Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:09, реферат
Цель реферата заключается в изучении рынка депозитных операций в Республике Казахстан, а также рассмотрении депозитной политики на примере коммерческого банка Республики Казахстан.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы депозита и депозитного рынка;
- изучить состояние рынка депозитных услуг в современных условиях;
- проанализировать депозитную политику АО «БТА Банк» на современном этапе;
- описать систему страхования депозитов в коммерческих банках Казахстана.
Введение 3
1. Управление депозитной политикой банков Республики Казахстан в современных условиях 5
1.1 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов в Республике Казахстан 5
1.2 Особенности депозитной политики АО «БТА Банк» 15
2. Проблемы реализации депозитной политики банков и пути их преодоления 26
Заключение 33
Список использованной литературы: 34
Рассмотрим структуру депозитного портфеля АО «БТА Банк» за 2008-2009 годы (таблица 3).
Таблица 3
Структура депозитного портфеля АО «БТА Банк»*
2008 |
2009 |
Изменения % | |
Привлечение депозитов, всего |
2 148 995 536 |
1 972 055 102 |
-8,2 |
В том числе: |
|||
От банков |
635 194 630 |
549 544 109 |
-13,5 |
От юр. лиц |
1 236 344 856 |
1 267 409 288 |
+2,5 |
От физ. лиц |
277 456 050 |
155 101 705 |
-44,1 |
* Составлено по данным финансовой отчетности АО «БТА Банк».
Подведем итог анализа депозитного портфеля. По данным таблицы видно, что общий объем депозитов банка к 2009 году уменьшился на 8,2 %. Вклады банков снизились в 2009 году на 13,5 %. Больше всего уменьшились депозиты физических лиц (-44,1 %). Депозиты юридических лиц возросли на 2,5 %. Снижение объема депозитов произошло вследствие ухудшения финансового положения банка. Боясь, что банк закроется, клиенты забрали свои вклады.
Основная функция депозита – средство сбережения, и он лишь тогда приносит доходность, когда процентная ставка по вкладу хотя бы немного перекрывает инфляцию. В отношении ставок БТА Банка в 2009 году можно сказать, что доход получили клиенты, вложившие свои сбережения на более длительный срок.
Подводя итог деятельности БТА банка в сфере работы с депозитами, можно сказать, что гибкие условия в области депозитов дает возможность каждому найти для себя удобный депозит, т.к. имеется очень большой выбор депозитов с разными условиями, депозитная политика разработана с целью угодить каждому клиенту. Клиенты выделяют вклады БТА Банка среди других банков, а широкая сеть филиалов и отделений делает банк ближе к частному клиенту, а его услуги – доступней. Тем самым новая стратегия превратила БТА Банк из специализированного кредитного учреждения по обслуживанию экспортно-импортных операций корпоративных клиентов в крупный универсальный институт, реализующий все основные виды банковских услуг.
2. Проблемы реализации депозитной политики банков и пути их преодоления
В связи с дефицитом инвестиционных средств, привлечение денежных средств населения является важнейшей задачей в переходный период. Поэтому необходимо создать как можно наиболее выгодные условия потенциальным вкладчикам для хранения денежных накоплений во вкладах.
В связи с этим создание
благоприятных условий
Как правило, считается, что вложение денежных средств в банки имеет малую долю риска для инвестора, поскольку банки с точки зрения объемов привлекаемых средств, характера проводимых ими операций являются обычно одними из наиболее устойчивых финансово-кредитных институтов в экономике. Вместе с тем как мировая, так и отечественная история знает многочисленные случаи банкротства, которые носят массовый характер и чреваты серьезными последствиями. В разные периоды времени с проблемами защиты банковских вкладчиков сталкивались практически все развитые страны. Решение этой проблемы и у нас в стране представляет большие трудности. Отечественная банковская система еще не устоялась, характеризуется нестабильностью, дефицитом профессионализма и другими недостатками.
Во многих странах накоплен немалый опыт защиты вкладчиков и предотвращения банковских кризисов. Его необходимо учитывать, чтобы избежать в Казахстане чужих ошибок, просчетов и использовать чужие достижения.
Система страхования вкладов играет большую роль для выработки депозитной политики коммерческого банка. Она может успешно действовать лишь в условиях высокого уровня государственного регулирования гражданского общества, его экономических и финансовых институтов. Следовательно, необходимо, чтобы действовала эффективная система надзора и контроля над коммерческими банками. В Казахстане, как и во многих странах, это является одной из важнейших функций Национального банка. Национальный банк играет важную роль в поддержании ликвидности банков и предотвращения их банкротства при финансовых затруднениях.
Как видно из вышесказанного, необходимость создания эффективной системы гарантирования вкладов является приоритетной задачей на данном этапе.
С 16 февраля 2000 года в Казахстане начала действовать система страхования (гарантирования0 депозитов физических лиц, которая первоначально распространялась на срочные вклады населения, а с 13 апреля 2002 года и на текущие вклады населения и предприятий в тенге. Введение данной системы, участниками которой стали первоначально 16 крупнейших банков Казахстана, способствовало восстановлению ранее потерянного доверия населения к банковской системе и привело к заметному увеличению банковских депозитов.
Росту доверия населения к банковской системе способствовало и принятие в конце марта 2000 года закона о банковской тайне.
С 1 июля 2002 года действует
новая сетка возмещения по гарантированным
вкладам физических лиц. По срочным
вкладам в тенге сумма
Развитие современной банковской системы Казахстана нацелено на мировой опыт. Так, следуя примеру развитых стран, Казахстан также приступил к решению проблемы защиты прав граждан, как наименее защищенных субъектов финансовых отношений
Процессы, протекавшие в нашей республике в 1990-1995 гг. (инфляционное обесценение вкладов в банках в связи с повышением цен в несколько тысяч раз; массовые потери сбережений от деятельности различных коммерческих структур, привлекавших вклады под искусственно высокие проценты) имели особое значение.
Подобного опыта на протяжении короткого периода времени не имеет ни одна страна в мире, за исключением, возможно, других республик СНГ. Это делает восстановление нормальной психологии населения в отношении расходов и сбережений особенно трудной задачей, решение которой во многом зависит от сохранности новых сбережений.
Сохранность банковских вкладов (депозитов) имеет первостепенное значение для рыночной экономики и должна иметь приоритет перед многими другими целями экономической политики. Гарантирование (страхование) банковских вкладов - важнейший инструмент обеспечения их сохранности. В любом случае оно должно сочетаться со строжайшим контролем и надзором Национального банка РК над коммерческими банками. Поскольку система гарантирования вкладов внедрена недавно, то соответственно в ней существует ряд недостатков, которые были выявлены автором (Таблица 3.1).
Таблица 2.1. Недостатки в системе гарантирования вкладов и возможные пути их решения.
Недостатки |
Возможные последствия |
Пути решения |
Недостаточность гарантии вкладов до востребования |
Возможно Преобладание вкладов физических лиц в срочных депозитов, т.е. в тех видах, на которых распространяется гарантирование |
Необходимо совершенствовать пути страхования вкладов до востребования, поскольку в случае банкротства банка вкладчик имеет право на свои вложенные средства |
Установление Фондом гарантирования (страхования) вкладов пределов ставок по вкладам |
Данное решение может повлиять не только на депозитную базу банков, но и на их коммерческую деятельность, поскольку банк вправе самостоятельно решать какую ставку ему устанавливать, исходя из его возможностей. |
Необходимо банкам второго уровня предоставление свободы коммерческой деятельности по установлению разумных предельных размеров ставок. Понижение предельных размеров ставок не дает гарантии тем банкам, чье финансовое положение в целом ненадежное. То есть если банк состоятелен и устанавливает высокие процентные ставки по депозитам, значит у него есть гарантии согласно депозитной политики, по которым он сможет вернуть вкладчикам их средства. И чем больше у него привлеченных средств, тем больше у него активов для дальнейшей деятельности и разработке кредитной политики |
Несовершенная схема выплат по крупным вкладам. Погашение вклада на сумму более 1 млн. тенге предусматривает 10% возмещение, что не выгодно вкладчику, поскольку его вклад полностью не застрахован. |
Возможно, падение доверия населения к банковской системе и крупные деньги могут быть вложены вкладчиками по разным банкам. |
Необходим пересмотр схемы выплат по крупным вложениям. |
*Источник: таблица составлена автором.
Все указанные недостатки, так или иначе, оказывают влияние на успешную реализацию депозитной политики в коммерческих банках Казахстана.
В основных направлениях развития финансового сектора Республики Казахстан на текущий год, опубликованных Национальным банком обозначены основные меры, которые следует принять в целях полного соответствия системы страхования депозитов Казахстана лучшей международной практике, такие как:
Проблема финансового оздоровления в целях повышения доверия населения к банковской системе является актуальной на всех этапах разработки и реализации депозитной политики банка. Решение проблемы повышения доверия к банковской системе со стороны населения должно осуществляться как на государственном уровне, так и самими коммерческими банками.
На государственном уровне необходимо:
1. усиление банковского надзора и регулирования со стороны Национального Банка Республики Казахстан за банками второго уровня;
2. поддержка, регулирование и развитие Фонда коллективного страхования депозитов;
3. внесение дополнений и изменений в Закон "О банковской тайне", гарантирующая сохранность и тайну банковских вкладов.
1. Банковский надзор. С момента возникновения банковского дела нестабильность, вызванная банкротствами отдельных банков, массовыми изъятиями вкладов, объективно подталкивало государство к расширению практики регулирования банковского дела.
С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансовых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков. /25, с. 160/
2. Фонд коллективного страхования депозитов. Основной проблемой стоящей на пути реализации депозитной политики является недостаточный уровень доверия к банковскому сектору, как со стороны институциональных инвесторов, так и со стороны населения. В результате совершенствования функционирования системы коллективного страхования депозитов, будут созданы соответствующие условия для привлечения сбережений населения в банки, что в конечном итоге приведет к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их капитализации и конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг, а значит, к их большей доступности для клиентов банков. О данных проблемах говорилось выше.
3. Закон "О банковской тайне". Необходимость принятия Закона "О банковской тайне" продиктована волеизъявлением многих клиентов банков о тайне и гарантии неразглашения сведений, касающиеся их личного счета. В связи с этим особую актуальность на депозитном рынке является исполнение и дальнейшее совершенствование данного закона, как один из путей повышения доверия населения и клиентов к банковской системе. Закон "О банковской тайне" будет предусматривать тайну информации об остатке вкладов на счетах, информации по движению о счете и т.д.
Решение
проблем стоящих на пути
Информированность. Большинство потенциальных вкладчиков не понимают в достаточной степени механизма работы финансовых посредников. Со своей стороны, финансовые посредники (в частности - банки) также не считают вполне целесообразным нести затраты по полноценному информированию рынка обо всех услугах и банковских продуктах, стремясь ограничиться имиджевой рекламой, лишь обращающей внимание на факт присутствия данного субъекта на рынке.
Демографический кризис. Более значимым фактором при формировании валовых сбережений и инвестиций, как для стран, так и для их отдельных регионов останется вопрос мобильности населения и, особенно - эмиграционный отток, которому сопутствует значительный отток денег. Следует подчеркнуть, что эмиграционный отток одновременно сокращает и валовые сбережения в финансовом секторе, и оборотные денежные средства, необходимые производству.
Мотивация. При значительных трудностях не последнюю роль в повышении уровня сбережений должна сыграть мотивация той части населения, которая располагает относительно высокими личными денежными доходами. Для тех, кто имеет временные или систематические избытки денег, мотивирующими факторами служат безопасность, удобство и скорость доступа к деньгам. Однако не всегда имеет значение высокое вознаграждение по депозитам, особенно в случаях сокрытия источников получения денег.
Мы рассмотрели основные проблемы и пути решения на государственном уровне.
На уровне банков второго уровня, или на микро-уровне оказались нерешенными следующие проблемы. В последние годы своего развития казахстанские банки оказались в центре множества, весьма сложных противоречивых и труднопрогнозируемых процессов в политике, экономике и социальной сфере. Естественно создавшееся положение в банковской сфере республики является отзвуком тяжелого финансового состояния всей экономики. Однако огромную роль играют и сами банки.