Сущность, виды и функции государственных заимствований в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы, тенденции развития и основные направления заимствований. На примере Российской Федерации Определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.
Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;
рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствований;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………….…..….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………6
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований…………………….…...6
1.2 Содержание, формы и методы государственных заимствований…..……...…9
1.3 Источники погашения государственных заимствований……….…………....13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….......……..…………………...……………..…15
2.1 Виды государственных заимствований в РФ……………………...….…..…...15
2.2 Проблемы управления государственными заимствованиями………………..20
2.3 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг……………………………………………………..……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…......30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 73.52 Кб (Скачать)

2) средства на счетах  в денежных единицах иностранных государств;

  Под валютой Российской Федерации понимают (статья 1 названного Закона):

1) находящиеся в обращении,  а также изъятые или изымаемые  из обращения, но подлежащие  обмену рубли в виде банковских  билетов (банкнот) Банка России  и монеты;

2) средства в рублях  на счетах в банках и иных  кредитных учреждениях в Российской  Федерации;

3) средства в рублях  на счетах в банках и иных  кредитных учреждениях за пределами  Российской Федерации на основании  соглашения, заключаемого Правительством  РФ и Банком России с соответствующими  органами иностранного государства  об использовании на территории  данного государства валюты Российской  Федерации в качестве законного  платежного средства.

Государственные (муниципальные) заимствования используются как  способ привлечения денежных средств  для покрытия бюджетных дефицитов  на всех уровнях бюджетной системы  Российской Федерации - федеральном, региональном и местном.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный  и общегосударственный долг. Последнее  понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны на современном этапе для большинства  промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности  для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность  как внутреннюю, так и иностранным  кредиторам. Это ведет к росту  государственного долга - внутреннего  и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ, внешний долг ( см. Приложение 2) - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом (см. Приложение 3) понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки  в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под  внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках  иностранцев-кредиторов; формально  внутренний заем может попасть в  руки иностранцев и обратно.

По срокам погашения займы  делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные ( до 5 лет), долгосрочные ( свыше 5 лет). Второй формой государственных  заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти для  увеличения своих ресурсов. Международные  финансовые организации предоставляют  нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6 БК РФ). Государственные  заимствования могут быть внутренними  и внешними. Внутренние заимствования  проводятся на национальном рынке и  в национальной валюте, внешние —  осуществляются на внешних рынках и  в иностранных валютах. По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций являются самой выгодной формой внешних заимствований. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыдущих с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций. По методам проведения государственные и муниципальные заимствования подразделяются на добровольные и принудительные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке. К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке. 

1.3 Источники погашения  государственных заимствований

Предлагаемые для использования  в операциях по обслуживанию и  погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим  образом:

1. - наличные денежные  средства;

2. - государственные ценные  бумаги;

3. - корпоративные ценные  бумаги;

4. - товарные поставки;

5. - долговые обязательства  третьих сторон перед российским  правительством;

6. - иные государственные  активы.

Размещение государственных  ценных бумаг может быть: - Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К  ценным бумагам, размещенным таким  образом, принадлежат государственные  краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации; - Вынужденным - рыночное оформление государственных заимствований. Так появились на свет облигации  внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя  Минфина, переоформившие на Минфин задолженность  предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные  программы. Сюда же может быть отнесен  портфель государственных бумаг  ЦБ, сформированный в целях поддержки  собственно рынка.

Важнейшим критерием для  принятия решения об использовании  того или иного средства платежа  должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так  и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается  в том, чтобы в качестве средств  платежа использовать в первую очередь  активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых  в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать  до более позднего времени.

Смотрите также таблицу  3. В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.

Размещение государственных  ценных бумаг может быть:

1) Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации; 
2) Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление государственных заимствований. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или  иного средства платежа должно выступать  соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия  заключается в том, чтобы в  качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более  дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время  и дорожающих в перспективе, целесообразно  откладывать до более позднего времени.

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЗАИМСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Виды государственных  заимствований в РФ

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:

  1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.
  2. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.
  3. В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. Несмотря на то, что в первой половине 90-х годов на международном финансовом рынке уже обращались облигации Внешэкономбанка СССР («вэбовки»), облигации внутреннего государственного валютного займа, еврооблигации Внешэкономбанка СССР и Банка России, впервые Правительство РФ вышло с облигационным займом на внешний рынок в ноябре 1996 г. На международные финансовые рынки с облигационными займами выходят и некоторые субъекты РФ, в частности: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и другие.
  4. По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов - большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.
  5. В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:

• процентные,

• выигрышные

• процентно-выигрышные,

• беспроцентные (целевые),

• беспроигрышные,

• дисконтные,

• процентно-дисконтные,

• твердодоходные

Владельцы облигаций процентного  займа получают доход (ежегодно, раз  в полугодие или квартал) путем  оплаты купонов или при погашении  займа путем начисления процентов  к номиналу без промежуточных  выплат.

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается  не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата  части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.

Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплату доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предусматривают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения.

По дисконтному займу  доход составляет разницу между  ценой погашения (продажи) и ценой  покупки облигаций.

Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата  процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.

По твердодоходному займу  доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

  1. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.

По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход  устанавливается заранее в условиях каждого отдельного выпуска займа.

Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается  к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень  доходности другого займа, средняя  доходность всех государственных ценных бумаг и т.п.

Государство во избежание  потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит  в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого купонного  дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при  тенденции к снижению доходности государственных заимствований) или  отпугнуть инвесторов, ожидающих  повышения доходности облигаций.

  1. В зависимости от принятых на себя государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций займы делятся на займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. Однако при нестабильном рынке государственного долга, когда есть вероятность существенного понижения процента, государство может выпустить облигации с правом их досрочного погашения.
  2. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных займов ограничен 30 годами.
  3. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, принудительные, добровольно-принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона. Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.
  4. По форме выпуска займы бывают документарными и бездокументарными. Документарные займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях. Бездокументарные ценные бумаги государства существуют в виде записей на электронных счетах.

Информация о работе Сущность, виды и функции государственных заимствований в РФ на современном этапе