Лизинг как источник финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в теоретическом и практическом изучении лизинга как источника финансирования на примере ОАО «Рустранс».
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления лизингом на предприятии;
- изучить процесс управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»;
- предложить пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления лизингом на предприятии 5
1.1. Экономическая сущность, задачи и основные функции лизинга 5
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие лизинг 7
1.3. Механизмы управления лизингом 10
Глава 2. Анализ управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Рустранс» 18
2.2. Анализ механизма управления лизингом в ОАО «Рустранс» 21
2.3. Анализ лизинговой операции по приобретению автотранспортного средства ОАО «Рустранс» 24
Глава 3. Пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс» 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Поскольку лизинговой компании часто не хватает собственных средств для осуществления лизинговых операций, она может привлекать ссуды. Такая операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств (рис. 2).


Рис. 2. Механизм операции лизинга с дополнительным привлечением средств 

1 - заявка на  оборудование; 2 - 80% ссуда без права регресса на лизингополучателя; 3 - плата за оборудование; 4 - платежи по ссуде; 5 - оборудование; 6 - арендные платежи

 

Подсчитано, что свыше 85% всех сделок по лизингу являются лизингом с привлечением средств. Лизинговая компания берет долгосрочную ссуду у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов (без права регресса на лизингополучателя), причем арендные платежи служат обеспечением ссуды. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника (рис. 3).


Рис. 3. Механизм операции лизинга через посредника

1 - оборудование; 2 - арендные платежи.

Основной лизингодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства  третьего звена арендная плата будет поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название сублизинг.

На рис. 4 представлена схема возвратного лизинга. Предположим, что у предприятия имеется оборудование, но не хватает средств для производственной деятельности. Тогда она продает это оборудование лизинговой компании, а последняя сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, предприятие становится лизингополучателем. У него происходит временное высвобождение денежных средств.

           Рис. 4. Механизм возвратного лизинга

1 - стоимость оборудования; 2 - арендные платежи.

 

К такой сделке можно прибегнуть и тогда, когда у предприятия довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли.

В последнее время получила распространение практика заключения соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование своей покупки с помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта своей продукции. Эти сделки получили название «помощь в продаже» и применяются обычно для оборудования низкой стоимости.

Наиболее распространен на практике финансовый лизинг, когда имущество, переданное по договору лизинга, полностью амортизируется за время действия договора либо по окончании срока договора лизингополучатель выкупает предмет лизинга по остаточной стоимости (рис. 5). Схемы оперативного и финансового лизинга почти полностью совпадают. Единственное различие - в схеме финансового лизинга отмечена стрелка, обозначающая возврат имущества лизингодателю после окончания договора лизинга.


 


                                                                                       3                 


                                                1                                9


                                               


                                                4         


 



 


          7 5



 

Рис. 5. Типовая схема финансового лизинга:

1 - заявка лизингополучателя в  адрес лизингодателя на приобретение оборудования на условиях финансового лизинга;  2 - заявка лизингодателя в банк на получение кредита; 3 - получение кредита лизингодателем; 4 - подписание договора финансового лизинга между лизингополучателем и лизингодателем; 5 - заявка лизингодателя на покупку оборудования в адрес поставщика оборудования; 6 - подписание договора купли-продажи оборудования у поставщика (производителя оборудования); 7 - поставка оборудования по договору финансового лизинга в адрес лизингополучателя; 8 - лизинговые платежи лизингополучателя (клиента) в адрес лизингодателя (лизинговой компании); 9 - оплата процентов и погашение кредита лизинговой компании перед банком.

 

Как видно из рис. 5, в банковское учреждение за кредитом обращается непосредственно не лизингополучатель (приобретатель имущества), а лизингодатель. С экономической точки зрения тот факт, что заемщиком выступает не приобретатель имущества, а другое лицо, не меняет сути данного явления.

Лизингодатель осуществляет выплаты по кредиту банку из тех средств, которые поступили к нему в качестве лизинговых платежей; в сущности именно у лизингополучателя и происходит отток денежных средств по кредиту, только этот отток представлен в виде лизинговых платежей. В этом случае закономерен вопрос, для какой цели в комплекс сделок по взятию кредита и приобретению на него имущества вводится третье лицо - лизингодатель.

В принципе, приобретатель имущества мог бы самостоятельно обратиться в банк за кредитом, минуя лизинговую компанию, и в случае положительного решения банка самостоятельно приобрести необходимый ему актив. Соответственно это привело бы к уменьшению абсолютной цены сделки, так как у приобретателя будут отсутствовать расходы, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения лизингодателю (при прочих равных условиях - одинаковых сроках кредитования и ставках по кредиту - цена лизинговой сделки выше, поскольку в ней присутствует комиссионное вознаграждение лизингодателя). Тем не менее, приобретением имущества через лизинг достаточно активно пользуются многие компании, в том числе и отечественные.

Дело тут даже не в особых отношениях, складывающихся между лизинговыми компаниями и банковскими учреждениями, хотя, как правило, лизинговые компании функционируют в составе финансовых групп, благодаря чему некоторые технические вопросы при заключении и оформлении кредитных договоров могут быть решены, например, в более краткие сроки.

Ситуация объясняется иными обстоятельствами - лизинговые компании имеют возможность воспользоваться налоговыми льготами, которые в приложении к операции по покупке имущества и сдаче его в лизинг могут существенно уменьшить стоимость сделки для лизингополучателя (приобретателя) по сравнению с приобретением имущества за счет кредита. В настоящее время при списании объектов лизинговой сделки отечественным законодательством предусмотрена возможность применения коэффициента ускоренной амортизации (k 3). Данное обстоятельство позволяет списать стоимость объекта лизинга на затраты в существенно короткие сроки и, таким образом, «окупить» инвестиции в имущество в существенно более короткие сроки.

Помимо более высокой оборачиваемости средств, используемых при лизинговых операциях, можно выделить и другие преимущества лизинга для приобретателя имущества.

Среди преимуществ лизинговой сделки можно выделить следующие:

Во-первых, лизинговая операция предполагает 100% кредитование сделки (приобретателю поставляется имущество), в то время как банковский кредит выдается, как правило, на 70-80% стоимости приобретаемого оборудования, оставшуюся часть приобретатель имущества должен выплатить за счет собственных средств.1

Во-вторых, условия договора лизинга по-своему более вариабельны, чем кредитные отношения, так как позволяют участникам выработать удобную для них схему выплат. При этом необходимо иметь в виду, что лизинговые платежи связаны с платежами по кредиту у лизингодателя в случае, если для приобретения объекта лизинга лизингодатель использовал кредитные ресурсы. Тем не менее, лизинговая схема позволяет более гибко подходить к определению графика лизинговых платежей. При классической лизинговой операции лизинговые платежи постоянно уменьшаются; данное обстоятельство вызвано постепенным снижением величины процентов за кредит, взятым лизингодателем на финансирование сделки при условии осуществления периодических возвратов «тела» кредита.

В-третьих, договор лизинга часто содержит в себе условия о технической поддержке оборудования лизингодателем - например, осуществление ремонта, обновление в случае появления более совершенных образцов и др., в результате чего лизингополучатель, по сути, приобретает дополнительные преимущества, в частности, уменьшается риск морального износа арендуемого имущества. В том случае, если оборудование приобретается в собственность путем его покупки, указанные расходы организация должна нести самостоятельно.

В-четвертых, в некоторых случаях объект лизинга может и не числиться на балансе лизингополучателя, в связи с этим он не платит по этому оборудованию налог на имущество; кроме того, улучшаются показатели, характеризующие его финансовое положение, поскольку степень финансовой зависимости вуалируется - в балансе показывается только текущая задолженность по лизинговым платежам. С другой стороны, кредитные обязательства отражаются в балансе заемщика полностью.

В-пятых, при классической схеме финансового лизинга срок договора лизинга совпадает со сроком списания имущества на затраты посредством начисления амортизации. Таким образом, лизингополучателю по окончании договора в собственность достается имущество с нулевой остаточной стоимостью, в то время как реальная цена объекта существенно выше. Удорожание сделки по приобретению объекта, с одной стороны, компенсируется более высокой оборачиваемостью средств. Даже обыкновенная продажа имущества лизингополучателем, в случае, если в соответствии с условиями договора по окончании его объект переходит в собственность лизингополучателя, может существенно уменьшить совокупные затраты лизингополучателя по лизинговой операции.

В заключение первой главы следует сделать вывод о том, что лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств. Лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую трактовку и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимодополняют друг друга.

В настоящее время лизинг в Российской Федерации занял свое определенное инвестиционное место как реальная эффективная и гибкая организационно-финансовая схема запуска проектов, направленных на развитие и обновление основного капитала экономики.

Лизинговые операции рассматриваются деловым миром, прежде всего, как новый интересный вид финансирования, и не только потому, что они оказывают финансовую помощь нуждающимся в ней предприятиям, но также потому, что на основе налогового законодательства при определенных                                                                                                                                      условиях они обеспечивают экономические выгоды для сильных в финансовом отношении предприятий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»                      

2.1. Организационно-экономическая характеристика  ОАО «Рустранс»

 

Открытое Акционерное Общество «Рустранс» (далее Общество) - одно из старейших грузовых автотранспортных предприятий Нижегородской области. Оно было создано более 40 лет назад - 1961 г., и до сих пор остается крупнейшим в своей отрасли.

Основными видами деятельности Общества являются:

1) грузовые перевозки, в том числе внутригородские, междугородние и международные;

2) транспортно – экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц;

3) техническое обслуживание, ремонт грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов всех марок, узлов и агрегатов автомобилей;

4) организация станций технического обслуживания;

5) оказание услуг юридическим и физическим лицам по переоборудованию грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов всех марок;

6) коммерческая деятельность, осуществление оптовой и розничной торговли, в том числе продажа легковых и грузовых автомобилей, номерных агрегатов, запасных частей к любым автомобилям, прицепам и полуприцепам, а также различного оборудования и машин;

7) создание специализированных предприятий по оптовой и розничной торговле;

8) оказание услуг по предоставлению стоянок и гаражей для грузовых и легковых автомобилей;

9) сдача в аренду юридическим и физическим лицам зданий, сооружений, производственных, торговых, складских и офисных площадей, а также транспортных средств, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей;

10) внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

11) посредническая деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом;

12) производство и реализация продукции производственно – технического назначения, промышленных и продовольственных товаров;

13) осуществление ремонтно – строительных работ;

14) оказание любых видов подрядных и субподрядных работ и услуг.

Общество вправе осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Общество является коммерческой организацией и преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли в интересах акционеров Общества.

Сегодня предприятие располагает парком большегрузных международных автопоездов Европейского класса с тягачами марки IVECO, МАЗ, SISU и полуприцепами марки JYKI, KRONE, VANHOOL, SCHMITS, HARKO, ЧМЗАП с объемом 82 куб. м.

Основным видом деятельности ОАО «Рустранс» является осуществление перевозок различных грузов в междугороднем и международном сообщениях, в странах Западной Европы и СНГ.

Постоянными клиентами ОАО «Рустранс» являются многие грузовладельцы и экспедиторские компании России и Зарубежья.

Основная концепция деятельности ОАО «Рустранс» - это надежность и быстрота выполнения любых заказов в любую точку страны и мира за счет изыскания дополнительных конкурентоспособных провозных возможностей и постоянного наращивания объемов перевозок и качества услуг.

Информация о работе Лизинг как источник финансирования