Сущность, виды и функции государственных заимствований в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы, тенденции развития и основные направления заимствований. На примере Российской Федерации Определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.
Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;
рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствований;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………….…..….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………6
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований…………………….…...6
1.2 Содержание, формы и методы государственных заимствований…..……...…9
1.3 Источники погашения государственных заимствований……….…………....13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……….......……..…………………...……………..…15
2.1 Виды государственных заимствований в РФ……………………...….…..…...15
2.2 Проблемы управления государственными заимствованиями………………..20
2.3 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014гг……………………………………………………..……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…......30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 73.52 Кб (Скачать)

В настоящее время более 40 организаций удостоверяют права  собственности на ценные бумаги, что  не типично для большинства стран, имеющих институт центрального депозитария - организации, наделенной эксклюзивным правом удостоверять права собственности  на ценные бумаги в общенациональном масштабе. Для многих иностранных  частных и государственных инвестиционных фондов, согласно требованиям регуляторов, отсутствует возможность инвестирования на рынках государств, где отсутствует  институт централизованного учета  прав на ценные бумаги. В связи с  этим Минфин предлагает создать центральный  депозитарий – организацию, наделенную эксклюзивным правом удостоверять права собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе.

В целях сохранения присутствия  России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в  предстоящий период планируется  осуществлять размещение еврооблигаций  Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса с целью формирования репрезентативной доходности заимствований в различных  валютах, прежде всего в долларах США и евро.

В федеральном бюджете  на 2011 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме 551,1 млрд рублей.

Объем предоставления государственных  гарантий в 2012 г. планируется в сумме 482,7 млрд руб., в 2013 г. - 490,8 млрд руб. и  в 2014 г. - 299 млрд рублей.

В 2009 г. на долю госгарантий  приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации, в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы.

В планируемом периоде  сохраняются условия, стимулирующие  использование российскими банками  и предприятиями зарубежных долговых рынков в качестве источника фондирования своей деятельности. Основные предпосылки - дефицит долгосрочных кредитных  ресурсов на российском финансовом рынке, относительная дешевизна внешних  заимствований и доступность  данного ресурса для крупных  компаний, особенно с участием государства. В этой связи Россия как суверенный заемщик заинтересована в том, чтобы  создавать «целевые ориентиры» для  формирования благоприятных условий  заимствований национальных хозяйствующих  субъектов. Минфин России считает, что  необходимо поддерживать присутствие  Российской Федерации в наиболее востребованных сегментах внешних  долговых рынков. В то же время, предстоит  принять меры, направленные на дестимулирование притока в экономику страны «горячих денег» в форме краткосрочных займов и кредитов.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания способности корпоративных  российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально благоприятных условиях, а с другой - эффективного мониторинга долговой ситуации негосударственного сектора.

Начиная с 2002 г., Российская Федерация отказалась от привлечения  финансовых (бюджетозамещающих) займов международных финансовых организаций (МФО), сосредоточившись на совместной с многосторонними банками развития (МБР) реализации проектов в приоритетных сферах и отраслях российской экономики.

За прошедший период доля обязательств по кредитам МФО в структуре  государственного долга Российской Федерации последовательно снижалась, достигнув, по состоянию на 1 июня 2011г., 1,8% (80,4 млрд рублей или 2,6 млрд долларов США).

В составе привлекаемых Российской Федерацией заемных средств на кредиты  МФО приходится не более 0,4%. В период 2012 - 2014 гг. объем таких заимствований  будет оставаться на незначительном уровне, не превышая в среднем 300 млн долл. США в год.

В настоящее время в  рамках соглашений о займах с Международным  банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции  и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком (СИБ) реализуется 12 проектов на общую сумму 2,3 млрд долларов США.

Только по двум из указанных  проектов средства займов предоставляются  внутренним заемщикам на срочной, платной  и возвратной основе в качестве субзаймов, по остальным кредитам получателями средств являются федеральные органы исполнительной власти.

Отдельной проблемой текущей  долговой политики остается вопрос о  компенсационных выплатах по дореформенным  сбережениям граждан, обеспечение  выполнения обязательств по которым  осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие  сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла с 12 млрд рублей в 2001 г. до 115 млрд рублей в 2010 г. В плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по 50 млрд рублей ежегодно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:

Теория государственных  заимствований неразрывно связана  с теорией государственного бюджета  и использует ряд основных бюджетных  понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственных  заимствований.

Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета над  доходами бюджета.

Большинство правительств, как  развитых, так  и развивающихся стран не могут  покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом  на экономику в краткосрочном  и долгосрочном периоде и о  способах его финансирования.

Непосредственным  итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом  бюджетных излишков - государственный долг

Существуют различные  экономические методы, применяемые  государством для балансирования бюджета  и регулирования экономического цикла.

Существуют два различных  способа, которыми федеральное правительство  может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством  продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его  кредиторам). Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные  расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному  в зависимости от взглядов и величины государственного сектора.

Существует три различных подхода  к решению проблемы сбалансированности бюджета:

  1. Ежегодно балансируемый бюджет;
  2. Бюджет, балансируемый на циклической основе;
  3. Концепция функциональных финансов.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов  для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию  и росту государственных заимствований.

Причинами возникновения государственных  заимствований обычно являются трудные  периоды для экономики: войны, спады  и т.д.

Существует несколько классификаций  государственных заимствований  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации. 
Государственные заимствования подразделяется на капитальный и текущий. Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или  иного средства платежа должно выступать  соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Использование для  целей обслуживания и погашения  долга более дешевых средств  платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии  более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Задачи обеспечения экономического роста и интеграции в мировое  хозяйство требуют от законодательной  власти перехода на общепризнанные методические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком. Если для национального  банка первостепенное значение приобретает  деление государственных заимствований  на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно  четко контролировать связь государственных  заимствований с бюджетным дефицитом  и источниками его покрытия.

Величина дефицита государственного бюджета отражает, как правило, размеры  дефицита всей системы государственных  финансов: бюджета центрального правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального  страхования. Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому, каким конкретно образом это происходит – путем прямого эмиссионного кредитования правительства или в результате приобретения государственных ценных бумаг.

В качестве денежных властей выступают  органы, ответственные за денежную эмиссию и денежное обращение, - центральные  банки, валютные комитеты, в редких случаях сами правительства, если это  предусмотрено соответствующим  законодательством.

Величина дефицита государственного бюджета в известной мере является производной от экономического и  политического положения страны и в то же время в немалой  степени его и предопределяет.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)
  4. Доллан   Э.Дж.   и  др.   Деньги,   банковское  дело   и  денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В.Лукашевича
  5. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: "Экар", 2002.
  6. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство '' Дело и Сервис'',2001. - 416 с.
  7. С.М. Омирбаев. Государственный бюджет, 2011
  8. http://правительство.рф/ - Интернет Портал Правительства Российской Федерации
  9. http://minfin.ru/ - Министерство Финансов Российской Федерации 

Приложение 1

 

 

 

Государственный кредит

 

Приложение 2

 

 

Таблица 1 - Объем  и структура внешнего долга РФ (источник - Minfin.ru).

Наименование

Объем долга, млрд. долларов США

на 01.01.2006

на 01.01.2007

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.11.2009

Государственный внешний  долг РФ (включая обязательства бывшего  СССР, принятые РФ)

76,5

52,0

44,9

40,6

38,0

Задолженность странам –  участницам Парижского клуба

25,2

3,1

1,8

1,4

1,1

Задолженность странам –  участницам Парижского клуба

3,5

3,3

2,2

1,9

1,8

Задолженность бывшим странам  СЭВ

2,1

1,9

1,5

1,4

1,3

Коммерческая задолженность

1,1

0,8

0,7

1,2

1,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

5,7

5,5

5,0

4,6

3,9

Еврооблигационные займы

31,5

31,9

28,6

27,7

26,2

ОВГВЗ

7,1

4,9

4,5

1,8

1,8

Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте

 

0,6

0,6

0,6

0,6


 

 

Приложение 3

Таблица 2 - Государственный  внутренний долг РФ, выраженный в государственных  ценных бумагах (источник - Minfin.ru).

Вид долгового обязательства

Объем долга, млрд. долларов США

на 01.01.2006

на 01.01.2007

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.11.2009

ГКО

Государственные краткосрочные  бескупонные облигации

0,024

0,000

0,000

0,000

0,000

ОФЗ-ПК

Облигации федерального займа  с переменным купонным доходом

0,001

0,000

0,000

0,000

0,000

ОФЗ-ПД

Облигации федерального займа  с постоянным купонным доходом

123,637

205,623

288,415

328,170

685,661

ОФЗ-ФК

Облигации федерального займа  с фиксированным купонным доходом

131,131

94,834

51,428

33,828

0,000

ОФЗ-АД

Облигации федерального займа  с амортизацией долга

596,328

675,164

807,590

882,026

863,377

ГСО-ППС

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой

0,000

0,415

10,415

45,415

135,415

ГСО-ФПС

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой

0,000

52,000

91,000

132,000

132,000

Итого внутренний долг

851,121

1028,848

1248,848

1421,439

1816,403

Информация о работе Сущность, виды и функции государственных заимствований в РФ на современном этапе