Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:10, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.
Задачи работы: раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту. Рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета, охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.
Введение ………………………………………………………………………….5
I Сущность и структура бюджета РФ ……………………………………….6
1.1 Сущность и функции бюджета РФ. Элементы бюджета и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации…………..6
1.2 Бюджетная классификация……………………………………………..12
1.2.1 Классификация доходов бюджета………………………………12
1.2.2 Классификация расходов бюджета…………………………….14
1.2.3 Классификация источников дефицитов бюджетов РФ………..16
1.2.4 Классификация государственных долгов РФ…………………..18
II Анализ состава и структуры бюджета Российской Федерации …..…25
2.1. Федеральный бюджет на 2009-2011 гг. ……………………………..25
2.2 Анализ доходной части бюджета …………………………….……..30
2.3 Анализ расходной части бюджета ………………………………….33
2.4 Недостатки Российского бюджета ………………………………….37
III Пути совершенствования государственного бюджета РФ …………39
Заключение …………………………………………………………………….41
Список используемой литературы …………………………………………...42
Приложение ……………………………………………………………………43
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).
Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи
за пользование природными
- налоги
на внешнюю торговлю и
- прочие налоги, пошлины, сборы.
Все
налоги подразделяются, кроме того,
на прямые и косвенные. Прямые налоги
предполагают непосредственное изъятие
части доходов налогоплательщика. К ним
относят подоходный налог с населения,
налог на прибыль корпораций, поимущественный
налог и ряд других. Косвенные налоги –
это налоги, взимаемые в ценах товаров
и услуг. Они включают налог на добавленную
стоимость, акцизы, таможенные пошлины,
фискальные монопольные налоги.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
- доходы
от имущества, находящегося в
государственной и
- доходы
от продажи земли и
- поступления
капитальных трансфертов из
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы
от внешнеэкономической
- прочие
неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
- от нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от
государственных внебюджетных
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства,
передаваемые в целевые
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды:
- дорожные фонды; экологические фонды;
- Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
- Фонд развития таможенной системы РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
- Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
-Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
В
свою очередь подгруппы делятся
на статьи и подстатьи.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
- государственное
управление и местное
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная
деятельность и обеспечение
- фундаментальные
исследования и содействие
- промышленность, энергетика и строительство;
- сельское хозяйство, рыболовство и др.
Разделы
делятся на подразделы. Так, раздел "Международная
деятельность" состоит из следующих
подразделов: международное сотрудничество;
участие в миротворческой деятельности;
реализация межгосударственных договоров
в рамках СНГ; международные культурные,
научные и информационные связи; экономическая
и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Главный
распорядитель средств - руководитель
органа государственной власти РФ, имеющий
право распределять средства федерального
бюджета по подведомственным распорядителям
и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня).
Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.
В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.
В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
В
категорию "Предоставление кредитов
за вычетом погашений" включается
группа "Предоставление кредитов".
Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств.
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Источники финансирования делятся на следующие группы:
- финансирование
дефицита бюджета за счет
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные
ссуды, полученные от
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
- прочие
источники внутреннего
- поступления
от продажи имущества,
- государственные
запасы драгоценных металлов
и драгоценных камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
- кредиты
международных финансовых
- кредиты
правительств иностранных
-
кредиты иностранных
-
изменение остатков средств
-
прочее внешнее финансирование.
Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
- целевые займы и вклады;
- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
- казначейские обязательства;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
- ГКО(государственные краткосрочные обязательства);
- ОФЗ(по
облигациям федерального займа) и
т.д.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Классификация состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие подгруппы:
- кредиты,
полученные от правительств
- кредиты,
полученные от иностранных
- кредиты,
полученные от международных
финансовых организаций.