Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:21, курсовая работа
Цель данного исследования - определить сущность социального страхования и его роль в финансовой сфере страны.
Задачами, которые автор ставил перед собой при написании данной работы, являются следующие:
1) рассмотреть особенности социального страхования как части финансов;
2) изучить механизм построения пенсий и пособий;
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Экономическое содержание социального страхования………………………5
1.1 Сущность социального страхования………………………………………..5
1.2 Особенности социального страхования как составной части финансов…10
2 Система построения пенсий и пособий в Республике Беларусь……………..14
2.1 Порядок построения пенсий в Беларуси……………………………………14
2.2 Механизм построения пособий……………………………………………..17
3 Перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь….20
3.1 Социальное страхование в стране на данном этапе……………………….20
3.2 Основные пути совершенствования социального страхования…………..23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложение А. …………………………………...……………………………….29
Метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система», «капитализация», «система индивидуальных накопительных счетов» и подразумевает осуществление социальных выплат из предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносов.[8]
Основными
источниками поступлений
Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.
Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума безэквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления - индивидуальный трудовой доход.
Государственное
регулирование системы
Анализируя
методы финансового участия
-прямое
дотирование фондов
-государственные субсидии;
-введение специальных налогов, идущих в фонды социального страхования.
Прямое
дотирование фондов социального
страхования из государственного бюджета
применяется при временной
С точки зрения методологии формирования и использования фондов социального страхования следует выделить режимы социального страхования, отражающие основные принципы взаимодействия элементов системы.
Система социального страхования может быть построена по одному из следующих принципов:
Выбор того или иного режима организации социального страхования мало зависит от экономических и финансовых факторов. Организационные принципы социального страхования определяются в большей степени национальными, историческими и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью.[8]
Для
каждого режима социального страхования
характерны свои организационные формы
и своя инфраструктура. Национальные
системы социального страхования различаются,
прежде всего, выбором страховщиков, т.е.
тех учреждений, которые осуществляют
сбор и расходование средств. Например,
в Великобритании основным элементом
инфраструктуры государственного социального
страхования, ассоциированного с государственным
бюджетом, является Национальный страховой
фонд. В Германии, где социальное страхование
носит коллективный характер и осуществляется
организациями взаимного страхования,
основным инфраструктурным элементом
являются кассы взаимного страхования.
Помимо централизованной и децентрализованной
систем социального страхования существуют
смешанные модели, в которых представлены
и те, и другие формы (Япония, Франция, Швейцария).
2
Система построения
пенсий и пособий
в Республике Беларусь
2.1
Порядок построения
пенсий в Беларуси
Пенсионное страхование составляет наибольший удельный вес в объеме всех страховых выплат, поскольку его основной задачей является предоставление средств, необходимых для жизнеобеспечения тех граждан, которые уже не имеют возможности зарабатывать сами.
Различаются следующие основные виды пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по потере кормильца.
Система финансирования пенсий во всех странах ЕС одинакова и построена на распределительных принципах. В пенсионном страховании такой метод получил название «договор поколений». Страховые фонды формируются из взносов работающих граждан и работодателей и в текущем периоде расходуются на выплаты пенсионерам. В зависимости от имеющегося соотношения взносов и выплат в рамках пенсионного страхования или системы социального страхования в целом создаются резервные фонды. В резервных фондах аккумулируются средства для покрытия возможных колебаний платежеспособности системы текущего страхования. Однако эти резервы не имеют ничего общего с капитализацией, поскольку не связывают пенсионные выплаты с инвестиционными доходами от вложений средств этих фондов.
Популярные
идеи капитализации средств
В Республике Беларусь, как и в остальных государствах, пенсии пропорционально связаны с заработком и стажем.
На данный момент пенсионеры оказались одной из самых малообеспеченных и незащищенных групп населения, больше других страдающих от постоянного удорожания жизни. Покупательная способность пенсии постоянно снижается.
Именно за счет пенсионеров формируется значительная часть бедного населения в странах СНГ.
В некоторых странах сохраняются ограничения на предельный размер (потолок) пенсий.
Значительное влияние на финансовую устойчивость пенсионных систем оказывает неудовлетворительная демографическая ситуация, старение населения, постоянное увеличение доли пенсионеров в отношении к экономически занятому населению, сокращение соотношения числа пенсионеров и работающих, которое в настоящее время ниже, чем в экономически развитых странах.
Объективную картину пенсионного обеспечения в нашей стране можно получить по трем показателям:
1. динамике соотношения среднего размера пенсий по старости и средней заработной платы населения с 1991 года;
2. реальному содержанию пенсий в ценах дореформенного периода и сегодняшнего дня;
3.
динамике соотношения
Базой отсчета 1991 год принят потому, что к началу 90-х гг. страна была поставлена перед необходимостью реформирования пенсионной системы. Уровень пенсий существенно отставал от темпов роста заработной платы.[17, с. 265 – 268].
Правительством в 1997г.
В соответствии с Концепцией базой для реформирования и функционирования системы пенсионного обеспечения является индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах. Вопросы взаимодействия работодателей, застрахованных лиц и органов Фонда социальной защиты по его введению урегулированы Законом Республики Беларусь от 6 января 1999г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования».
Целями персонифицированного учета являются:
-
обеспечение достоверности
-
создание условий для
-
информационное обеспечение
Особое значение придается обеспечению устойчивого финансирования выплат пенсий.
Действующим законодательством в Республике установлена жесткая система санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности. Собираемость взносов обеспечивается на уровне 97-99%.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25 августа 1991 г. "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Республики Беларусь" Совет Министров Республики Беларусь постановил образовать на базе Белорусского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР Пенсионный фонд Республики Беларусь как орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республике. Пенсионный фонд Республики Беларусь является самостоятельной финансово-банковской системой и непосредственно подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Денежные средства Пенсионного фонда Республики Беларусь в состав государственного бюджета не входят. Из этого фонда выплачиваются в основном все пенсии.[9]
Методика расчета пенсий различается по странам, но имеет общие принципы. Во-первых, для определения пенсии учитывается средний заработок за ряд лет: иногда весь заработок, иногда за последние 5-10 лет или лучшие (по заработку) 10-15 лет. Во-вторых, рассчитывается специальный коэффициент стажа. Он может составлять число лет работы (страхования), выражаться в долях или процентах, а может представлять некоторый мультипликативный показатель, комбинирующий факторы заработной платы и стажа. В-третьих, устанавливается корректирующий показатель, позволяющий учитывать стаж и заработок в определенных пропорциях.
В соответствии с Законом
а) трудовые пенсии:
по возрасту;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца;
за выслугу лет;
за особые заслуги перед Республикой;
б) социальные пенсии.
Право
на трудовую пенсию имеют лица, которые
в период работы или занятия иными
видами деятельности подлежали государственному
социальному страхованию и за
них, а также ими самими в предусмотренных
законодательством о
На
социальную пенсию имеют право граждане
не получающие трудовую пенсию:
-инвалиды, в том числе инвалиды с детства;
-лица, достигшие возраста: мужчины – 60
лет, женщины – 55 лет;
-дети в случае потери кормильца;
-дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Обращение
за назначением пенсии может осуществиться
в любое время после
Согласно статье 57 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" с 1 января 2000 г. пенсия исчисляется из фактического заработка за любые 6 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 16 лет работы (уплаты страховых взносов) независимо от имеющихся перерывов, с 1 января 2001 г. - за 7 лет подряд из последних 17 лет работы, с 1 января 2002 г. - за 8 лет подряд из последних 18 лет работы и т.д., но не более чем из числа полных лет фактически имеющегося стажа работы. При этом по желанию обратившегося за пенсией месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с поступлением на работу или увольнение учитываются как полные календарные месяцы работы.