Сущность, виды и функции государственных заимствований в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы, тенденции развития и основные направления заимствований. На примере Российской Федерации Определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.
Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;
рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствований;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………….…..….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………6
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований…………………….…...6
1.2 Содержание, формы и методы государственных заимствований…..……...…9
1.3 Источники погашения государственных заимствований……….…………....13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….......……..…………………...……………..…15
2.1 Виды государственных заимствований в РФ……………………...….…..…...15
2.2 Проблемы управления государственными заимствованиями………………..20
2.3 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг……………………………………………………..……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…......30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 73.52 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………….…..….3

 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………6

1.1 Сущность и задачи  государственных заимствований…………………….…...6

1.2 Содержание, формы и  методы государственных заимствований…..……...…9

1.3 Источники погашения  государственных заимствований……….…………....13

 ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЗАИМСТВОВАНИЯ НА

 СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ……….......……..…………………...……………..…15

2.1 Виды государственных заимствований в РФ……………………...….…..…...15

2.2 Проблемы управления государственными заимствованиями………………..20

2.3 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг……………………………………………………..……25

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…......30

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…..…..…33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...………….….....34 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

 На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста.

Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных  сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в  национальном хозяйстве, подъема отстающих  в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета  дала основание западным ученым рассматривать  его в качестве плана финансового  устройства, который служит средством  достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного  бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается  Федеральный закон о бюджете  на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную  деятельность, проводя внешнюю и  внутреннюю политику государства.

Актуальность темы данной курсовой работы является тот факт, что государственные заимствования оказывают большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем.

Важной составляющей развития экономики является государственный  внешний долг. Как правило, он формируется  путём осуществления внешних  заимствований у иностранных  государств, их юридических лиц и  у международных финансовых организаций. Особенностью внешнего долга РФ является то, что Россия унаследовала долги  бывшего СССР и расплачивается по ним.

На данный момент вызывает большую озабоченность стремительный рост совокупного внешнего долга Российской Федерации, включающего в себя наряду с государственными внешними заимствованиями задолженность государственных предприятий, коммерческих компаний и банков.

Для современной России актуальными  становятся вопросы функционирования государственного внутреннего долга. В настоящее время государственные  внутренние заимствования в основном представлены облигациями федерального займа, а также новым финансовым инструментом – государственными сберегательными  облигациями.

В настоящее время Правительством РФ проводится политика, направленная на сокращение внешних долговых обязательств и увеличении внутренних долговых обязательств. Это имеет под собой определенные основания, поскольку внутренний долг для государства менее рискованный  и не зависит от курсовых колебаний.

Цель курсовой работы –  рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы, тенденции развития и основные направления заимствований. На примере Российской Федерации Определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

Обязательным элементом  данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.

 Объектом исследования  выступают государственные заимствования.

 Предметом исследования  являются формы и методы государственных  заимствований.

 На основе цели в  курсовой работе поставлены следующие  задачи:

    • изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;
    • рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствований;
    • выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

 Структурно работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 В работе использовались  следующие методы исследования: экономико-статистический, анализ, систематизация, обобщения.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

 

1.1 Сущность и  задачи государственных заимствований

Финансовое благополучие любого государства основывается на своевременной и полной мобилизации  доходов бюджета. Государство, как  аппарат управления обществом, нуждается  в денежных средствах. Большая часть  этих средств поступает в бюджет через систему налогов. Кроме  того, государство может привлекать дополнительные финансовые ресурсы, формируя их на заемной основе. Таким источником ресурсов выступает государственный  займ и его основные формы: государственный кредит (Приложение 1) и государственный долг.

В современных условиях становится очевидно, что государственный кредит и государственный долг такие  же важные экономические категории, как налоги, бюджет, денежное обращение, и несут не меньшую нагрузку в  создании сбалансированных государственных  финансов и стабильного денежного  обращения.

В теории государственного кредита существует пессимистическое направление, которое стало основой  натуралистической теории кредита. Оно длительное время было преобладающим  и рассматривало государственный  кредит как зло, угрожающее основам  государственного хозяйства и даже государственного существования. Ученые этого направления демонстрировали  перед обществом негативные стороны  государственного долга, показывали пути для избежания новых займов, занимались поисками средств по сокращению накопленной  задолженности.

К представителям натуралистической  теории относится Адам Смит, который  в своем знаменитом труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народов1» отдельный раздел посвятил государственным долгам.

Негативно оценивая практику долгового финансирования государственных  расходов, так как она уменьшает  богатство нации, одновременно усугубляя  налоговое бремя и значительно препятствуя накоплению капитала, А.Смит рассматривает дефицитное финансирование, «как улицу с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». А.Смит видит проблему государственного долга, тесно связанной с финансированием государственных расходов в военное время. Обусловленные войнами долги не исчезают сами собой в мирное время, а наоборот, еще более возрастают из-за проблем погашения задолженности и обслуживания процентных платежей, что, в свою очередь, ведет к повышению налогов. По мнению А.Смита, государство не может и не должно форсировать накопление (общественного) капитала через расходную сторону. Государственные расходы по своей природе непродуктивны и кредитное финансирование есть не что иное, как перекладывание средств государством из правой руки — в левую. Политика государственной задолженности постепенно ослабляет каждое государство, которое ею воспользовалось. Там, где государственный долг однажды превысил определенный уровень, почти никогда не удается его справедливым образом и полностью погасить. При этом А.Смит достаточно прагматичен, чтобы смириться с государственным долгом, если издержки других форм финансирования оцениваются выше.

Необходимость использования  государственного займа для нужд общества вытекает из противоречий между  величиной этих потребностей и возможностью государства удовлетворить их за счет доходов бюджета. Доходы государства  заданы в виде уровня налогообложения, установленного законодательством. Расходы  имеют тенденцию к росту, особенно если государство переживает кризис (политический или экономический).

Регулирование экономики, проведение социальной политики, обеспечение обороноспособности страны, международная деятельность требуют от государства постоянного  увеличения бюджетных расходов.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ государственные заимствования  РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Для чего необходимы государственные  заимствования? Прежде всего они  являются главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой  передачу средств в распоряжение органов государственной власти, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой  процента (дохода в иной форме) на сумму  заимствования. Дефицит образуется в результате превышения расходов над  доходами государства.

Главной задачей проведения заимствований является получение  органами власти в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые  они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Государственные заимствования  становятся одним из наиболее привлекательных  средств для решения проблем  бюджетного дефицита.

 Использование налоговых  инструментов с целью покрытия  бюджетного дефицита сталкивается  с двумя существенными ограничениями:

1) ставки налогов не  могут повышаться беспредельно: в случае чрезмерного повышения  налоговых ставок неизбежно наступает  сворачивание деловой активности, бегство капитала за рубеж  и т.п.;

2) даже в случае принятия  закона о повышении налоговой  ставки налоговые доходы, рассчитываемые  по новым повышенным ставкам,  начнут поступать в бюджет, как  правило, не ранее чем через  год.

Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства.

 

1.2 Содержание, формы  и методы государственных заимствований

Государственные заимствования  осуществляются через заёмно-кредитные  механизмы, напрямую связанные с  понятием государственного кредита.

Государственный (муниципальный) кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) для временного использования и  на добровольных началах свободных  денежных средств физических и юридических  лиц.

 Государственный кредит, как и любые другие кредитные  отношения, строится на принципах  срочности, возвратности и безвозмездности.  Однако государственный кредит  имеет важные отличия от кредита  частного. Они обусловлены особым  правовым статусом государства,  которое, несмотря на то что  является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние  на характер и содержание соответствующих  кредитных правоотношений.

Государственные заимствования  приводят к появлению долговых обязательств Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме (статья 98 БК РФ):

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени Российской Федерации как  заемщика с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

3) договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

4) договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

5) соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

 Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются  в сроки, которые определяются  конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.  Выделяют внешние и внутренние  государственные заимствования.

  Под иностранной валютой2 понимают:

1) денежные знаки в  виде банкнот, казначейских билетов,  монеты, находящиеся в обращении  и являющиеся законным платежным  средством в соответствующем  иностранном государстве или  группе государств, а также изъятые  или изымаемые из обращения,  но подлежащие обмену денежные  знаки;

Информация о работе Сущность, виды и функции государственных заимствований в РФ на современном этапе