Сущность и структура бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.
Задачи работы: раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту. Рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета, охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….5
I Сущность и структура бюджета РФ ……………………………………….6
1.1 Сущность и функции бюджета РФ. Элементы бюджета и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации…………..6
1.2 Бюджетная классификация……………………………………………..12
1.2.1 Классификация доходов бюджета………………………………12
1.2.2 Классификация расходов бюджета…………………………….14
1.2.3 Классификация источников дефицитов бюджетов РФ………..16
1.2.4 Классификация государственных долгов РФ…………………..18
II Анализ состава и структуры бюджета Российской Федерации …..…25
2.1. Федеральный бюджет на 2009-2011 гг. ……………………………..25
2.2 Анализ доходной части бюджета …………………………….……..30
2.3 Анализ расходной части бюджета ………………………………….33
2.4 Недостатки Российского бюджета ………………………………….37
III Пути совершенствования государственного бюджета РФ …………39
Заключение …………………………………………………………………….41
Список используемой литературы …………………………………………...42
Приложение ……………………………………………………………………43

Файлы: 2 файла

курсовик!!!.doc

— 466.50 Кб (Скачать)
 

    Совет Федерации на внеочередном заседании 29.09.2009 одобрил антикризисные поправки в федеральный бюджет 2009 года, увеличивающие бюджетные расходы до 24,2% ВВП и дефицит - до 7,7% ВВП.

    Поправки, разработанные правительством РФ, предусматривают  увеличение расходов федерального бюджета-2009 на 152,99 миллиарда рублей, или на 0,4% ВВП - до 9 триллионов 845,2 миллиарда рублей.

    Выступая  на заседании, председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин уточнил, что с ростом расходов увеличивается  дефицит бюджета - до 7,7% ВВП с запланированных ранее 7,4% ВВП. В абсолютном выражении дефицит бюджета в этом году составит 3 триллиона 131,4 миллиарда рублей (ранее - 2 триллиона 978,3 миллиарда рублей).

    Увеличение  расходов связано с учетом планируемых  операций по докапитализации банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) в сумме до 150 миллиардов рублей на привилегированные акции банков, сказал сенатор.

    В соответствии с поправками планируется  перераспределить 141,77 миллиарда рублей из одних статей расходов на другие в связи с экономией средств.

    На  реализацию публичных нормативных  обязательств РФ будет направлено 10,36 миллиарда рублей, на поддержку реального  сектора экономики - 70,88 миллиарда  рублей, на социальное обеспечение  отдельных категорий граждан - 29,44 миллиарда рублей, на покрытие дефицита Фонда соцстрахования - 14,7 миллиарда рублей, на бюджетные инвестиции - 8 миллиардов рублей, еще 8,348 миллиарда рублей - на другие мероприятия.

    Законопроект  предусматривает, что 7,36 миллиарда  рублей будет направлено на выплату  пенсий, пособий и компенсаций гражданам, уволенным с военной службы; 3 миллиарда рублей - на социальную поддержку граждан, подвергшихся радиации вследствие аварий.

    Из 70,8 миллиарда рублей, предусмотренных  на поддержку реального сектора  экономики, 15 миллиардов направляется на взнос РФ в госкорпорацию "Росатом" на приобретение акций ЗАО "Атомредметзолото" и еще 15 миллиардов - на строительство атомных электростанций.

    Кроме того, 15 миллиардов рублей государство  выделяет на взнос в уставный капитал  ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и 13 миллиардов рублей - на увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

    Получит господдержку и агропромышленный комплекс: по словам депутата, более 6 миллиардов рублей будет направлено на проведение закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции, 825 миллионов рублей - на взнос в уставный капитал Россельхозбанка.

    Почти 29,5 миллиарда рублей бюджет выделяет на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, поддержку  вынужденных переселенцев, компенсацию за наем жилья сотрудникам МЧС. 

    Основные  характеристики бюджета по предварительной  оценке за январь – октябрь 2009г рассмотрены  в приложении А. 
 

 

2.2 Доходная часть  бюджета 2009-2011 гг. 

    Доходы  федерального бюджета в 2009 году, по уточненным данным, снизятся на 25% по сравнению с 2008 годом, заявил вице-премьер, министр финансов РФ А. Кудрин

    Кудрин  в очередной раз подтвердил, что  Россия вышла из технической рецессии, о чем свидетельствуют данные Минэкономразвития по очищенному от сезонного и календарного факторов росту ВВП в третьем квартале на 0,6% по отношению ко второму кварталу.

    Доходы федерального бюджета за январь-октябрь 2009 года по предварительной оценке в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов представлены в таблице 2.  

Таблица 2   Оперативная информация об объемах поступлений доходов Федерального бюджета за  январь-октябрь 2009 года (млн. рублей) 

  Прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет на 2009г Кассовое  исполнение за: %  кассового исполнения
9 месяцев октябрь январь-октябрь  
Налоги  и другие платежи, администрируемые Федеральной  налоговой службой 2 610 563,6 2 194 782,2 277 398,7 2 472 180,9 94,7
Налоги  и платежи, администрируемые  Федеральной таможенной службой 3 472 044,0 2 311 867,1 360 142,3 2 672 009,4 77,0
Поступления, администрируемые Федеральным  агентством по управлению государственным  имуществом 35 458,5 22 579,1 2 690,6 25 269,7 71,3
Доходы  федерального бюджета, администрируемые другими  федеральными органами 595 754,9 585 195,1 34 095,0 619 290,1 104,0
Доходы  без учета доходов  от управления средствами Резервного фонда  и Фонда национального  благосостояния 595 754,9 305 517,4 29 459,3 334 976,7 56,2
ИТОГО ДОХОДОВ 6 713 821,0 5 114 423,5 674 326,6 5 788 750,1 86,2
Итого доходов без учета  доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния 6 713 821,0 4 834 745,8 669 690,9 5 504 436,7 82,0
 
 

    В приложении Б приведено сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета 

    Резкое  сокращение запланированных доходов  бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 33-36% (или на 29-32 долларов США) ниже, чем прогнозировалось.

    Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП. Если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 4,2%, а номинальный объем ВВП будет на 24-29% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

                 Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.

    Это отразится и на динамике внешней  торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении увеличится на 7,6% , импорт – на 4,9%.

    Сокращение  доходов федерального бюджета ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

    Согласно  текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики  и благодаря реализуемым Правительством Российской Федерации антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,6%, после чего он будет постепенно повышаться: до 3,0% - в 2011 году  и 4,3% - в 2012 году. Инфляция в следующем году не должна превысить 10%, а в 2012 году - 7%. 

 

      2.3 Расходная часть бюджета 2008-2010 гг. 

    Исходя  из текущей оценки 2009 года, по сравнению  с Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ, расходы увеличились на 2,5 % (до 9,9 трлн.руб.).

    Несмотря  на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной  системы, объем расходов в следующем  году по сравнению с 2009 годом практически  не меняется, а по сравнению с  изначально запланированным Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 433 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,887 трлн. рублей, в 2011 году – 9,390 трлн. рублей, в 2012 году – 9,681 трлн. рублей против 9,931 трлн. рублей в 2009 году.

    В условиях адаптации расходов федерального бюджета к сокращению бюджетных  доходов прогнозируются существенные изменения в их функциональной структуре (таблица 3):

    Таблица 3 Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов 

  2009 2010 Изменение
млрд. рублей Доля  в общем объеме расходов, % (проект), млрд. рублей Доля  в общем объеме расходов, %
в млрд. рублей в %
ВСЕГО 9 931,4 100,0 9 886,9 100,0 -44,5 -0,4
Общегосударственные вопросы 959,3 9,7 1 186,7 12,0 227,4 23,7
в том числе:            
Без расходов на обслуживание государственного долга РФ 756,5 7,6 882,7 8,9 126,2 16,7
Обслуживание государственного долга РФ 202,8 2,0 304,0 3,1 101,2 49,9
Национальная  оборона 1 211,9 12,2 1 253,2 12,7 41,3 3,4
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 006,3 10,1 1 062,4 10,7 56,1 5,6
Национальная  экономика 1 845,7 18,6 1 347,1 13,6 -498,6 -27,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 142,9 1,4 137,7 1,4 -5,2 -3,6
Охрана  окружающей среды 13,3 0,1 12,2 0,1 -1,1 -8,3
Образование 413,1 4,2 398,7 4,0 -14,4 -3,5
Культура, кинематография, средства массовой информации 114,7 1,2 108,2 1,1 -6,5 -5,7
Здравоохранение, физическая культура и спорт 348,2 3,5 332,6 3,4 -15,6 -4,5
Социальная  политика 331,3 3,3 328,7 3,3 -2,6 -0,8
Межбюджетные  трансферты 3 544,6 35,7 3 719,3 37,6 174,7 4,9
в том числе:            
Межбюджетные трансферты

субъектам РФ

1 474,2 14,9 1 123,0 11,4 -351,2 -23,8
Межбюджетные трансферты государственным

внебюджетным  фондам РФ

2 070,4 20,8 2 596,4 26,3 526,0 25,4
 

    Раздел  «Межбюджетные трансферты» сохраняет  первое место по объему расходов и  его доля в общем объеме расходов возрастет за счет роста трансфертов Пенсионному фонду (при сокращении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).

    Доля  расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (101,2 млрд. рублей), бюджетных ассигнований на обеспечение судебной системы (0,6 млрд. рублей), а также на имущественный взнос в государственную корпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. рублей).

    Увеличится  доля расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

    Одновременно  планируется значительное сокращение объема и доли расходов на национальную экономику, что обусловлено сокращением  расходов, предусмотренных на 2009 год в рамках антикризисных мер, а также оптимизацией расходов на реализацию ФЦП и субсидирование экономики.

    Доля  расходов по другим разделам остается незначительной, поскольку в соответствующих  сферах основные полномочия осуществляются региональными и местными органами власти. Снижение доли расходов на образование, здравоохранение и культуру в основном обусловлено оптимизацией расходов на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений и на реализацию ФЦП.

    Во  всех случаях, несмотря на стабилизацию или, в ряде случаев, сокращение расходов по сравнению с 2009 годом, в соответствующих отраслях обеспечивается выполнение социальных обязательств Российской Федерации, оплата труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализация приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

    При этом, по сравнению с 2008 годом в 2010 году наблюдается значительный рост расходов федерального бюджета по всем разделам классификации расходов. 

    Но  необходимо учитывать также, что одним из инструментов реализации федеральной политики являются межбюджетные трансферты другим бюджетам бюджетной системы.  

Таблица 4    Расходы федерального бюджета  по основным функциям с учетом межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (млрд.руб) 

титул.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Сущность и структура бюджета