиталов. В принципе, к ним можно отнести и такой специфический источник финансирования, как финансовая аренда - лизинг.

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий.

В ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства.

Тема курсовой работы «Лизинг как источник финансирования».

Актуальность темы обусловлена тем, что лизинг является важным источником среднесрочного финансирования предприятий во многих странах, независимо от их размеров или уровня развития.

Являясь альтернативным финансовым инструментом, традиционно играющим важную роль в содействии развитию малого и среднего бизнеса, а также поддержке крупных компаний в обновлении их основных средств, лизинг находится на имеющем критическое значение для страны перекрестке экономической политики государства и частного предпринимательства.

Цель работы состоит в теоретическом и практическом изучении лизинга как источника финансирования на примере ОАО «Рустранс».

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы  управления  лизингом на предприятии;

- изучить процесс управления  лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»;

- предложить пути совершенствования  управления лизингом на предприятии  ОАО «Рустранс».

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Информационной базой для написания работы послужили труды многих ученых-экономистов, книги и учебники по финансам организации и лизингу, другие периодические издания и материалы СМИ, а также материалы, разработанные специалистами ОАО «Рустранс».

При написании работы были использованы труды таких известных ученых и специалистов, как: В.Д. Газман, В.А. Горемыкин, Е.В. Кабатова, В.В. Ковалев и др.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления  лизингом на предприятии

1.1. Экономическая сущность, задачи и основные функции лизинга

 

Лизинг - это специфическая форма финансирования вложений на приобретение машин, оборудования, недвижимого имущества и других элементов основного капитала при посредничестве специализированной финансовой (лизинговой) компании. Последняя, получая право собственности на имущество, отдает его третьему лицу в аренду на среднесрочный или долгосрочный период.

Лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств. В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ) лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга.

Лизинг рассматривается как товарный кредит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю).1 В договоре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества.

Развитие лизинга в России способствует решению таких важнейших задач, стоящих перед экономикой страны, как структурная перестройка, конверсия, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций, стимулирование внедрения научно-технических достижений.

Классическому лизингу свойствен трехсторонний характер взаимоотношений. Это обусловлено теми субъектами, которые принимают участие в лизинговой сделке.

 

Субъектами лизинга являются:

1)  лизингодатель - юридическое  лицо, которое осуществляет лизинговую деятельность, т. е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества;

2)  лизингополучатель   (пользователь)   -  юридическое лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга;

3)  продавец лизингового имущества - предприятие, изготавливающее машины и оборудование.

Объектами лизинга являются элементы активной части основных фондов. Это практически любой объект, который не уничтожается в производственном цикле. В зависимости от характера объекта различают лизинг движимого имущества (машинно-технический лизинг) и лизинг недвижимого имущества.

Объектами лизинга движимого имущества являются: транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, самолеты, вертолеты, суда), строительная техника, средства теле- и дистанционной связи, станки, средства вычислительной техники, другое производственное оборудование, механизмы и приборы. Объектами лизинга недвижимости являются здания и сооружения производственного назначения.

Экономические отношения, возникающие между сторонами договора лизинга, проявляются через следующие функции:

- производственно-снабженческие - приобретение во временное 
использование необходимого имущества;

- финансово-экономические - более  целесообразное использование имеющихся  финансовых ресурсов и экономия  за счет лизинговых налоговых льгот1.

Поскольку отношения по договору лизинга являются разновидностью кредитных отношений, они реализуются на основе трех принципов: возвратность, платность и срочность.

Согласно Закону о лизинге лизингом является «инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата.

В настоящее время рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции.

 

1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие  лизинг

 

На протяжении ряда лет в российском гражданском законодательстве не были предусмотрены лизинговые отношения. Однако это не значит, что их не было как таковых. Начиная с 1994 г. органы исполнительной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в России1.

Первым российским правовым актом, с которого начался процесс регулирования лизинговых отношений, стал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

Однако, не смотря на всю свою весомость для правового становления лизинговых отношений в Российской Федерации, данный документ содержал ряд ошибок, хотя он, безусловно, имеет важное значение в деле правового регулирования отношений, связанных с лизингом имущества, а также присоединения России к Конвенции о международном финансовом лизинге.

Во исполнение данного Указа было выпущено Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Этот нормативный акт положил начало конкретному регулированию и координированию лизинговых операций в России.

Федеральный закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О лизинге» стал очередным шагом на пути становления правового регулирования лизинга. Данный Закон №164-ФЗ также не избежал противоречий с иными нормативными актами. В частности, многие положения указанного закона вступили в противоречие с Гражданским кодексом РФ и Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Федеральный закон «О лизинге» объявляет, что он в равной степени регулирует три вида лизинга: наряду с финансовым лизингом, это так называемые возвратный лизинг и оперативный лизинг.

Кроме того, Федеральный закон «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг. При этом положения о международном финансовом лизинге Федерального закона «О лизинге», которые не соответствуют Конвенции о международном финансовом лизинге, не подлежат применению. Это следует из статьи 7 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, если международным договором Российской Федерации (к которым собственно и относится Конвенция о международном финансовом лизинге) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

На практике противоречия между Федеральным законом «О лизинге» и Гражданским кодексом РФ приводили к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами законодательства, которые, по их мнению, им больше подходили. Более того, в ряде регионов (например, в Ленинградской области) стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу.

Поэтому Федеральным законом от 29 января 2002 года №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» в закон о лизинге были внесены изменения.

При этом он стал называться теперь Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)». В январе 2002 года закон о лизинге был более или менее приведен в соответствие с действующим гражданским законодательством. Однако при этом совершенно не учитывалось, что сами положения Гражданского кодекса РФ в части финансовой аренды (лизинга) зачастую отличаются от принятых в международной практике.

Таким образом, правовое регулирование лизинга (финансовой аренды) в настоящее время строится на основе трех нормативных документов:

- Гражданский кодекс;

- Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ);

- Конвенция УНИДРУА «О международном  финансовом лизинге».

Наряду с названными нормативными актами к отношениям договора лизинга применяется и ряд иных законодательных и подзаконных нормативных актов.

Необходимо подчеркнуть, что за истекшие несколько лет с момента принятия части второй ГК РФ, законодательство о финансовой аренде не раз совершенствовалось.

Последние серьезные изменения, затронувшие урегулирование договора финансовой аренды были внесены Федеральным законом от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге». Это говорит о том, что законодательство о договоре лизинга (и, прежде всего Закон «О лизинге») были отнюдь не совершенны, пробелы и недостатки которого во многом были восполнены к настоящему времени.

Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей лизинговую деятельность, следует отметить следующие:

- наличие основных определений  терминов лизинга;

- достаточная свобода договорных отношений;

- ускоренная амортизация лизингового  оборудования, включение затрат  на осуществление лизинговой  сделки в себестоимость продукции;

- рекомендации об установлении  таможенных льгот для лизинговых  компаний;

- рекомендации о снижении некоторых  налогов для лизинговых компаний;

- ратификация Конвенции о международном  финансовом лизинге.

Необходимо отметить, что важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений.

 

1.3. Механизмы управления лизингом

 

Техника лизинговых операций отражена на рисунках 1-5.

Рис. 1. Механизм классической операции лизинга

1 - заявка на  оборудование; 2 - плата за оборудование; 3 - оборудование; 4 - арендные платежи

Информация о работе Лизинг как источник финансирования