Сущность социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - определить сущность социального страхования и его роль в финансовой сфере страны.
Задачами, которые автор ставил перед собой при написании данной работы, являются следующие:
1) рассмотреть особенности социального страхования как части финансов;
2) изучить механизм построения пенсий и пособий;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Экономическое содержание социального страхования………………………5
1.1 Сущность социального страхования………………………………………..5
1.2 Особенности социального страхования как составной части финансов…10
2 Система построения пенсий и пособий в Республике Беларусь……………..14
2.1 Порядок построения пенсий в Беларуси……………………………………14
2.2 Механизм построения пособий……………………………………………..17
3 Перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь….20
3.1 Социальное страхование в стране на данном этапе……………………….20
3.2 Основные пути совершенствования социального страхования…………..23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложение А. …………………………………...……………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

   Для исчисления пенсии выписывается справка  о заработке за определенный период времени.

   В  тех  случаях, когда обратившийся за пенсией проработал менее периода  времени,  за  который  учитывается заработок для исчисления пенсии  (т.е.  в  2000  г.  - менее 6 лет, в 2001 г. - менее 7 лет и т.д.),  в  справке указывается заработок за фактически проработанные календарные месяцы. Коэффициент заработка в 2010 году определяется из заработка за 16 лет подряд из последних 26 лет работы.

   Работникам, занятым на сезонных работах (часть  вторая статьи 53 Закона),  с  1 января 2000  г.  в  справке  указывается  фактический заработок  за  6  полных  сезонов,  с 1 января 2001 г. - за 7 полных сезонов.  При этом  оплата  труда в межсезонный период включается в справку о заработке в общем порядке.

   Пенсия  по возрасту в Беларуси при стаже работы 20 лет составляет 55% среднемесячного заработка. За каждый полный год сверх 20-летнего стажа пенсия увеличивается на 1% заработка. Увеличение производится в пределах 20% заработка.

   Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается  в размере 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемого Советом Министров  Республики Беларусь.

   Механизм  определения заработка для исчисления пенсии, оговорен статьей 56 Закона "О  пенсионном обеспечении". 

   2.2 Механизм построения  пособий 

   Из  средств государственного социального  страхования выплачиваются пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • женщине, ставшей на учет в государственной организации    здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на погребение.

   Кроме того, в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь, за счет средств государственного социального страхования предоставляется один дополнительный свободный от работы день в месяц матери (отцу,  опекуну,  попечителю), воспитывающей (воспитывающему)  ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

   Выплаты по государственному социальному страхованию  производятся лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование. К ним относятся, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и др.

   Порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденный постановлением Совета Министров от 30.09.1997 № 1290.

   Порядок назначения и выплаты пособий  в наиболее общих случаях представлен  в виде таблицы в приложении А.

   Лицам, работающим по трудовым договорам, по гражданско-правовым договорам у  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основе членства в юридических лицах любых организационно-правовых форм (кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств) все пособия назначаются и выплачиваются работодателем, который является плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. 

   Лицам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств; творческим работникам; лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору; священнослужителям; лицам, работающим в религиозных организациях, пособие назначается комиссиями, создаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами, и выплачивается органами по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

   Пособие женщине, ставшей на учет в государственной  организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности имеют  женщины, ставшие на учет в государственных  организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшие их и выполнявшие предписания врачей в течение всего срока беременности.

   Пособия по временной нетрудоспособности назначаются комиссией по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, которая создается плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд в соответствии с Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2006 № 1624 в случае:

     -травмы, не связанной с производством,

     -заболевания или травмы, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ,

     -санаторно-курортного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет,

    -нарушения режима, предписанного врачом,

     -если временная нетрудоспособность наступила в период прогула без уважительной причины,

     -в случае назначения недополученного пособия в связи со смертью получателя его членам семьи.

   Указанной комиссией принимается решение  об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности в  случаях, предусмотренных законодательством.

   Выплата пособий работникам производится в дни, установленные для выплаты заработной платы.

   Если  суммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособия, органами Фонда производится дотация средств на его выплату в установленном порядке.[15]

   Итак, можно сделать вывод, что начисление пособий в нашей стране осуществляется в строго установленном порядке. Лица, нуждающиеся в пособии и имеющие на него право, должны предоставить необходимые документы в органы, выплачивающие пособия.

   Все пособия и пенсии регулируются и  контролируются Фондом социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь и его подразделениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3 Перспективы развития  социального страхования  в Республике Беларусь 
 

   3.1 Социальное страхование  в стране на  данном этапе 

   В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995) государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных законодательством.

   В республике на данный момент действуют три вида социального страхования:

   1. а) пенсионное страхование;

        б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (далее - социальное страхование).

   2. Страхование от безработицы;

   3. Страхование от производственного  травматизма и профзаболеваний.

   Средства  на эти виды страхования образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первому виду страхования взносы платят также и работающие граждане.

   Объектом  для начисления обязательных страховых  взносов являются:

   · для работодателей и работающих граждан - заработная плата и другие выплаты работникам, кроме утвержденного Советом Министров республики перечня выплат, на которые взносы не начисляются; эти перечни утверждены по каждому виду страхования отдельно и несколько различаются между собой;

   · для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.[10]

   Обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний — одна из самых крупномасштабных страховых программ, реализованных в Республике Беларусь.

   Введена она с 1 января 2004 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

   Осуществление данной программы возложено на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»(БРУСП «Белгосстрах». Программа обеспечивает финансовую защиту имущественных интересов застрахованных и иных физических лиц, связанных с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

   Все предприятия в нашей стране обязаны  выплачивать взносы в фонд социальной защиты населения и БРУСП «Белгосстрах» согласно установленным тарифам.

   Фонд  социальной защиты населения образован  в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного  фонда и фонда социального  страхования. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами фонда являются:

   - финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

   - сбор страховых взносов;

   - расширенное воспроизводство средств  фонда па принципах самофинансирования;

   - международное сотрудничество в  области социального страхования.

   Средства  ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

   В 2006 году по трем видам социального страхования суммарный тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями, составлял 35,6 - 39,2%. Представители сферы бизнеса давно поднимают вопрос о снижении нагрузки на фонд оплаты труда, которая, по их мнению, является чрезмерно высокой. Такие страховые взносы влияют на удорожание рабочей силы, а в конечном итоге – на конкурентоспособность продукции. В 2009 году социальный налог был снижен для нанимателей на 1%, но это, безусловно, не облегчило им жизнь.

   Сегодня наниматели обязаны отчислять в ФСЗН 34% от фонда оплаты труда по предприятию и еще 1% в пенсионный фонд с зарплаты каждого работника. В прошлом году размер отчислений на социальное страхование составил 11,3% от ВВП (14,5 трлн. рублей).

   Согласно  законодательству, некоторые категории плательщиков имеют льготные страховые тарифы: работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, члены крестьянских фермерских хозяйств, коллегии адвокатов. Все эти взносы поступают в бюджет фонда социальной защиты населения.

   Доходы  бюджета фонда на 2010 год определены в сумме 17,9 трлн. рублей. Основную долю доходов составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность (17,4 трлн. рублей).

   Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 17,8 трлн. рублей. Основная часть расходов предусматривает пенсионное обеспечение (14,3 трлн. рублей). Расчет расходов произведен исходя из 2,5 млн. получателей пенсии ежемесячно и среднего размера пенсии 471 тыс. рублей.

   На  выплату пособий семьям, воспитывающим  детей, предусмотрено направить 1,3 трлн. рублей.

Информация о работе Сущность социального страхования