Сущность налогов и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов и признаков, сущности, с последующим рассмотрением различных точек зрения ученых по функциям налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
* рассмотреть основные виды и функции налогов;
* проанализировать современное состояние экономики Беларуси.

Файлы: 1 файл

4курсовая налоги.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

   В этих кредитных учреждениях был организован оборот советских денег, значительная часть которых была захвачена фашистами в учреждениях Госбанка, а также поступила в виде налогов и других платежей населения. Через эти банки оккупанты скупали советскую валюту с целью поддержания высокого курса марки на местном рынке.

   Кредиты предоставлялись преимущественно  предприятиям и фирмам, находившимся под германским руководством и занимавшимся эксплуатацией оккупированных земель. Другие заемщики могли получить ссуду лишь по специальному разрешению генерального комиссара, комиссара или бургомистра, да и то не свыше 10 тыс. руб.

   Для того чтобы привлечь дополнительные средства на банковские счета, оккупанты пытались развернуть и сберегательные операции. Населению предлагалось размещать в кредитных учреждениях денежные средства в рублях и карбованцах под 2,5 процента годовых независимо от времени их хранения в банке, которые начислялись только с апреля 1942 года. Однако фактическое аннулирование гитлеровцами довоенных вкладов, а также отсутствие у населения свободных денег не позволили развить эту операцию.

   Для советских граждан, отправленных на принудительные работы в Германию, немцы ввели «сберегательную карту восточных рабочих» («ostarbeiter sparkarte»). Сбережения предполагалось осуществлять в форме сберегательных марок, которые наклеивались на «сберегательную книжку восточных рабочих»  и   пересылались домой. При этом сумма, обозначенная на наклеенных на такой карте марках, засчитывалась вкладчику «в валюте его родины». Однако фактическое отсутствие зарплаты у «остарбайтеров» исключало возможность формирования сбережений таким образом.

   Готовясь  к войне против СССР, гитлеровские   стратеги представляли    себе значительные   трудности,   которые   неизбежно возникнут с обеспечением армии. В этой связи предполагалось широко использовать не только продовольственные и сырьевые, но и финансовые     ресурсы оккупированных территорий для содержания войск, персонала администрации,  полицейских и многочисленных   вспомогательных     служб. За счет финансовых средств   захваченных   земель планировалось погашать   и   государственный долг, который образовался уже на начальном этапе войны. «Из этого положения у Германии есть только два выхода, - отмечалось на одном из совещаний в министерстве по оккупированным восточным территориям. - Увеличить тяжесть налогов в империи или на Востоке? Ответить на этот вопрос можно лишь так - увеличить тяжесть налогов в восточных областях». Одним  из   первых  документов,   регулирующих  механизм взимания налогов в оккупированной  Беларуси, был   циркуляр   «Предварительное постановление о налогах», принятый на основе распоряжения командующего армейской группы средней зоны в октябре 1941 г, В нем определялись следующие налоги:

   * с оборота товаров от 1 % до 60%;

   * с оборота не торгово-промышленных предприятий -10%;

   * с заработной платы -10%;

   * со строений 1% оценочной стоимости;

   * земельная рента по 20 копеек с 1-го кв. м с участков со строениями, по 5 копеек - без строений и др.

   Очевидна  попытка сохранить в определенной степени основы советской налоговой системы с целью обеспечить не только простое, но и расширенное воспроизводство на захваченных землях, где фашисты намеревались обосноваться навечно. Однако характерно, что уже изначально в «Предварительном постановлении о налогах» оговаривалось право органов по экономическому    управлению оккупированных земель - хозяйственной инспекции Митте (Wi-In Mitte) - изменять ставки налогов, разумеется, в сторону увеличения.

   Для выкачивания денежных ресурсов в генеральном округе «Белоруссия» было создано налоговое управление при генеральном комиссаре. В целом тогда собирали два основных налога: государственный и местный. Госналогом облагались государственные и частные предприятия, платившие налог с оборота, с прибыли, подоходный налог. Местный налог платили физические лица.

   18 февраля 1942 г. появилось «Предварительное постановление о налогах» в новой редакции. Согласно дополнению к нему, налог с оборота теперь платили не только «заводы, фабрики и мастерские, но и кустари, ремесленники», выкупавшие патент. Определялись наказания за несвоевременную уплату налогов: пеня 10%, штраф до 100 рублей. При этом бургомистры могли налагать штраф до 4000 рублей, а полевая или местная комендатура - и выше. Действовали и более жестокие, характерные для оккупантов, меры по выколачиванию налогов.

   В июне 1942 г. на население в возрасте от 16 до 65 лет была введена подушная подать. Этот налог был установлен для выравнивания бюджетов волостей, покрытия районных расходов, других нужд и составлял 100-150 рублей в год. За просрочку уплаты подати взималась 10-процентная пеня.

   Тяжким  бременем на белорусское крестьянство легли натуральные налоги. Среднегодовые размеры натурального сельскохозяйственного налога с каждого белорусского крестьянского

   двора на важнейшие культуры были следующими:

   * Зерно, ц. (с га) - 3-4;

   * Мясо, кг. живого веса -250, убойного веса - 150;

   * Молоко, л. (с коровы) -300-400;

   *-Яйцо, шт. (с курицы) -35;

   * Птица, кг.- 6;

   * Мед, кг. (с улья) - 2;

    * Шерсть, кг (с овцы) -1,5.

   При этом за средними цифрами стоял неприкрытый грабеж, проводимый оккупантами в массовом порядке. Возможность свободно реализовать свою продукцию крестьянин получал только с вручением ему так называемой «товарной карты». Как заявляла гитлеровская администрация, она была «свидетельством на право продажи сельскохозяйственной продукции на рынке». После выполнения обязательных поставок сельхозпродукции крестьяне фактически оставались не только без прибавочного, но и без необходимого для существования продукта.

   Определенное  место в системе поборов, проводимых гитлеровцами, должны были занимать страховые взносы «для восстановления нормальной жизни и обеспечения труда». Уже осенью 1941 г. были введены отчисления на социальное страхование. Делались неоднократные заявления о создании страховой кассы. В 1943 году распоряжением гауляйтера генерального округа Белоруссия была определена ставка взноса в фонд социальной защиты в размере 6% от месячного заработка. Но этот фонд так и не заработал.

   Ухудшение положения Германии на фронтах и  в общеэкономической сфере породило дополнительные налоги. В начале 1943 г. был введен специальный  «военный налог», заменивший и объединивший существовавшие прежде натуральные поставки. В счет этого налога крестьянство должно было сдавать мясо, молоко, птицу, мед и шерсть. Размеры поставок абсолютно не зависели от экономического состояния хозяйства. В условиях сокращения объемов аграрного производства и поголовья скота платить налоги становилось все тяжелее.

   Введенный в этом же году «военный сбор» в  денежной форме составлял от 200 до 500 руб. в год на трудоспособного жителя.

   КРОМЕ налогов существовала целая система различных денежных сборов и штрафов. Широкое распространение получил налог на собак, введенный в феврале 1942 г. и доходивший до 100 рублей в год независимо от породы, а также на домашних котов.

   Витебская городская управа ввела сезонный сбор за право косьбы травы по оврагам и откосам, установив следующие тарифы: на лошадь -150 рублей, корову - 100, козу -30 рублей.

   В Могилеве горожане платили, кроме обязательного поземельного налога, за место, где стоял дом - 30 рублей, за окно в доме с южной стороны -15 рублей, с северной - 10, за печную трубу - также 10 рублей.

   При всем этом нельзя забывать о системе массовых конфискаций и реквизиций, которые оккупанты постоянно проводили на белорусской земле. Наряду с вышеизложенными мерами это привело экономику оккупированной республики к полному разрушению. Финансовая и налоговая политика немецко-фашистских захватчиков принесла гражданам Белоруссии разорение, голод и нищету. 

   2.2 Налоговая система РБ в сравнении с другими странами [15; с.14-21]

Прежде  всего обратимся к самому рейтингу. Понятно, что налоговая система -важнейшая составляющая финансовой системы практически любого государства, поскольку налоги -основной источник наполнения казны и, соответственно, государственных расходов. Часть рейтинга налоговых систем, в который вошли показатели по 183 странам мира, согласно данным доклада Всемирного Банка (далее - ВБ) отображена в таблице.

Анализ  показывает, что в первой двадцатке находятся только 5 европейских стран с развитой рыночной экономикой и еще несколько развитых государств других континентов (Сингапур, Гонконг, ОАЕ). При этом большинство стран, находящихся на вершине рейтинга, вполне заслуживают характеристики «налоговый рай», это практически так называемые оффшорные зоны. Их налоговые системы в основном состоят из 1-2 налогов, а периодичность уплаты таких платежей в казну - не чаще одного раза в год. Там, как правило, применяются весьма низкие налоговые ставки, а многие виды доходов и предпринимательской деятельности вообще не облагаются никакими налогами. 
 

Таблица 1

Рейтинг налоговых систем различных стран

    
Страна Место
Великобритания 16
Норвегия 17
Ботсвана 18
Восточный Тимор 19
Вануату 20
Швейцария 21
Латвия 45
Литва 51
Казахстан 52
Россия 103
Беларусь 183
    
Страна Место
Мальдивы 1
Катар 2
Гонконг, Китай 3
ОАЭ 4
Сингапур 5
Ирландия 6
Саудовская Аравия 7
Оман 8
Новая Зеландия 9
Кирибати 10
Кувейт 11
Маврикий 12
Дания 13
Бахрейн 14
Люксембург 15

    В ряде таких государств экономика  построена исключительно на добыче нефти, туризме (островные государства, например, Мальдивы, занимающие первую строчку рейтинга). А низкие налоговые ставки довольно   часто   являются способом привлечения иностранных капиталов в так называемую оффшорную зону. Словом, в определенной мере такие налоговые системы следует рассматривать как источник вывода капиталов или схему ухода от налогообложения в государствах, где налоговое бремя значительно тяжелее. При этом, как правило, небольшие островные государства не отличаются высоким уровнем развития экономики и в целом занимают в основном весьма низкие места в рейтинге ВБ по условиям ведения бизнеса.

    Вывод таков: системы налогообложения многих государств, находящихся на вершине рейтинга ВБ, соответствуют экономической модели государства в целом и поэтому не могут быть примером для развитых государств, которые имеют совершенно иную структуру экономики и макроэкономическую модель.

    Вместе  с тем в первой полусотне рейтинга есть и несколько стран с развитой рыночной экономикой. Среди постсоветских государств в первые 50 лучших вошли Эстония, Латвия и Литва. Казахстан, имеющий, но мнению многих зарубежных экспертов, один из лучших Налоговых кодексов на просторах СНГ, занимает 52 место в рейтинге ВБ, тогда как Россия всего лишь на 103-м месте, а Беларусь - на последнем 183-м.

Информация о работе Сущность налогов и их функции