Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 22:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов и признаков, сущности, с последующим рассмотрением различных точек зрения ученых по функциям налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
* рассмотреть основные виды и функции налогов;
* проанализировать современное состояние экономики Беларуси.
Подгруппу налогов на производство, продажу, перевод, аренду и поставку товаров, и предоставление услуг составляют: общие налоги (5110), которые включают налог на добавленную стоимость, налоги на продажи и прочие общие налоги на товары и услуги; налоги на определенные товары и услуги (5120), которые включают акцизы (индивидуальные), прибыли от фискальных монополий, таможенные и импортные пошлины, налоги на экспорт, налоги на инвестиционные товары, налоги на определенные виды услуг и другие налоги на международные обмены и сделки.
Подгруппу
налогов на использование товаров
или на разрешение, на использование
товаров или осуществление
Следует
отметить, что в отдельных странах могут
устанавливаться налоги и сборы, которые
нельзя отнести к той или иной группе (подгруппе)
по классификации ОЭСР.
3.4
Основные принципы налогообложения [6; с. 14-17]
Впервые основные принципы налогообложения систематизировано изложил Л. Смит, они и сегодня являются основой налоговой системы любой развитой страны - это принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности. Считая налоги покрытием непроизводительных затрат государства, А. Смит этими принципами защищал права налогоплательщиков. Со временем они были дополнены принципами обеспечения достаточности и эластичности (подвижности) налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта обложения, однократности обложения (защиты от двойного обложения).
Принципы организации налоговой системы Республики Беларусь:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика
к уплате налога.
2. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
3.
Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое
4. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
5. Установление налогов не должно ограничивать свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств;
6.
Не должно быть установление
дополнительных налогов или
4 ДИСКУССИОННЫЕ
ВОПРОСЫ ПО ПОВОДУ ФУНКЦИЙ НАЛОГОВ
В настоящее время все еще идут споры о функциях, присущих налогам. Дискуссии касаются количества, состава и трактовки функций. Одни авторы выделяют такие функции, как фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная. Данной точки зрения придерживаются Д.Г. Черник [7; с. 51-53] и Л.В. Брызгалин [8; с.60-65]. Другие настаивают на существовании распределительной и контрольной функций (А.И. Худяков, М.Н. Бродский) [13; с.432], третьи выделяют фискальную и экономическую функции (В.М. Родионова) [14; с.19-21], четвертые - производственную.
Проблема разногласий здесь заключается в смешении двух понятий «функция» и «роль». Эти понятия, конечно, взаимосвязаны, но имеют разный смысл. Важную роль в научных исследованиях играет четкость определений, поэтому сначала рассмотрим и попытаемся разграничить такие понятия, как функции налогов и их роль.
Функция - это внешнее проявление свойств какого-либо объекта (экономической категории) в данной системе отношений. Функция является производной от сущности, которую она выражает. Поэтому налоги показывают: как, каким образом реализуется общественное назначение той или иной экономической категории.
При исследовании вопроса о функциях налог следует рассматривать как обязательный и безвозмездный платеж, который уплачивается налогоплательщиком в пользу государства, абстрагируясь при этом от внутренней структуры налога (субъекта, объекта налога, налоговой базы, налоговой ставки и т.д.). Следует отметить, что функция действует всегда в рамках тех экономических отношений (в данном случае налоговых), которые составляют содержание соответствующей категории. Для функции характерна объективность, постоянство во времени и однозначность. К тому же она связана с назначением налогов, в то время как роль - со значением налогов.
Что же касается роли, то под ней в экономике следует понимать конечные результаты, получаемые вследствие использования функции, действие роли, в отличие от функции, распространяется на объекты, находящиеся за пределами экономических отношений, составляющих данную экономическую категорию.
Для роли характерно непостоянство, изменчивость во времени, многообразие и субъективность. Это связано с тем, что она зависит от многих факторов и обстоятельств, сложившихся в тот или иной период времени (состояние экономики, кто находится реально у власти, лоббирование интересов определенной группы людей, состав кабинета министров, их теоретические познания и практические приоритеты в области налоговой политики и т.д.). Также на нее влияет структура налога (предмет, объект, субъект налога, налоговая база, метод налогообложения, порядок и сроки уплаты налога и т.д.).
Роль может иметь разное значение, характер, направление, разную степень проявления или влияния. Она оценивается с точек зрения разных экономических субъектов в разные исторические эпохи. Роль связана с ценностными суждениями, и поэтому является предметом нормативной экономики.
Государство, устанавливая налоги, может, помимо фискальной цели, преследовать решение каких-то иных задач, тем самым, придавая налогам ту или иную роль. При этом оно не меняет свойства налога, оно пользуется ими, приспосабливая их для той или иной задачи. Оно может сконструировать налог таким образом, чтобы решить ту или иную экономическую или социальную задачу. Так, например, используя прогрессивное налогообложение доходов, государство может способствовать сглаживанию экономического неравенства. Устанавливая равное налогообложение доходов, государство может способствовать дифференциации доходов населения.
Разобравшись с понятиями функции и роли, перейдем к рассмотрению существующих точек зрения на функции налогов. Налоги как экономическая категория представлены отношениями, связанными с принудительным изъятием части доходов юридических и физических лиц для образования доходов государства, поэтому правомерно говорить о существовании фискальной функции. Посредством данной функции реализуется главное назначение налогов: мобилизация финансовых ресурсов государства для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Фиском в Древнем Риме в конце 1 в. до н.э. называлась частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. Отсюда обозначение государственной казны термином «фиск». Следовательно, фискальную функцию можно еще называть казначейской.
Следует отметить, что особых разногласий по поводу фискальной функции нет. Правда, некоторые авторы эту функцию называют распределительной (Л.И. Худяков, М.Н. Бродский), но подразумевают под ней все ту же фискальную функцию и трактуют се как распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в пользу государства путем принудительного изъятия денежных средств у налогоплательщиков [13; с. 65].
Следующая функция налогов, которая отмечается некоторыми авторами, - это распределительная (или социальная). Под ней подразумевается перераспределение общественных доходов между различными категориями населения с целью сглаживания неравенства между ними. Достигается это путем предоставления субсидий или бесплатных государственных услуг в сфере образования или здравоохранения более слабым категориям граждан, а также за счет наложения налогового бремени на более сильные категории граждан. Некоторые авторы приписывают социальную функцию прогрессивному налогообложению доходов.
В данном случае правильно говорить о роли налогов, а не о функции, т.к. речь идет о конечном результате действия (обременительной) функции налога. При этом налог оказывает воздействие на объекты, находящиеся за пределами самих налоговых отношений, а именно на дифференциацию доходов и экономическое положение населения.
Следующая функция, отмечаемая рядом авторов, - регулирующая. О существовании такой функции говорит Д.Г. Черник. Он пишет, что налоги служат механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение производительных сил, ускорение научно-технического прогресса. По его мнению, налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, развитие тех или иных отраслей и регионов экономики. Л.В. Брызгалин выделяет в рамках регулирующей функции стимулирующую, дестимулирующюю и воспроизводственную подфункции.
Как известно, налог, формируя доходы государства, выполняет фискальную функцию. Но это одна сторона медали. Суть второй функции налога (как способа изъятия части доходов экономических субъектов) заключается в увеличении расходов налогоплательщиков. Такую функцию можно назвать обременительной, т.к. налог всегда ограничивает свободу экономического субъекта и ложится тяжелым бременем на него, угнетая его имущество и права. Следует отметить, что такие распространенные явления, как минимизация налога и уклонение от уплаты налога, тоже свидетельствуют об объективном существовании обременительной функции налога. Л. Смит в свое время предельно ясно осознавал обременительную функцию налога, поэтому такое важное значение он придавал принципам налогообложения, При этом он давал рекомендации, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику.
Существует также мнение, что налог выполняет экономическую функцию. Реализуя эту функцию, по мнению ряда авторов, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения.
Ряд
авторов считают, что налогам
присуща также контрольная
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я рассмотрела сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, сделаем некоторые обобщения относительно изученной темы.
Итак,
применение налогов является одним
из экономических методов
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций.