Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы, тенденции развития и основные направления заимствований. На примере Российской Федерации Определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.
Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;
рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствований;
ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………….…..….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………6
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований…………………….…...6
1.2 Содержание, формы и методы государственных заимствований…..……...…9
1.3 Источники погашения государственных заимствований……….…………....13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….......……..…………………...……………..…15
2.1 Виды государственных заимствований в РФ……………………...….…..…...15
2.2 Проблемы управления государственными заимствованиями………………..20
2.3 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг……………………………………………………..……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…......30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Политику в области государственных заимствований определяют законодательные (представительные) органы власти Российской Федерации и субъектов РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. В решении об эмиссии отражаются сведения об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам.
Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год
· предельного размера соответствующего государственного долга,
· предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня,
· расходов на обслуживание соответствующего государственного долга.
Минфин РФ, учитывая, что
рынок государственных ценных бумаг
относится к числу
2.2 Проблемы управления государственными заимствованиями
В настоящее время Министерство
финансов, в чьей компетенции находится
управление государственным долгом,
вынуждено концентрироваться на
решении оперативных задач, главным
образом связанных с
Основную роль в регулировании
рынка государственных бумаг
выполняет независимый
Финансовый кризис продемонстрировал, что угроза неисполнения обязательств государства явилась основной причиной панических настроений на рынке государственных и корпоративных бумаг. Сокращение официальных резервов явилось лишь следствием кризиса доверия к обязательствам государства. В недавней истории возникали ситуации, когда золотовалютные резервы ЦБР были по меньшей мере столь же низкими, как и в конце июля 1999 г. (например, в феврале 1997 г. объем золотовалютных резервов опустился ниже 14 млрд долл.), - и при этом угроза валютного кризиса не была настолько серьезной.
В этой связи крайне важно выделение особой функции по управлению государственным долгом, которая должна быть возложена на орган (назовем его агентством), призванный координировать деятельность других органов исполнительной власти - Министерства финансов и Центрального банка. При этом такое агентство должно быть полностью независимым от этих органов. К его компетенции необходимо отнести установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов внутреннего долга, в частности определение первичных дилеров. Кроме того, агентство должно обеспечить выполнение необходимых регуляторных и координирующих функций по отношению к региональным и муниципальным властям, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках.
Независимость органа управления госдолгом необходима в первую очередь для того, чтобы решения в отношении текущего управления обязательствами страны принимались оперативно, без какого-либо политического давления. Такое агентство должно также иметь свободу в выборе инструментов, используемых при управлении долгом. Кроме того, его независимый статус будет затруднять принятие нереалистичных бюджетов (по крайней мере, в той же степени, в какой независимый статус Центрального банка затрудняет эмиссионное финансирование расходов бюджета) - практике, которая явилась одной из основных причин недавнего кризиса.3
Создание агентства по управлению
государственным долгом крайне важно
для обеспечения
После утверждения показателей
дефицита становится известно точное
расписание погашения долгов и уплаты
процентов. Имея такой план, можно
приступать к организации выпуска
новых долговых инструментов, согласующегося
с критерием минимизации
Агентство должно иметь счета в Центральном банке, используемые для выполнения текущих функций и накопления резервов. Имея достаточное количество финансовых резервов, оно могло бы стать одним из крупнейших игроков на рынках государственных бумаг. Это позволило бы ему активно проводить именно ту политику, которая в наибольшей мере отвечает задачам управления государственными обязательствами.
Основными функциями, которые должно выполнять агентство, на наш взгляд, являются следующие:
(1) Управление дюрацией
Чтобы обеспечить хеджирование от процентных рисков, необходимо согласованное управление единой временной структурой внешних и внутренних государственных заимствований. Одним из основных методов оперативного управления единой временной структурой долга должна стать его реструктуризация, позволяющая оптимально управлять дюрацией. Для минимизации трансакционных затрат могут, в частности, использоваться современные финансовые инструменты и операции.
(2) Управление валютной
Разделение государственных
В настоящее время основной задачей является изменение валютной структуры государственных заимствований с целью минимизации стоимости обслуживания и хеджирования валютных рисков. При этом упор должен быть сделан на более адекватном отражении в управлении обязательствами структуры валютных поступлений в государственный бюджет.
(3) Управление процентными
С целью минимизации стоимости обслуживания долга важно обеспечить гибкое управление структурой процентных выплат. Необходимо осуществлять замещение текущих выплат по фиксированной и плавающей ставке с учетом наиболее привлекательной валюты. Основным инструментом реализации таких сделок должны стать процентные свопы.
(4) Управление кассовыми потоками.
Система управления государственным долгом должна обеспечивать все текущие выплаты по погашению и обслуживанию долга. Необходимо постоянное согласование графика выплат с поступлениями от Министерства финансов, предназначенными для погашения обязательств. Управление кассовыми потоками должно минимизировать риски, возникающие в связи с нехваткой ликвидности. Оперативное управление потоками выплат и поступлений должно минимизировать риск неуплаты и рефинансовый риск.
(5) Управление ликвидностью рынка долговых инструментов.
В функции управления государственным долгом должно также входить поддержание рынка внутренних и внешних государственных обязательств. Это могло бы стать прямой задачей органа, ответственного за управление государственным долгом.
Помимо традиционных операций в
управлении государственным долгом
следует уделять больше внимания
современной технике
Кстати говоря, производные
инструменты применяются в
2.3 Основные направления
государственной долговой
Государственная долговая политика
в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение
финансирования дефицита федерального
бюджета путем привлечения
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012 - 2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
поддержание высокого уровня
кредитных рейтингов России инвестиционной
категории с перспективой создания
предпосылок для повышения
дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
обеспечение постоянного
доступа Российской Федерации и
национальных корпоративных заемщиков
к внутреннему и внешнему источникам
заемного капитала на приемлемых условиях,
минимизация стоимости
В период 2012-2014 гг. Минфин России
планирует осуществить
По состоянию на 1 июля 2011г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн рублей, в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн рублей, государственный внешний долг - 36,8 млрд долларов США (эквивалентно 1,0 трлн рублей).
Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон.
Рынок государственных ценных
бумаг за последнее время
В настоящее время ОФЗ обращаются в секции государственных ценных бумаг (ГЦБ) ММВБ, корпоративные ценные бумаги торгуются на фондовой бирже ММВБ.
С 1 января 2012 г. в соответствии с принятыми поправками в закон «О рынке ценных бумаг» указанное ограничение будет снято и ОФЗ смогут обращаться как на ММВБ, так и на других фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами.
Объединение торговли корпоративными
и государственными облигациями
на фондовой бирже будет способствовать
росту торговой активности и расширению
круга инвесторов. Сосредоточение торгов
на одной площадке позволит более
не разделять ликвидность, что упростит
доступ инвесторов к активам без
временных лагов и
Информация о работе Сущность, виды и функции государственных заимствований в РФ на современном этапе