Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 22:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов и признаков, сущности, с последующим рассмотрением различных точек зрения ученых по функциям налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
* рассмотреть основные виды и функции налогов;
* проанализировать современное состояние экономики Беларуси.
Классификация
налогов по использованию.
В зависимости от целей использования выделяются общие и специальные налоги и сборы. Общие налоги - такие, которые используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов. Специальные - это налоги, имеющие целевое назначение.
К
общим налогам относятся налог
на добавленную стоимость, на прибыль
предприятий, акцизы, налоги на имущество
предприятий и граждан, налог
на доходы физических лиц и др. Специальные
налоги служат источником финансирования
проводимых государством мероприятий.
Так, на строительство и содержание автомобильных
дорог общего пользования общегосударственного
и местного значения расходуются средства
дорожных фондов, куда направляются средства
от взимания налогов на пользователей
автомобильных дорог, с владельцев транспортных
средств. Кроме того, к специальным относятся
обязательные страховые взносы, установленные
законодательством: отчисления в Пенсионный
фонд, в Фонд социального страхования,
в Фонд занятости населения.
Классификация
налогов по характеру
установления налоговых
ставок.
По характеру взимания налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода. Прогрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог- такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.
Прогрессивное (перераспределяющее доходы) налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Используются два способа прогрессивного обложения. При первом (простая прогрессия) возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения. Второй способ (сложная прогрессия) предусматривает разделение доходов на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке. В этом случае повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося дохода, а лишь для части, превышающей предыдущую ступень. К наиболее типичным прогрессивным налогам относился личный подоходный налог, взимаемый с граждан. В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.
Регрессивными являются косвенные налоги. Например, государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судебных инстанциях, (берется в убывающем размере в зависимости от степени повышения) искового заявления имущественного характера.
К пропорциональным налогам относятся, например, налог на; добавленную стоимость (10 или 20% в зависимости от вида производимой продукции), налог на прибыль предприятий и др.
К
налогам, установленным в твердой
форме, относятся, в частности; регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью и др.
Классификация
налогов по субъекту
обложения.
Субъектами
налогообложения являются налогоплательщики
- физические и юридические лица. Соответственно
и налоги можно разделить на те, что
взимаются с юридических
лиц, и на те, которые уплачиваются
физическими лицами. Изменяя количество
и ставки налогов, государство осуществляет
свою экономическую политику в области
регулирования процессов накопления капитала,
совершенствования структуры производимого
ВВП и стимулирования развития тех или
иных видов деятельности. Поскольку основная
часть косвенных налогов, уплачиваемых
юридическими лицами, включается в цену
производимых товаров и услуг (акцизы,
НДС, др.), в конечном итоге они оплачиваются
потребителями. К числу основных функций
данной категории налогов относится обеспечение
социальной справедливости в перераспределении
доходов населения.
Классификация
налогов по объекту
и источнику обложения.
Классификация налогов по объекту обложения образует несколько групп: налоги на имущество (с владельцев транспортных средств, на наследство), ресурсные налоги (земельный, лесной,), налоги на доход или прибыль (подоходный, на прибыль), налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации (НДС, акцизы) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (например, лицензионные сборы).
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость) или прибыль (доход). Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству в реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка-формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).
В
зависимости от источника платежа налоги
делятся на включаемые
в себестоимость и уплачиваемые
из прибыли.
3.3 Международная классификация налогов и сборов [4; с.59-65]
В
современных условиях наиболее широко
для международных
Взносы на социальное страхование для целей обобщения статистических данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и другие объединены в группу «Налоги на заработную плату и рабочую силу».
Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы, позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Так, объединение групп «Взносы на социальное страхование» и «Налоги на заработную плату и рабочую силу» может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалования в каждой отдельной стране.
Детальное подразделение налогов на товары и услуги позволяет получить сравнительную информацию по налогам, которые в отдельных странах Западной Европы отличаются традиционной сложностью и архаичностью.
С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ). При практически полном совпадении принципов формирования и названий основных групп (разделов) налогов, классификация МВФ менее подробная (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик.
Сильно отличаются от классификаций ОЭСР и МВФ классификации СНС и ЕСЭИС. Классификация по Системе национальных счетов (СНС) использует подход, очень схожий с рассмотренной выше традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы.
Европейская система экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС) выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.
Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются их задачами: две первые системы подчинены необходимости систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов.
Преимущество систем ОЭСР и МВФ по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в малочисленности групп «Прочие налоги» и «Другие налоги и сборы». Тем самым сгруппированные в разделы и подразделы налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.
К
недостаткам материалов ОЭСР по налогам
можно отнести «запаздывание» публикаций
(временной шаг между истекшим годом и
появлением публикаций может составлять
два-три года) и редкую периодичность изданий
(подробные тематические издания выходят
один раз в пять лет). Однако высокая степень
сопоставимости статистических материалов
не только по странам, но и во времени (результаты,
уточненные по методике ОЭСР, позволяют
вести корректные сопоставления даже
при осуществлении в отдельных странах
коренных налоговых реформ) делает методику
ОЭСР наиболее подходящей для выявления
долгосрочных тенденций в налогообложении.
Виды налогов по классификации ОЭСР
В соответствии с классификацией ОЭСР все налоги подразделяются на следующие группы:
* налоги на доход, прибыль и поступления от капитала (код по классификации — 1000);
* взносы на социальное страхование (2000);
* налоги на заработную плату и рабочую силу (3000);
* налоги на собственность (4000);
* налоги на товары и услуги (5000);
* другие налоги (6000).
Группа налогов на доход, прибыль и поступления от капитала подразделяется на подгруппы: налоги на доход, прибыль и поступления от капитала физических лиц (1100) и на налоги на доход, прибыль и поступления от капитала обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (1200). В каждой из указанных подгрупп выделяются налоги на доход и прибыль (соответственно налоги на доходы физических лиц и налоги на доходы и прибыль обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ) и налоги на поступления от капитала.
Взносы
на социальное страхование подразделяются
на следующие подгруппы: работающих по
найму (2100); нанимателей (2200); работающих
на себя или незанятых (2300).
Под налогами на заработную плату и рабочую силу понимаются налоги, взимаемые с фонда выплачиваемой заработной платы.
Налоги на собственность подразделяются на следующие подгруппы: периодические налоги на недвижимую собственность (4100) — налоги на домовладения и прочие виды периодического обложения недвижимой собственности; периодические налоги на нетто-активы и на собственность (4200) — налоги на недвижимую собственность, принадлежащую физическим лицам и на налоги на собственность корпораций; налоги на наследство и дарение (4300); налоги на сделки с движимым и недвижимым имуществом (4400); непериодические налоги на имущество (4500) — непериодические налоги на нетто-активы и другие непериодические налоги на имущество; прочие непериодические налоги на собственность (4600).
Группа налогов на товары и услуги подразделяется на следующие подгруппы: налоги на производство, продажу, перевод, аренду и поставку товаров и предоставление услуг (5100); налоги на использование товаров или на разрешение на использование товаров или осуществление деятельности (5200); другие налоги этой группы (5300).