Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:21, курсовая работа
Цель данного исследования - определить сущность социального страхования и его роль в финансовой сфере страны.
Задачами, которые автор ставил перед собой при написании данной работы, являются следующие:
1) рассмотреть особенности социального страхования как части финансов;
2) изучить механизм построения пенсий и пособий;
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Экономическое содержание социального страхования………………………5
1.1 Сущность социального страхования………………………………………..5
1.2 Особенности социального страхования как составной части финансов…10
2 Система построения пенсий и пособий в Республике Беларусь……………..14
2.1 Порядок построения пенсий в Беларуси……………………………………14
2.2 Механизм построения пособий……………………………………………..17
3 Перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь….20
3.1 Социальное страхование в стране на данном этапе……………………….20
3.2 Основные пути совершенствования социального страхования…………..23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложение А. …………………………………...……………………………….29
Для исчисления пенсии выписывается справка о заработке за определенный период времени.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией проработал менее периода времени, за который учитывается заработок для исчисления пенсии (т.е. в 2000 г. - менее 6 лет, в 2001 г. - менее 7 лет и т.д.), в справке указывается заработок за фактически проработанные календарные месяцы. Коэффициент заработка в 2010 году определяется из заработка за 16 лет подряд из последних 26 лет работы.
Работникам, занятым на сезонных работах (часть вторая статьи 53 Закона), с 1 января 2000 г. в справке указывается фактический заработок за 6 полных сезонов, с 1 января 2001 г. - за 7 полных сезонов. При этом оплата труда в межсезонный период включается в справку о заработке в общем порядке.
Пенсия по возрасту в Беларуси при стаже работы 20 лет составляет 55% среднемесячного заработка. За каждый полный год сверх 20-летнего стажа пенсия увеличивается на 1% заработка. Увеличение производится в пределах 20% заработка.
Минимальный
размер пенсии по возрасту устанавливается
в размере 25% бюджета прожиточного
минимума в среднем на душу населения,
определяемого Советом
Механизм
определения заработка для
2.2
Механизм построения
пособий
Из
средств государственного социального
страхования выплачиваются
Кроме того, в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь, за счет средств государственного социального страхования предоставляется один дополнительный свободный от работы день в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Выплаты по государственному социальному страхованию производятся лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование. К ним относятся, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и др.
Порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденный постановлением Совета Министров от 30.09.1997 № 1290.
Порядок назначения и выплаты пособий в наиболее общих случаях представлен в виде таблицы в приложении А.
Лицам,
работающим по трудовым договорам, по
гражданско-правовым договорам у
юридических лиц и
Лицам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств; творческим работникам; лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору; священнослужителям; лицам, работающим в религиозных организациях, пособие назначается комиссиями, создаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами, и выплачивается органами по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности имеют женщины, ставшие на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшие их и выполнявшие предписания врачей в течение всего срока беременности.
Пособия по временной нетрудоспособности назначаются комиссией по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, которая создается плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд в соответствии с Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2006 № 1624 в случае:
-травмы, не связанной с производством,
-заболевания или травмы, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ,
-санаторно-курортного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет,
-нарушения режима, предписанного врачом,
-если временная нетрудоспособность наступила в период прогула без уважительной причины,
-в случае назначения недополученного пособия в связи со смертью получателя его членам семьи.
Указанной комиссией принимается решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных законодательством.
Выплата пособий работникам производится в дни, установленные для выплаты заработной платы.
Если суммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособия, органами Фонда производится дотация средств на его выплату в установленном порядке.[15]
Итак, можно сделать вывод, что начисление пособий в нашей стране осуществляется в строго установленном порядке. Лица, нуждающиеся в пособии и имеющие на него право, должны предоставить необходимые документы в органы, выплачивающие пособия.
Все
пособия и пенсии регулируются и
контролируются Фондом социальной защиты
населения Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь
и его подразделениями.
3
Перспективы развития
социального страхования
в Республике Беларусь
3.1
Социальное страхование
в стране на
данном этапе
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995) государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных законодательством.
В республике на данный момент действуют три вида социального страхования:
1. а) пенсионное страхование;
б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (далее - социальное страхование).
2. Страхование от безработицы;
3.
Страхование от
Средства на эти виды страхования образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первому виду страхования взносы платят также и работающие граждане.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:
· для работодателей и работающих граждан - заработная плата и другие выплаты работникам, кроме утвержденного Советом Министров республики перечня выплат, на которые взносы не начисляются; эти перечни утверждены по каждому виду страхования отдельно и несколько различаются между собой;
· для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.[10]
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — одна из самых крупномасштабных страховых программ, реализованных в Республике Беларусь.
Введена она с 1 января 2004 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Осуществление данной программы возложено на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»(БРУСП «Белгосстрах». Программа обеспечивает финансовую защиту имущественных интересов застрахованных и иных физических лиц, связанных с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Все предприятия в нашей стране обязаны выплачивать взносы в фонд социальной защиты населения и БРУСП «Белгосстрах» согласно установленным тарифам.
Фонд социальной защиты населения образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами фонда являются:
-
финансирование расходов на
- сбор страховых взносов;
-
расширенное воспроизводство
-
международное сотрудничество
Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.
В 2006 году по трем видам социального страхования суммарный тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями, составлял 35,6 - 39,2%. Представители сферы бизнеса давно поднимают вопрос о снижении нагрузки на фонд оплаты труда, которая, по их мнению, является чрезмерно высокой. Такие страховые взносы влияют на удорожание рабочей силы, а в конечном итоге – на конкурентоспособность продукции. В 2009 году социальный налог был снижен для нанимателей на 1%, но это, безусловно, не облегчило им жизнь.
Сегодня наниматели обязаны отчислять в ФСЗН 34% от фонда оплаты труда по предприятию и еще 1% в пенсионный фонд с зарплаты каждого работника. В прошлом году размер отчислений на социальное страхование составил 11,3% от ВВП (14,5 трлн. рублей).
Согласно законодательству, некоторые категории плательщиков имеют льготные страховые тарифы: работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, члены крестьянских фермерских хозяйств, коллегии адвокатов. Все эти взносы поступают в бюджет фонда социальной защиты населения.
Доходы бюджета фонда на 2010 год определены в сумме 17,9 трлн. рублей. Основную долю доходов составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность (17,4 трлн. рублей).
Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 17,8 трлн. рублей. Основная часть расходов предусматривает пенсионное обеспечение (14,3 трлн. рублей). Расчет расходов произведен исходя из 2,5 млн. получателей пенсии ежемесячно и среднего размера пенсии 471 тыс. рублей.
На выплату пособий семьям, воспитывающим детей, предусмотрено направить 1,3 трлн. рублей.