Сущность социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - определить сущность социального страхования и его роль в финансовой сфере страны.
Задачами, которые автор ставил перед собой при написании данной работы, являются следующие:
1) рассмотреть особенности социального страхования как части финансов;
2) изучить механизм построения пенсий и пособий;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Экономическое содержание социального страхования………………………5
1.1 Сущность социального страхования………………………………………..5
1.2 Особенности социального страхования как составной части финансов…10
2 Система построения пенсий и пособий в Республике Беларусь……………..14
2.1 Порядок построения пенсий в Беларуси……………………………………14
2.2 Механизм построения пособий……………………………………………..17
3 Перспективы развития социального страхования в Республике Беларусь….20
3.1 Социальное страхование в стране на данном этапе……………………….20
3.2 Основные пути совершенствования социального страхования…………..23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложение А. …………………………………...……………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

   Родоначальницей больничных касс по праву считается  Германия, где они образовались еще  за 30 лет до появления первых касс в России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz стал образцом для подготовки Закона о социальном страховании рабочих на случай болезни, принятого III Государственной Думой 23 июня 1912 г. в России.

   Еще в 1883 г., сразу после принятия das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали формироваться больничные кассы: фабричные, строительные, общинные, местные и др. Опыт их деятельности показал, что крупные кассы несравненно лучше обеспечивают всеми видами помощи своих членов, чем мелкие. Поэтому с 1885 г. начался процесс объединения и централизации больничных касс, их реорганизация в местные (городские) больничные кассы. Наиболее крупными из них были Лейпцигская, Дрезденская, Мюнхенская, Штутгартская.

   У больных имелось право свободного выбора врача из опубликованного кассой списка врачей, работавших с ней по договору.

   В обязанности больничных касс согласно закону входили:

   - предоставление бесплатного лечения; 

   - выплата денежного пособия во  время болезни; 

   - материальная помощь и пособие  беременным и роженицам;

   - пособие на погребение.

   Членам  семей застрахованных предоставлялось  только бесплатное лечение, а также  медицинская помощь беременным и  роженицам. Но большинство касс этим не ограничивались и расширяли свою помощь за счет профилактических мероприятий (санатории, дома отдыха, пансионаты и др.), а также выделяли особые чрезвычайные фонды для помощи нетрудоспособным, создавая таким образом замену отсутствующего страхования по старости и инвалидности. Средства больничных касс составляли: 2/3 - взносы самих рабочих и 1/3 - взносы предпринимателей.

   Изложенные  исторические аспекты формирования и продвижения в практику обязательного социального страхования в различных странах во многом определили его будущее развитие. [6]

   Сфере социальной защиты населения присущи такие термины, как «социальное обеспечение» и «социальное страхование». Термин «социальное обеспечение» появился в обиходе в 1919 г., когда социальное страхование было заменено социальным обеспечением. Последнее носило характер материальной помощи рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым. Расходы покрывались за счет ассигнований из бюджета. По окончании гражданской войны государственное обеспечение было заменено социальным страхованием.

   В дальнейшем в хозяйственной практике эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, а социальное страхование было в ведении профсоюзов и существовали «Фонд социального обеспечения» и «Бюджет социального страхования». В 1964 г. вводится социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 30-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются автономные от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все фонды слились в систему государственного социального страхования.

   В экономической и публицистической литературе термины «социальное обеспечение» и «социальное страхование» нередко отождествляют или, наоборот, считают неоднозначными. Между тем каждый из них несет специфическую смысловую нагрузку.

   Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Социальное обеспечение — это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение осуществляется в формах «социального страхования», «обеспечения» и «попечительства».

   Характерной чертой социального страхования является финансирование социальных выплат за счет взносов. При «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. Форма попечительства представляет финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость. Форма социального страхования является доминирующей в странах рыночной экономики.

   Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать процесс социальной защиты населения, а под социальным страхованием — одну из форм осуществления этого процесса.

   Социальное  страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально  отличают его от государственного социального  обеспечения и личного страхования. Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального страхования в системе управления социальными рисками.

   Государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Страхование отличается от государственного социального обеспечения использованием принципа эквивалентности между индивидуальными взносами в соответствующие фонды и выплатами из них.

   Социальное  страхование отличается от добровольного  личного страхования прежде всего  своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования с помощью методов социального страхования определяются государственной социальной политикой.

   В системе социального страхования  место страхования реализуется  за счет взносов от определенной части  заработной платы работников и фонда  заработной платы работодателей. Причем в одних странах метод страхования  носит накопительный характер, в  других — солидарный. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой ориентируется на величину их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Этот принцип построения системы социального обеспечения во многих странах считается справедливым и одобряется ее участниками. При солидарном характере социального страхования работающие содержат нетрудоспособных.

   Социальному страхованию присущи следующие  признаки:

   1) страховые взносы являются централизованными  доходами государства, так как внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности и порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством;

   2) страховые взносы представляют  обязательный платеж из суммы  сокрытых, заниженных или не внесенных

   в установленный срок платежей, взыскиваются в принудительном порядке;

   3) страховые взносы, аккумулируемые  в специальных фондах, используются  целенаправленно;

   4) страховым взносам присущ возвратный  характер, но возвратность не  адекватна уплаченным суммам;

   5) привлекаемые страховые взносы  обезличены, отсутствует персонификация;

   6) временно свободные средства  могут инвестироваться для получения  дополнительных доходов.

   Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, а в странах с развитой рыночной экономикой и самоокупаемость.

   Система социального страхования может  быть двух видов: государственной и  негосударственной и предназначена  для обеспечения восстановления и сохранения трудоспособности работников; обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой этих обеспечений выступают специализированные фонды денежных средств.

   Итак, социальное страхование представляет собой часть денежных отношений  по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.[17, с. 255-258] 
 

   
    1. Особенности социального страхования  как составной  части финансов
 

   Социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд.

   В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо страховому механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.

   Социальное  страхование представляет собой  не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой.

   В широком понимании как компонент  системы финансов социальное страхование  представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального  дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

   Процесс формирования фондов социального страхования  осуществляется в соответствии с  требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов социального страхования опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.

   Вместе  с тем эти распределительные  отношения обусловлены спецификой социального страхования, проявляющейся  в наличии первичного и вторичного распределения. Первичное распределение  осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций. Вторичное — проявляется при поступлении в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. Определенная часть национального дохода проявляется через отношения по поводу формирования и использования ФСЗН и реализуется в сфере социального обеспечения для поддержки на случай болезни, полной потери трудоспособности, неудовлетворительного материального положения неполных и многодетных семей.

   В узком смысле как элемент финансовой системы социальное страхование  является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и  распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.

   Финансовый  механизм социального страхования  представляет собой порядок и  условия формирования и использования  средств социального страхования  на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными  составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты. Фонды социального страхования - это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.

   Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства. Взносы определяются на основе статистических данных о среднем размере ущерба (потерях заработка) в связи с социальными рисками и соотношении между числом застрахованных и вероятных бенефициаров. При необходимости уровень компенсации, т.е. социальных выплат, корректируется в соответствии с размерами фондов социального страхования и нормативами общественной стоимости труда.

Информация о работе Сущность социального страхования