Сущность налогов и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов и признаков, сущности, с последующим рассмотрением различных точек зрения ученых по функциям налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
* рассмотреть основные виды и функции налогов;
* проанализировать современное состояние экономики Беларуси.

Файлы: 1 файл

4курсовая налоги.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

    С увеличением численности горожан  первое место по величине уплачиваемых в казну пошлин заняли платежи за прописку.

    После Октябрьской революции 1917 г. были предприняты  попытки сформировать новую систему  налогообложения. В период Гражданской войны 1918—1920 гг. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. В 1921 г. в связи с высокими темпами инфляции и обесцениванием денег вводились натуральные налоги и повинности. Во время перехода к нэпу появился промысловый налог с частных, затем и государственных предприятий. В 1922 г. установлено подоходно-имущественное обложение. В отличие от городского населения крестьянство платило продовольственный налог и выполняло натуральные повинности, которые в дальнейшем были объединены в единый продовольственный налог.

    В 1930 г. была проведена налоговая реформа, которая выразилась в упрощении прямых налоговых платежей: налоги предприятий объединились в единый платеж — отчисления от прибыли. Повысился налог с оборота, исчезла рента с городских земель и гербовый сбор.

    Таким образом, развитие налогообложения  с древних времен до наших дней характеризуется многообразием видов, методов и форм взимания налогов. Изучение истории налогов позволяет глубже понять их суть, предназначение, необходимость существования. 

    1.2 Основные теории налогообложения [5; с. 8-11]

    Основные  налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII века и получили в науке наименование «Общая теория налогов», основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

    По  определению, налоговая теория представляет собой ту или иную систему научных знаний о сущности налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

    Одной из самых первых общих налоговых  теорий является теория обмена, которая  основывается на возмездном характере  налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и г. д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между королем и гражданами действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

    В эпоху Просвещения появляется разновидность  теории обмена - атомистическая теория. Данная теория признает, что налог  есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Таких же позиций поддерживались также английский философ Томас Гоббс, французские мыслители Вольтер, Оноре Мирабо.

    В первой половине XIX века появляется теория налога как страховой премии, представителями которой выступали французский политик Адольф Тьер и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох. Согласно этой теории, налог - это страховой платеж, который вносится гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты государства по обеспечению обороны и правопорядка.

    Классическая  теория налогов, представителями которой  являлись английские экономисты Адам Смит и Давид Рикардо, рассматривает  налоги как один из видов государственных  доходов, которые должны финансировать  затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит, предусматривающей удовлетворение индивидуальных потребностей путем предоставления экономической свободы для субъектов. В основу научной теории налогообложения А. Смита легли четыре основных принципа*, которые действуют и в настоящее время:

    • принцип справедливости, в соответствии с которым налогообложению подлежат все граждане соразмерно их доходам;

    • принцип определенности, согласно которому плательщику заранее доводятся  сведения о сумме, способе и времени  уплаты налога;

    • принцип удобства, требующий, чтобы  налог взимался в то время и  таким способом, которые удобны плательщику;

    • принцип экономии, состоящий в  необходимости рационализации системы  налогообложения.

    В XVIII - первой трети XX в. широко использовалась теория экономического либерализма, невмешательства государства в деятельность предприятий и функционирование рынка: предполагалось, что экономика - устойчивая и саморегулирующаяся система. Налоги играли роль источников доходов государства. Кроме теории экономического либерализма широкую известность имела теория трудовой стоимости К. Маркса, в которой акцентировался взгляд на налогах как на орудии эксплуатации трудящихся.

      Третий этап развития налогового  механизма (вторая треть XXв. – XXI в) характеризуется усложнением экономический отношений в обществе. Нарастали объективные циклические процессы, и возникла потребность в корректировке классических учений. Можно выделить два основных направления экономической мысли – кейнсианское и неоклассическое. Кейнсианская теория обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования, в том числе обосновывая необходимость использования фискальной политики и , в частности, налогов для регулирования экономики. Впервые налог рассматривается не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и обосновывается понятие «налоги - встроенные стабилизаторы», с помощью которых можно значительно изменить ход экономического развития. [11; с. 368-369].

    В условиях научно-технического подъема  кейнсианская теория вмешательства  по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития по следующим причинам: 1. инфляция стала приобретать циклический характер; 2. с развитием экономической интеграции стимулирование спроса государством на иностранные инвестиции

    В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм. Теория экономики предложения, сформулированная в начале 80-х годов американским ученым М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лаффером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. При этом высокое налогообложение влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, что в конечном итоге сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения и, вследствие этого, на уменьшение налоговых поступлений [2; с.57, 481, 559]. Теория монетаризма разработана американским экономистом М.Фридманом, который предлагал ограничить роль государства регулированием денег в обращении, т.е. изъятием излишних денег из обращения, если не с помощью займов, то с помощью налогов. Схожесть теорий Дж.Кейнса и М.Фридмана проявляется в том, что посредством налогов происходим уменьшение неблагоприятных для развития экономики факторов. Однако у Дж.Кейнса этим фактором являются излишние сбережения; а у М. Фридмана – излишние деньги.

    Классические  взгляды на налогообложение практически  без изменений нашли отражение в разработках российских ученых. Основоположник финансовой науки России Н. И. Тургенев также тесно связывал возникновение налогов с появлением государства, считая, что налоги вне государства не существуют [12; с.343] . Он считал, что форма государственных доходов меняется во времени, зависит от образованности. Таким образом, большинство налоговых теорий признает налоги в качестве одного из важнейших регуляторов экономических процессов.

    Дальнейшее  совершенствование системы налогообложения  на современном этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, сборов и отчислении, уточнения субъектов налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН 

2.1 Налоги в СССР во время оккупации Германией [16; с.7-10]

   На  захваченной территории СССР оккупанты ввели систему параллельного обращения двух валют - советской и оккупационной. При этом установили явно завышенный курс марки к рублю - 1:10, что почти в пять раз выше довоенного уровня.

   Заработная  плата замораживалась, а когда и выплачивалась, была ниже довоенной. Проводилось жесткое регулирование цен на основные промышленные и особенно сельскохозяйственные продукты. Сообщения об этом регулярно публиковались в оккупационной прессе. Ставилась задача переложить на население военные расходы гитлеровской Германии.

   Определенные  особенности денежного обращения были введены на белорусских землях,   включенных в состав реихскомиссариата «Украина» (южные районы Брестской, Гомельской, бывших Пинской и Полесской областей). С июня 1942 г. эмиссионный банк в Ровно начал  выпуск  новой  валюты - карбованцев номиналом в 1, 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500.

1 карбованец  был равен 1 рублю. 

Населению предлагалось                                                      рис.1

до 25 июля 1942 года

обменять советские деньги

 в  купюрах от 5 рублей и

 выше  на карбованцы.

При их обмене номиналом

более 10 рублей новая валюта

 на  руки не выдавалась,

а зачислялась  на беспроцентный счет

- конто.  Фактически осуществлялась

 конфискация  денег, проходившая

под демагогическими лозунгами:

«Вклад  на конто - сбережения

на будущее», «Контование –

способ  укрепления валюты» и др.

После этой с позволения сказать реформы в обращении остались карбованцы, советские разменная монета и денежные знаки достоинством 1 и 3 рубля, а также оккупационные марки и монеты в 1, 2, 5 и 10 пфеннигов.

   В целях максимального выкачивания  сельскохозяйственной продукции вводились денежные суррогаты типа так называемых «знаков пунктовой стоимости» -талоны на право покупки промтоваров. За сданную немецким заготовителям продукцию крестьянину начислялось определенное количество условных единиц - «пунктов». При достижении их необходимого количества, которое отмечалось в специальной карте, можно было приобрести дефицитные товары по крайне завышенной цене.

   Широко  использовались и реквизиционные расписки государственных кредитных касс, которыми захватчики пытались как-то прикрыть грабеж населения, изымая сельскохозяйственное сырье и продукцию. Они были изготовлены простым типографским способом, с гербовой печатью и надписью «Германские вооруженные силы».

   Эмиссию оккупационных  марок  купюрами  в 0.5, 1, 2, 5, 20, и 50 марок и разменной монетой в 1, 2, 5, и 10 пфеннигов вначале проводили действовавшие на оккупированной территории имперские кредитные кассы, которые входили в систему Рейсхсбанка. При этом ставилась задача, чтобы в оккупированных областях «валюты были достаточно зависимыми от рейхсмарки». Одно из таких кредитных учреждений было открыто в Минске сразу после вступления в город немецких войск. Значительную часть дохода кредитной кассы составляли поступления  от средств,   награбленных оккупантами. К концу 1941 г. число текущих счетов составляло здесь 160, из них 80 - немецких учреждений, на которых находилось около 20 млн. немецких марок. Открытые несколько позже эмиссионные банки рейхскомиссариата «Украина» в Ровно и «Остланд» в Риге проводили массированный выпуск необеспеченных оккупационных бумажных денег для финансирования военных расходов. Этот процесс приобрел особенно значительные масштабы во время широкого наступления советских войск. К началу 1944 г. эмиссия банка рейхскомиссариата  «Украина»  составляла  1 195 млн. марок, а банка «Остланд» -1 099 млн. марок.

   На  базе местных контор и отделений  Государственного банка СССР оккупанты создавали хозяйственные банки. Уже в 1941 году были открыты такие банки в Барановичах, Бегомле, Койданово, Копыле, Логойске, Плещеницах, Слониме, Слуцке, Узде и Вилейке, готовились к открытию - в Глубоком, Ганцевичах, Лиде, Новогрудке. В Минске такой банк пока решили не создавать, полагая, что   достаточно   имперской кредитной кассы.

Информация о работе Сущность налогов и их функции