Лизинг как источник финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в теоретическом и практическом изучении лизинга как источника финансирования на примере ОАО «Рустранс».
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления лизингом на предприятии;
- изучить процесс управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»;
- предложить пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления лизингом на предприятии 5
1.1. Экономическая сущность, задачи и основные функции лизинга 5
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие лизинг 7
1.3. Механизмы управления лизингом 10
Глава 2. Анализ управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Рустранс» 18
2.2. Анализ механизма управления лизингом в ОАО «Рустранс» 21
2.3. Анализ лизинговой операции по приобретению автотранспортного средства ОАО «Рустранс» 24
Глава 3. Пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс» 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

1 – рассчитывается посредством  деления общей суммы на 4 (число  кварталов в 1 году);

2 – рассчитывается посредством  деления общей суммы на 20 (число  кварталов в 5 годах);

3 – рассчитывается по формуле (6).

 

                                         НДС = В х СНДС : 100,                                        (6)

где В – выручка от сделки по договору лизинга; СНДС – ставка НДС, %.

 

Таким образом, общая сумма лизинговых платежей составит 9 292 703 руб.

Sлп = 4 836 270 + 2 216 623 + 241 814 + 580 352 + 1 417 644 = 9 292 703 руб.

 

Поскольку для расчета принят метод равных платежей с периодом в один квартал, то число выплат (Т) составит 20 раз (4 квартала х 5 лет), а величина лизингового платежа в каждом периоде отражена в табл. 3 – (Sn).

 

Далее полученные в таблице 3 данные по лизинговым платежам ОАО «Рустранс» в каждом периоде отразим на рис. 7.

Рис. 7. Размеры лизинговых платежей ОАО «Рустранс» за 5 лет

 

В заключение второй главы работы необходимо отметить, что нами были рассчитаны размеры лизинговых платежей ОАО «Рустранс» по приобретению автотранспортного средства методом составляющих, основанным на уплате амортизационных отчислений способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта лизинга, однако минусом данного метода расчета является то, что распределение нагрузки на лизингополучателя неравномерно и основная нагрузка приходится на начальный период сделки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования управления лизингом на предприятии ОАО «Рустранс»

 

Лизинг выгоден тем предприятиям, для которых обновление или модернизация оборудования принесет большую прибыль. Например, если транспортное предприятие ОАО «Рустранс» обновит свой парк на 70%, в ближайшем будущем модернизация увеличит его прибыль в 2-3 раза. Но стоимость транспортных средств не позволяет заменить их собственными силами и в данном случае лизинг является весьма привлекательным.

Лизинг выгоден крупным предприятиям с большим оборотом, таким как транспортные предприятия, специализирующиеся на перевозке грузов, пассажиров, перерабатывающие предприятия, предприятия пищевой промышленности.

Далее логичен следующий вопрос: а сколько стоит лизинг? Выгодно ли воспользоваться предложением по лизингу или дешевле взять кредит? Для каждой конкретной сделки и каждого конкретного сравнения лизинга с кредитом или покупкой за счет собственных средств ответ на вопрос будет различным. В зависимости от возникших обстоятельств один из вариантов окажется для предприятия более выгодным, а другой - менее.

Что же влияет на стоимость лизинговой сделки? Начнем с затрат лизингодателя на приобретение объекта лизинга, техническое обслуживание на весь срок договора, на регистрацию объекта лизинга, например, в органах ГАИ, и уплату всех налогов и сборов, страхование, вознаграждение лизинговой компании и т.д. в зависимости от пакета услуг, заказанного вами.

Дальше - срок договора. В среднем срок договора лизинга составляет 2 - 4 года. Чем он дольше, тем больше траты лизингодателя на дополнительные услуги и дороже лизинг. Как было отмечено нами выше срок лизинговой сделки у ОАО «Рустранс» составил 60 месяцев, то есть пять лет.

При подписании договора лизинга необходимо внимательно изучить все мелочи, ссылки, приложения и дополнительные условия. В основном, проблемы, которые могут возникнуть в связи с лизингом, происходят из-за неправильно составленного контракта. Необходимо обратить внимание на график платежей и окончательный срок договора.

Немаловажную роль играет следующий фактор: какого рода налоги уплачивает предприятие, то есть является ли оно плательщиком НДС, налога на прибыль и др. Для компании с определенным набором уплачиваемых налогов лизинг приводит к одним последствиям, а для других лизинг будет означать совсем иные расходы.

В то же время вознаграждение лизингодателя может свестись к минимуму исходя из условий договора. Необходимо отметить, что лизинговые компании как постоянные клиенты приобретают оборудование у производителей по более выгодной цене.

Сравнивая лизинг с кредитом и покупкой за собственные средства, следует учесть, во сколько обойдутся на стороне предлагаемые лизинговой компанией дополнительные услуги.

Таким образом, удорожание объекта лизинга происходит в среднем на 16 - 20% в год.

Для наглядности приведем сравнение покупки транспортного средства ОАО «Рустранс» за собственные средства, при помощи кредита и посредством лизинга. В данном случае стоимость приобретаемого имущества будет равна 1000 000 руб., а способ начисления амортизации - линейный.

Таблица 5

Покупка за собственные средства (руб.)

Стоимость транспортного средства

1 000 000,00

НДС к возмещению

152 542,00

Доходная часть

847 458,00

Налог на прибыль (24 %)

203 390,00

Общие средства, которые должны поступить на р/счет

1 203 390,00

НДС от этой суммы

183 568,00

НДС, подлежащий уплате в бюджет

31 026,00


 

Общее удорожание транспортного средства составляет 23,44 % (налог на прибыль + НДС).

Таблица 6

Покупка с использованием кредита (руб.)

Сумма кредита

1 000 000,00

Годовая процентная ставка

25%

Срок кредита, месяцев

60

Плата за пользование кредитными ресурсами (% на остаток)

625 000,00

НДС к возмещению

152 542,00

Сумма амортизации за 5 лет (линейный способ)

1 000 000,00

Затратная часть

1 625 000,00

Доходная часть

1 152 542,00

Сумма, подлежащая налогообложению

- 472 458

Налог на прибыль (24 %)

-

Оборотные средства, которые должны поступить на р/с

1 625 000,00

НДС от этой суммы

247 881,00

НДС, подлежащий уплате в бюджет

95339,00

Страхование объекта за 5 лет, 1 % в год

50 000,00

Нотариус (договор залога на транспортное средство для кредита в банк) 1 %

10 000,00


 

Удорожание транспортного средства за 5 лет составит 78,03 %.

 

Таблица 7

Приобретение оборудования посредством лизинга (руб.)

Цена объекта лизинга

1 000 000,00

Срок действия лизингового договора, месяцев

60

Авансовый лизинговый платеж (20 %)

200 000,00

Общая стоимость объекта лизинга

1 200 000,00

Выкуп после окончания срока действия договора лизинга (10 %)

100 000,00

НДС к возмещению по выкупу объекта лизинга (100 000 * 18 / 118)

15 254,00

Сумма лизинговой сделки

1 100 000,00

Затратная часть лизингополучателя

932 203,00

Налоговый кредит по НДС (1 100 000 * 18 / 118)

167 797,00

Экономия налога на прибыль (932 203 * 24%)

223 729,00


 

Стоимость лизинга составляет 100 000,00 руб., удорожание оборудования с учетом выкупа и с учетом экономии на налогах за 5 лет составит 20,00 %.

 

Таким образом, в приведенном примере для предприятия ОАО «Рустранс» лизинг выгоднее, поэтому обновление парка автотранспортных средств с помощью лизинга как источника финансирования оказалось целесообразным. Однако, необходимо помнить, что для каждой сделки существует возможность индивидуального подхода, что может привести к другим результатам.

Заключение

 

На основании материала, представленного в работе, следует сделать вывод о том, что лизинг является важным источником среднесрочного финансирования предприятий во многих странах, независимо от их размеров или уровня развития.

В силу своих особенностей, лизинг является альтернативой традиционным банковским кредитам, которая при определенных обстоятельствах обладает привлекательностью для некоторых категорий клиентов. В этом плане лизинг не конкурирует с банковским финансированием, а скорее дополняет его.

На основании первой главы работы был сделан вывод о том, что лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств. Лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую трактовку и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимодополняют друг друга.

В настоящее время лизинг в Российской Федерации занял свое определенное инвестиционное место как реальная эффективная и гибкая организационно-финансовая схема запуска проектов, направленных на развитие и обновление основного капитала экономики.

Лизинговые операции рассматриваются деловым миром, прежде всего, как новый интересный вид финансирования, и не только потому, что они оказывают финансовую помощь нуждающимся в ней предприятиям, но также потому, что на основе налогового законодательства при определенных                                                                                                                                      условиях они обеспечивают экономические выгоды для сильных в финансовом отношении предприятий. 

Лизинг как источник финансирования капитальных вложений был нами рассмотрен во второй главе работы на примере ОАО «Рустранс» - предприятия, которое занимается грузоперевозками.

Нами был проведен анализ лизинговой сделки по приобретению автопоезда, состоящего из автомобиля IVECO STRALIS, модели АТ440S40Т/Р и полуприцепа KOGEL AG для осуществления предпринимательских целей и произведен расчет размера лизинговых платежей при их уплате равными долями внутри каждого года с периодичностью, оговоренной в договоре – 1 раз в квартал.

Расчет лизинговых платежей был произведен методом составляющих, основанным на уплате амортизационных отчислений способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта лизинга, однако минусом данного метода расчета является то, что распределение нагрузки на лизингополучателя  - ОАО «Рустранс»  - неравномерно и основная нагрузка приходится на начальный период сделки.

В третьей главе работы была оценена экономическая эффективность лизинга по сравнению с приобретением транспортного средства за счет собственных средств и кредитных ресурсов для ОАО «Рустранс».

В расчетном примере для предприятия ОАО «Рустранс» лизинг выгоднее, поэтому обновление парка автотранспортных средств с помощью лизинга как источника финансирования оказалось целесообразным. Однако, необходимо помнить, что для каждой сделки существует возможность индивидуального подхода, что может привести к другим результатам.

В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день большинство российских организаций работает в условиях дефицита свободных денежных средств. Несмотря на крайнюю необходимость модернизации основных производственных фондов, фирмы, как правило, не могут без отрицательных последствий для дальнейшей деятельности изъять из оборота средства. В связи с этим, по мнению многих специалистов, лизинг является наиболее удобным и экономически оправданным средством.

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2 ноября 1998 г. - №44. - Ст. 5394.
  2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16 февраля 1998 г. - №7. - Ст. 787.
  3. Федеральный закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 4 февраля 2002 г. - №5. - Ст. 376.
  4. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге // СПС Консультант Плюс: Версия Проф. Собрание законодательства РФ от 09.08.1999, № 32, ст. 4040.
  5. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М., 2003.
  6. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М.: Правовая культура, 2004.
  7. Горемыкин В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.
  8. Ивасенко А.Г. Лизинг: экономическая сущность и перспективы развития. - М.: Экономика, 2003.
  9. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. – М.: Наука. – 2006.
  10. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 2004.
  11. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., Финансы предприятий. Уч. пособие. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
  12. Лапыгин Ю.Н., Сокольских Е.В. Лизинг - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.
  13. Никонова И.А. Финансирование бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2003.
  14. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. - М.: Издательство «Ось-89», 2004.
  15. Титаева А.В., Ледакова Ю.Н. Лизинг: правовое обеспечение, учет, налогооблажение. - М.: Налоговый вестник, 2004.
  16. Философова Т.Н. Лизинг: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  17. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД  ФБК-ПРЕСС, 2003.            
  18. Часовой В.А. Лизинг для предпринимателей: моногр. - М.: ИД «Журналист», 2006.
  19. Шабашев В.А. Лизинг: основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2005.
  20. Лизинг в России: правовые основы // Экономико-правовой бюллетень. -М., 2002. Вып. 9.
  21. Федорова Т.М. Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия // Технологии управления. - 2004. - № 1(4).
  22. Фисич Е.А. Проблемы налогообложения лизинговых операций // Соврем. аспекты экономики. - 2005. - № 12(79).
  23. Ховрина Л.Е. О правовой природе лизинга // Правовое обеспечение рыночной экономики. Вып.1. - М.: Изд-во РАГС, 2002.
  24. Чернецкая Г.Ф. Учет лизинговых операций в схемах // Все для бухгалтера. - 2005. - № 20(164).
  25. Шестакова А.В. Некоторые аспекты сравнения эффективности лизинга и кредита // Сб. науч. тр. НГТУ. - 2005. - № 2(40).
  26. Шишкин В.Ю. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации // Материалы сайта http://www.ru-lizing.info

Приложения

 

Приложение 1. Бухгалтерский баланс ОАО «Рустранс» на 01.01. 2007г.

Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Рустранс» за 2006 г.

Приложение 3. Договор финансовой аренды (лизинга) № 62-ФЛ/ПВ-03

1 Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., Финансы предприятий. Уч. пособие. - М.: ООО « ВИТРЭМ»,2002.С.157.

1 Шабашев В.А. Лизинг: основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2005. С. 8.

1 Шишкин В.Ю. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации // Материалы сайта http://www.ru-lizing.info

1 Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., Финансы предприятий. Уч. пособие. - М.: ООО « ВИТРЭМ»,2002. С. 159

 


 



Информация о работе Лизинг как источник финансирования