Сущность и структура бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.
Задачи работы: раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту. Рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета, охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….5
I Сущность и структура бюджета РФ ……………………………………….6
1.1 Сущность и функции бюджета РФ. Элементы бюджета и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации…………..6
1.2 Бюджетная классификация……………………………………………..12
1.2.1 Классификация доходов бюджета………………………………12
1.2.2 Классификация расходов бюджета…………………………….14
1.2.3 Классификация источников дефицитов бюджетов РФ………..16
1.2.4 Классификация государственных долгов РФ…………………..18
II Анализ состава и структуры бюджета Российской Федерации …..…25
2.1. Федеральный бюджет на 2009-2011 гг. ……………………………..25
2.2 Анализ доходной части бюджета …………………………….……..30
2.3 Анализ расходной части бюджета ………………………………….33
2.4 Недостатки Российского бюджета ………………………………….37
III Пути совершенствования государственного бюджета РФ …………39
Заключение …………………………………………………………………….41
Список используемой литературы …………………………………………...42
Приложение ……………………………………………………………………43

Файлы: 2 файла

курсовик!!!.doc

— 466.50 Кб (Скачать)
  2009 2010 (проект)
Всего в том  числе доля  в расходах всего, % Всего в том  числе доля  в расходах всего, %
по  соотв. разделам транс-ферты по соотв. разделам транс-ферты
ВСЕГО 9 931,4 6 386,7 3 544,6 100,0 9 886,9 6 167,6 3 719,3 100,0
Общегосударственные вопросы  968,9 959,3 9,6 9,8 1 196,0 1 186,7 9,3 12,1
Национальная  оборона 1 214,0 1 211,9 2,1 12,2 1 255,2 1 253,2 2,0 12,7
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 034,2 1 006,3 27,9 10,4 1 080,9 1 062,4 18,5 10,9
Национальная экономика 2 238,6 1 845,7 392,9 22,5 1 616,3 1 347,1 269,2 16,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 159,6 142,9 16,7 1,6 144,9 137,7 7,2 1,5
Охрана  окружающей среды 14,0 13,3 0,7 0,1 12,8 12,2 0,6 0,1
Образование 439,5 413,1 26,4 4,4 419,3 398,7 20,6 4,2
Культура, кинематография, средства массовой информации 117,8 114,7 3,1 1,2 110,6 108,2 2,4 1,1
Здравоохранение, физическая культура и спорт  406,7 348,2 58,5 4,1 389,9 332,6 57,3 3,9
Социальная  политика 2 758,2 331,3 2 426,9 27,8 3 164,1 328,7 2 835,5 32,0
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации 579,8   579,8 5,8 496,7   496,7 5,0
 
 

    С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета становится социальная политика (27, 8% от общего объема расходов в 2009 году и 32% в 2010 году).  
 
 

 

    1. Недостатки  Российского бюджета.
 

    Весь  материал (информация), послуживший  источником для этого раздела моей работы взят из тезисов  выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина на пленарном заседании Государственной.  Итак, недостатки федерального бюджета РФ.

    Во-первых, это занижение ряда базовых макроэкономических показателей при подготовке проекта бюджета и, прежде всего цен на нефть, объема ВВП и темпов инфляции повторяется из года в год и то, что это  носит системный характер. Т.е. все всё знают о реальном положении дел,  но очень хочется положительной динамики и перспективы для нашей экономики не так хороши как их преподносят официальные источники.

    Во-вторых, законодательное утверждение бюджета  на три года предъявляет качественно новые требования к точности и обоснованности макроэкономического прогнозирования. Однако подготовленный в Правительстве законопроект о стратегическом планировании до сих пор не внесен в Государственную Думу, так как находится на согласовании в Минфине. На исполнении расходной части бюджета негативно сказывается несвоевременное принятие нормативных актов. Другими словами волокита и огромная бюрократическая машина задерживают принятие правовой и нормативной обоснованности для экономических операций и более полного исполнения Федерального бюджета.

    В-третьих, можно из года в год констатировать недостаточную прозрачность процесса внесения изменений в закон о бюджете. Так, по 7 ФЦП запланированы ассигнования выше, чем в паспортах программ, утвержденных постановлением Правительства. За первые 4 месяца текущего года главными распорядителями было внесено более 5 тысяч изменений на сумму 830 млрд. рублей или 44% от произведенных кассовых расходов. Так, МВД России внесено 153 изменения, Росздравом - 147, Рособразованием - 358. По предложению главных распорядителей в законопроекте предлагается предусмотреть сокращение уже утвержденных в законе о бюджете расходов в сумме 90 млрд. рублей. Примечательно, что такая «экономия» предусматривается, в том числе в таких сферах как ЖКХ - 1,4 млрд. рублей, лесное хозяйство - 0,5 млрд. рублей и среднее профессиональное образование - 0,2 млрд. рублей. Это не  те сферы, где нужно «экономить» бюджетные средства.

    Таким образом, остается множество проблем при исполнении федерального бюджета, и что самое страшное – многие из них носят систематический характер.

 

III  Пути совершенствования государственного бюджета РФ 

    Проблема  нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

    Для обеспечения экономического роста  необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

    1. рост ВВП и продукции промышленного  производства;

    2. прекращение спада сельскохозяйственного  производства;

    3. создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;

    4. снижение налоговой нагрузки  на товаропроизводителей и повышение  уровня собираемости налогов;

    5. рост реальных располагаемых  денежных доходов населения;

    6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

    Приоритетные  задачи финансовой политики:

    1) введение в действие новых  принципов межбюджетных отношений,  усиление координации деятельности  всех фискальных органов, завершение  перехода на казначейскую систему  исполнения бюджета;

    2) увеличение доходной базы бюджетов  за счет собираемости налогов;

    3) совершенствование структуры расходов  бюджетов на основе сокращения  прямых бюджетополучателей и  численности работников бюджетных  издержек, в первую очередь – в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;

    4) существенное укрепление текущего  и последующего финансового контроля;

    5) формирование реалистичного бюджета;

    6) проведение политики на финансовом  рынке, позволяющей преодолеть  последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;

    7) повышение эффективности валютно-финансовых  операций и дальнейшее укрепление  национальной валюты;

    8) усиление страхового надзора  и регулирования рынка страховых услуг.

    Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

    Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных  мер в отношении продукции  наших фирм.

    Необходимо  провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.

    Задача  подъема России напрямую связана  с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома стабильной экономики.

 

      Заключение 

    Бюджет  Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

    Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен  на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый  комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Бюджетная система России остается уязвимой с точки зрения фискальных рисков, в связи с чем необходимо проводить более жесткую бюджетную политику и основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

    Развитие экономики в 2010-2012 годах считаю должно определяться тремя основными факторами:

     - темпами выхода мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы;

    - развитием частных инвестиций;

    - эффективностью мер государственной антикризисной политики.

 

    Список  используемой литературы 
 

    
  1.  Бюджетный  кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2006 г.).
  2. Бюджетная система России. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000.
  5. Финансы: учебник. А.С. Нешитой, М.: Изд/торг/корпорация «Дашков и К», 2008
  6. Современный финансово-кредитный словарь. Под ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002
  7. Финансы и кредит. Учебное пособие. Е.В. Кизиль, Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Литовских, И.К. Шевченко. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  9. Официальный сайт Счетной палаты РФ    http://www.ach.gov.ru/
  10. Официальный сайт «Российской газеты»  http://www.rg.ru/
  11. Сайт новостей «РИА Новости»   http://www.rian.ru/
  12. Сайт Правительства Российской Федерации  http://www.government.ru/
  13. Официальный сайт справочной системы Консультант Плюс http://www.consultant.ru/
  14. Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru/ru/

 

Приложение  А 

Оперативная информация об основных характеристиках  Федерального бюджета  за  январь-октябрь 2009 года (млн. рублей) 

  Утвержденные  бюджетные ассигнования на 2009 год Уточненная роспись (по доходам - прогноз поступлений на 2009 год) Кассовое  исполнение за: % кассового исполнения  к:
9 месяцев октябрь январь-октябрь* годовым бюджетным назначениям уточненной  росписи
ДОХОДЫ 6 713 821,0 6 713 821,0 5 114 423,5 674 326,6 5 788 750,1 86,2 86,2
Нефтегазовые  доходы 2 057 169,7 2 057 169,7 1 995 611,5 295 452,3 2 291 063,8 111,4 111,4
Ненефтегазовые  доходы 4 656 651,3 4 656 651,3 3 118 812,0 378 874,3 3 497 686,3 75,1 75,1
РАСХОДЫ 9 845 217,6 9 931 378,5 6 441 651,2 853 133,2 7 294 784,4 74,1 73,5
Процентные  расходы 196 760,5 202 760,5 146 465,6 3 842,4 150 308,0 76,4 74,1
Непроцентные  расходы 9 648 457,1 9 728 618,0 6 295 185,6 849 290,8 7 144 476,4 74,0 73,4
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) -3 131 396,6 -3 217 557,5 -1 327 227,7 -178 806,6 -1 506 034,3    
ИСТОЧНИКИ  финансирования дефицита федерального бюджета - всего 3 131 396,6 3 217 557,5 1 327 227,7 178 806,6 1 506 034,3    
Источники внутреннего финансирования дефицита 3 307 985,5 3 449 528,0 1 437 720,2 183 503,2 1 621 223,4    
Источники внутреннего финансирования дефицита  
(без учета изменения остатков на счетах)
317 861,7 -1 435 289,6 128 943,2 -156 577,2 -27 634,0    
Сальдо  внутреннего долга: 441 268,7 -201 056,2 190 160,1 71 704,9 261 865,0    
привлечение 642 324,8 0,0 345 003,3 75 815,4 420 818,7 65,5  
погашение государственного внутреннего  долга -201 056,2 -201 056,2 -154 843,2 -4 110,5 -158 953,7 79,1 79,1
Бюджетные кредиты: -137 412,0 -170 918,4 -61 895,9 -16 392,1 -78 288,0    
предоставление -171 016,7 -170 918,4 -82 426,5 -23 109,8 -105 536,3 61,7 61,7
возврат 33 604,7 0,0 20 530,6 6 717,7 27 248,3 81,1  
Поступления от продажи акций и земельных  участков, 
находящихся в государственной собственности
12 000,0 0,0 -11,4 0,0 -11,4 0,1  
Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней (сальдо) 2 005,0 -45 415,0 -28 668,9 -2 351,4 -31 020,3    
-поступления  от реализации 47 420,0 0,0 4 077,4 2 957,6 7 035,0 14,8  
-затраты  на приобретение -45 415,0 -45 415,0 -32 746,3 -5 309,0 -38 055,3 83,8 83,8
Сальдо  депозитов:   -1 017 900,0 -349 284,0 -98 734,1 -448 018,1    
-размещено  на депозиты   -1 017 900,0 -649 284,0 -178 734,1 -828 018,1   81,3
-возвращено  депозитов   0,0 300 000,0 80 000,0 380 000,0    
Курсовая  разница     378 643,3 -110 804,5 267 838,8    
Изменение остатков на счетах ** 2 990 123,8 4 884 817,6 1 308 776,9 340 080,4 1 648 857,3    
- остатки на начало  периода     6 901 024,3 5 592 247,4 6 901 024,3    
- остатки на конец  периода     5 592 247,4 5 252 167,0 5 252 167,0    
Источники внешнего  финансирования дефицита -176 588,9 -231 970,5 -110 492,5 -4 696,6 -115 189,1    
Привлечение кредитов 9 917,5 0,0 1 727,8 0,0 1 727,8 17,4  
Погашение государственного внешнего долга -143 752,1 -143 752,1 -81 034,6 -2 107,4 -83 142,0 57,8 57,8
Иные  источники внешнего финансирования -42 754,3 -88 218,4 -31 185,7 -2 589,2 -33 774,9    
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) -2 934 636,1 -3 014 797,0 -1 180 762,1 -174 964,2 -1 355 726,3    
ВВП 40 420 000,0   28 479 200,0 3 656 000,0 32 135 200,0    
Дефицит/Профицит  к объему ВВП (%) -7,7   -4,7 -4,9 -4,7    
Первичный дефицит/ первичный  профицит   к  объему ВВП (%) -7,3   -4,1 -4,8 -4,2    

титул.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Сущность и структура бюджета