Сущность социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - определить сущность социального страхования и его роль в финансовой сфере страны.
Задачами, которые автор ставил перед собой при написании данной работы, являются следующие:
1) рассмотреть особенности социального страхования как части финансов;
2) изучить механизм построения пенсий и пособий;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Экономическое содержание социального страхования………………………5
1.1 Сущность социального страхования………………………………………..5
1.2 Особенности социального страхования как составной части финансов…10
2 Система построения пенсий и пособий в Республике Беларусь……………..14
2.1 Порядок построения пенсий в Беларуси……………………………………14
2.2 Механизм построения пособий……………………………………………..17
3 Перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь….20
3.1 Социальное страхование в стране на данном этапе……………………….20
3.2 Основные пути совершенствования социального страхования…………..23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложение А. …………………………………...……………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

   Пенсионный  фонд Беларуси на данный момент не испытывает дефицита денежных ресурсов. Задолженность страховых взносов в фонд постоянно снижается. Это говорит о том, что предприятия Беларуси работают нормально и регулярно вносят страховые взносы в пенсионный фонд. Именно поэтому увеличение 1 ноября 2010 года пенсий в среднем на 10% вполне обоснованно.

   Средний размер трудовой пенсии по возрасту увеличился  с 555 тыс. рублей в октябре до 610,9 тыс. рублей в ноябре.

   В последнее время растут и размеры  пособий. Ниже представлено изменение  размера пособия на рождение первого  ребенка за 2009-2010 годы.

 

       Рисунок 1 -  Размер пособия в связи с рождением первого ребенка

             Примечание –  Источник: собственная разработка на основе [15] 

   Как видно, пособие постоянно увеличивается. Так же увеличиваются размеры  и остальных пособий.

   Помимо  обязательного страхования, граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников. Условия, размеры и порядок получения выплат по добровольному и дополнительному социальному страхованию определяются в соответствии с договорами о добровольном и дополнительном социальном страховании. Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховщиками (страховыми организациями) в соответствии с законодательством. Государство не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховщиков (страховых организаций).

   Итак, мы видим, что социальное страхование  в Беларуси постепенно развивается. Население осознает значимость данного  вида страхования. Увеличивается количество заключенных договоров по добровольному страхованию. Работодателям становится выгоднее страховать своих работников и платить взносы. 
 

   3.2 Основные пути  совершенствования  социального страхования 

   Несмотря  на постоянные изменения в пенсионном и трудовом законодательствах, Беларуси грозит ещё много изменений в системе социального страхования.

   Увеличение  абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности  населения и другие факторы стали  причиной кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей.

   Эксперты полагают, что правительству рано или поздно все равно придется пойти на реформы пенсионной системы. Ведь нынешний подход, при котором пенсионеров обеспечивают работающие граждане, - неперспективный. Исходя из демографических показателей, скоро пенсионеров совсем некому будет кормить.

   Важным  остается вопрос о снижении взносов  работодателей в ФСЗН. Ведь за счет средств фонда соцзащиты государство выполняет многие социальные обязательства перед гражданами. Например, выплачивает пенсии, пособия, финансирует оплату временной нетрудоспособности граждан и других расходов по государственному социальному страхованию. Правительству нужно найти возможность получать средства на эти цели из других источников.

   В связи с этим особое значение приобретает  поиск оптимальной модели финансового  обеспечения системы пенсий и  пособий, которая учитывала бы международные  принципы и нормы, гарантировала  качественно новый уровень социального страхования.

   Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным условиям, которая должна обеспечивать:

   · сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в  пенсионной системе с существенным преобладанием последнего;

   · равенство страхового тарифа для  всех плательщиков взносов;

   · возвратность пенсионных и других страховых  платежей по замкнутой траектории;

   · индивидуальный учет не только уплаченных взносов, но и полученных страховых выплат;

   · целевое использование страховых  взносов на выплату пенсий;

   · эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

   · консервацию (сбережение) страховых  взносов на индивидуальных счетах застрахованных;

   · увеличение страховых выплат в накопительном  звене за счет полученных инвестиционных доходов;

   · прямую зависимость размера пенсии от трудового (страхового) вклада застрахованных лиц;

   · адекватность величины пенсии современным  условиям - сохранение ее покупательной способности в течение всего периода получения путем индексации пенсионного капитала. [2, с. 42]

   В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали  носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

   Вместо  практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

   Основная  задача персонифицированного учета - сделать  систему государственного социального  страхования справедливой, максимально  защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

   Персонифицированный учет улучшит финансовое положение  в государственном социальном страховании  за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.

   При сегодняшней системе социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств  от работающих к неработающим) персонифицированный  учет позволит обеспечить сбор средств  и хранение точной информации о страховом  стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для начисления пенсии. 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

   В заключение данной работы можно отметить, что социальное страхование в нашей стране приобретает все большее значение.

   Социальное  страхование можно определить как  систему отношений по перераспределению  национального дохода, заключающихся  в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и  работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.

   Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных законодательством.

   Средства  на социальное страхование образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых резервов. По некоторым видам страхования взносы платят также и работающие граждане.

   Особенностью  организации социальной защиты населения  в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных  целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

   Обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний — одна из самых крупномасштабных страховых программ, реализованных  в Республике Беларусь.

   Развивается как обязательное, так и добровольное социальное страхование.

   Конечно, существует ещё множество проблем, которые следует решать, постепенно реформируя систему. В публицистике постоянно печатаются и оговариваются  все изменения, связанные с социальным страхованием. Существует множество законодательных актов, однако, в литературе поверхностно раскрыты вопросы пенсионного страхования и начисления пособий. Это говорит о том, что вопрос носит практический характер. Социальное страхование в каждой стране развивается по-своему в зависимости от исторического развития, от направленности экономики страны и проводимой социальной политики.

   Наиболее  важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

   Успеху  мероприятий по реформированию пенсионного и социального страхования будет способствовать дальнейшее расширение персонифицированного учета, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенсионного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно принимать упреждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.

   Принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки  для значительного повышения  эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана  система персонифицированного учета  пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Алешкевич И.Н. Государственное пенсионное и социальное страхование в системе социальной защиты населения Республики Беларусь: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10: 28.06.2006/ Алешкевич И.Н.; Белорус. гос. экон. ун-т. – Минск, 2006. – 21с.
  2. Алешкевич И.Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь// Экономика и управление. – 2006. - №7. – с.42 – 46.
  3. Бершатская Е., Вешторт В. Социальное страхование/ Бершатская Е // Экономическая газета. – 2007. -23 марта.
  4. Григорьев А.Д. Социальная работа в Беларуси: история, опыт, проблемы: Учеб. пособие. – Минск,2000. – 258с.
  5. Государственная социальная поддержка. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 29.10.2010.
  6. История возникновения и развития социального страхования в мире.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.forinsurer.com. – дата доступа: 4.11.2010.
  7. Капыльская, Л. И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел кадров. - 2006. - № 5. - С. 70-78.
  8. Необходимость и формы социальной защиты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.finansial-helper.ru. – дата доступа: 4.11.2010.
  9. Об организации Пенсионного фонда Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. №481.
  10. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by. – дата доступа: 1.11.2010.
  11. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. №155-3.
  12. О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992г. №1596-XII/
  13. О повышении трудовых пенсий: Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. №552.
  14. Основы государственного социального страхования в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.finance-rus.com. – дата доступа: 1.11.2010.
  15. Порядок назначения и выплаты пособий. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by. – дата доступа: 29.10.2010.
  16. Страховое дело: учеб.пособие/ М.А. Зайцева, Л.И.Литвинова и др.; - Минск:БГЭУ, 2001. – 286с.
  17. Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, М.К. Фисенко. – Минск, выш. Шк., - 1998. – 368с.
  18. Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

Информация о работе Сущность социального страхования