Сущность социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - определить сущность социального страхования и его роль в финансовой сфере страны.
Задачами, которые автор ставил перед собой при написании данной работы, являются следующие:
1) рассмотреть особенности социального страхования как части финансов;
2) изучить механизм построения пенсий и пособий;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Экономическое содержание социального страхования………………………5
1.1 Сущность социального страхования………………………………………..5
1.2 Особенности социального страхования как составной части финансов…10
2 Система построения пенсий и пособий в Республике Беларусь……………..14
2.1 Порядок построения пенсий в Беларуси……………………………………14
2.2 Механизм построения пособий……………………………………………..17
3 Перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь….20
3.1 Социальное страхование в стране на данном этапе……………………….20
3.2 Основные пути совершенствования социального страхования…………..23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложение А. …………………………………...……………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

   Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система», «капитализация», «система индивидуальных накопительных счетов» и подразумевает осуществление социальных выплат из предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносов.[8]

   Основными источниками поступлений средств  в фонды социального страхования  служат страховые взносы.

   Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых  фондах на цели социальной защиты.

   Взносы  на социальное страхование часто  отождествляют с налогами, что  неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера  и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума безэквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления - индивидуальный трудовой доход.

   Государственное регулирование системы социального  страхования существенно влияет на структуру доходов фондов социального  страхования. В последнее время  в связи с ростом продолжительности  жизни, снижением прироста населения, удорожанием медицинского обслуживания и другими факторами многие страны столкнулись с проблемой дефицита бюджета системы социального страхования. В одних случаях государство вынуждено увеличивать страховые тарифы, в других - привлекать дополнительные источники финансирования.

   Анализируя  методы финансового участия государства  в формировании фондов социального  страхования, можно выделить три  основных:

   -прямое  дотирование фондов социального  страхования;

   -государственные  субсидии;

   -введение  специальных налогов, идущих в фонды социального страхования.

   Прямое  дотирование фондов социального  страхования из государственного бюджета  применяется при временной обоснованной нехватке средств страховых взносов. Предоставление государственных субсидий предполагает постоянное финансирование за счет средств государственного бюджета определенных целевых расходов фондов социального страхования. Применяются также различные специальные налоги, средства которых напрямую поступают в распоряжение фондов социального страхования. Чаще всего используются косвенные налоги, связанные с потреблением дорогостоящих или вредных для здоровья товаров.

   С точки зрения методологии формирования и использования фондов социального  страхования следует выделить режимы социального страхования, отражающие основные принципы взаимодействия элементов системы.

   Система социального страхования может  быть построена по одному из следующих  принципов:

  • государственное участие в формировании фондов социального страхования. Согласно этому принципу различаются государственные и коллективные режимы социального страхования. Государственная система социального страхования полностью находится в ведении государства, которое управляет ею, отчуждая финансовые средства от страхователей. В коллективной системе социального страхования государство формирует нормативно-законодательную базу и осуществляет функции контроля, оставляя формирование и расходование фондов в компетенции организаций страхователей и страховщиков;
  • автономность страховых фондов. При этом различают фонды, ассоциированные с государственным бюджетом, и внебюджетные. В первом случае средства фондов могут быть заимствованы для финансирования других государственных потребностей; во втором - фонды не зависимы от бюджета. Автономные фонды могут быть как государственными, так и находиться в ведении организаций взаимного страхования и страховых компаний.

   Выбор того или иного режима организации  социального страхования мало зависит  от экономических и финансовых факторов. Организационные принципы социального  страхования определяются в большей степени национальными, историческими и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью.[8]

   Для каждого режима социального страхования  характерны свои организационные формы  и своя инфраструктура. Национальные системы социального страхования различаются, прежде всего, выбором страховщиков, т.е. тех учреждений, которые осуществляют сбор и расходование средств. Например, в Великобритании основным элементом инфраструктуры государственного социального страхования, ассоциированного с государственным бюджетом, является Национальный страховой фонд. В Германии, где социальное страхование носит коллективный характер и осуществляется организациями взаимного страхования, основным инфраструктурным элементом являются кассы взаимного страхования. Помимо централизованной и децентрализованной систем социального страхования существуют смешанные модели, в которых представлены и те, и другие формы (Япония, Франция, Швейцария). 
 
 
 
 
 
 

   2 Система построения  пенсий и пособий  в Республике Беларусь 
 

   2.1 Порядок построения пенсий в Беларуси 

   Пенсионное  страхование составляет наибольший удельный вес в объеме всех страховых  выплат, поскольку его основной задачей  является предоставление средств, необходимых  для жизнеобеспечения тех граждан, которые уже не имеют возможности зарабатывать сами.

   Различаются следующие основные виды пенсий:

   - по старости;

   - по инвалидности;

   - по потере кормильца.

   Система финансирования пенсий во всех странах  ЕС одинакова и построена на распределительных  принципах. В пенсионном страховании такой метод получил название «договор поколений». Страховые фонды формируются из взносов работающих граждан и работодателей и в текущем периоде расходуются на выплаты пенсионерам. В зависимости от имеющегося соотношения взносов и выплат в рамках пенсионного страхования или системы социального страхования в целом создаются резервные фонды. В резервных фондах аккумулируются средства для покрытия возможных колебаний платежеспособности системы текущего страхования. Однако эти резервы не имеют ничего общего с капитализацией, поскольку не связывают пенсионные выплаты с инвестиционными доходами от вложений средств этих фондов.

   Популярные  идеи капитализации средств пенсионных фондов реализуются в ряде европейских  государств. Например, в Швеции и  Финляндии в системе обязательных профессиональных пенсий (дополнительных к государственным) используется смешанная система, совмещающая распределительные и накопительные механизмы.

   В Республике Беларусь, как и в остальных  государствах, пенсии пропорционально  связаны с заработком и стажем.

   На  данный момент пенсионеры оказались  одной из самых малообеспеченных и незащищенных групп населения, больше других страдающих от постоянного  удорожания жизни. Покупательная способность  пенсии постоянно снижается.

   Именно  за счет пенсионеров формируется значительная часть бедного населения в странах СНГ.

   В некоторых странах сохраняются  ограничения на предельный размер (потолок) пенсий.

   Значительное  влияние на финансовую устойчивость пенсионных систем оказывает неудовлетворительная демографическая ситуация, старение населения, постоянное увеличение доли пенсионеров в отношении к экономически занятому населению, сокращение соотношения числа пенсионеров и работающих, которое в настоящее время ниже, чем в экономически развитых странах.

   Объективную картину пенсионного обеспечения в нашей стране можно получить по трем показателям:

   1. динамике соотношения среднего  размера пенсий по старости  и средней заработной платы  населения с 1991 года;

   2. реальному содержанию пенсий  в ценах дореформенного периода и сегодняшнего дня;

   3. динамике соотношения минимального  размера пенсий и прожиточного  минимума.

   Базой отсчета 1991 год принят потому, что  к началу 90-х гг. страна была поставлена перед необходимостью реформирования пенсионной системы. Уровень пенсий существенно отставал от темпов роста заработной платы.[17, с. 265 – 268].

     Правительством в 1997г. одобрена  Концепция реформы пенсионного   обеспечения в Республике Беларусь.

   В соответствии с Концепцией базой  для реформирования и функционирования системы пенсионного обеспечения является индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах. Вопросы взаимодействия работодателей, застрахованных лиц и органов  Фонда социальной защиты по его введению урегулированы Законом Республики Беларусь от 6 января 1999г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования».

   Целями  персонифицированного учета являются:

   - обеспечение достоверности сведений  о стаже и заработке;

   - создание условий для назначения  пенсий каждому гражданину в  соответствии с результатами  его труда в течение всей  трудовой деятельности;

   - информационное обеспечение для  прогнозирования расходов в системе  государственного социального страхования.

   Особое  значение придается обеспечению устойчивого финансирования выплат пенсий.

   Действующим законодательством в Республике установлена жесткая система  санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и  обслуживающим банкам в случае нарушения  ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности. Собираемость взносов обеспечивается на уровне 97-99%.

   В соответствии  с  постановлением  Верховного Совета Республики Беларусь от 25  августа 1991  г.  "Об  обеспечении политической  и экономической самостоятельности Республики Беларусь" Совет Министров Республики Беларусь постановил образовать на базе Белорусского  республиканского  отделения Пенсионного фонда СССР Пенсионный фонд Республики Беларусь как орган государственного  управления  финансами  пенсионного  обеспечения  в республике. Пенсионный фонд Республики Беларусь является самостоятельной финансово-банковской системой  и   непосредственно подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.  Денежные средства Пенсионного фонда  Республики  Беларусь  в  состав  государственного бюджета не входят. Из этого фонда выплачиваются в основном все пенсии.[9]

   Методика  расчета пенсий различается по странам, но имеет общие принципы. Во-первых, для определения пенсии учитывается средний заработок за ряд лет: иногда весь заработок, иногда за последние 5-10 лет или лучшие (по заработку) 10-15 лет. Во-вторых, рассчитывается специальный коэффициент стажа. Он может составлять число лет работы (страхования), выражаться в долях или процентах, а может представлять некоторый мультипликативный показатель, комбинирующий факторы заработной платы и стажа. В-третьих, устанавливается корректирующий показатель, позволяющий учитывать стаж и заработок в определенных пропорциях.

     В соответствии с Законом Республики  Беларусь «О  пенсионном обеспечении»  гражданам назначаются:

   а) трудовые пенсии: 

   по  возрасту;

   по  инвалидности;

   по  случаю потери кормильца;

   за  выслугу лет;

   за  особые заслуги перед Республикой;

   б) социальные пенсии.

   Право на трудовую пенсию имеют лица, которые  в период работы или занятия иными  видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных  законодательством о государственном  социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы, и их семьи, при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет.

   На  социальную пенсию имеют право граждане не получающие трудовую пенсию: 
 -инвалиды, в том числе инвалиды с детства; 
 -лица, достигшие  возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет; 
 -дети в случае потери кормильца; 
 -дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

   Обращение за назначением пенсии может осуществиться  в любое время после возникновения  права на пенсию без ограничения  каким-либо сроком.

   Согласно  статье 57 Закона Республики Беларусь "О  пенсионном обеспечении" с 1 января 2000 г. пенсия исчисляется из   фактического  заработка  за  любые  6  лет  подряд  (по  выбору обратившегося  за  пенсией)  из  последних  16  лет  работы  (уплаты страховых  взносов)  независимо  от  имеющихся перерывов, с 1 января 2001  г.  -  за  7 лет подряд из последних 17 лет работы, с 1 января 2002  г.  - за 8 лет подряд из последних 18 лет работы и т.д., но не более  чем  из  числа полных лет фактически имеющегося стажа работы. При  этом  по  желанию  обратившегося  за  пенсией месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с поступлением на работу или увольнение учитываются как полные календарные месяцы работы.

Информация о работе Сущность социального страхования