Сущность,структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента государственной макроэкономической политики.
В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи:
- определить сущность, структуру государственного бюджета и главные макроэкономические функции;
- рассмотреть дефицит и профицит государственного бюджета и показать преодоление дефицита бюджета: цели и методы;
- выяснить особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Сущность,структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции…………………………………………… 5
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы………………………………………………….. 8
3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России………………………………………………………. 19
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………... 27
Практикум………………………………………………………………….. 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

1.Сущность,структура государственного  бюджета и главные макроэкономические  функции…………………………………………… 5                 

2. Дефицит и профицит государственного  бюджета. Преодоление дефицита  бюджета: цели и методы………………………………………………….. 8

3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России………………………………………………………. 19

Заключение…………………………………………………………………..25

Список литературы………………………………………………………... 27

Практикум………………………………………………………………….. 28

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что  на сегодняшний день государственный бюджет – это важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный процесс. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит.   Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит.

Целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента государственной макроэкономической политики.

В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи:

- определить сущность, структуру государственного бюджета и главные макроэкономические функции;

- рассмотреть дефицит и профицит государственного бюджета и показать преодоление дефицита бюджета: цели и методы;

- выяснить особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России.

Предметом курсовой работы является государственный бюджет.

Объектом курсовой работы является Российская экономика.

Курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных частей, заключения, практикума.

В первом разделе освещается сущность, структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции. Во втором разделе мы рассматриваем дефицит и профицит государственного бюджета, преодоление дефицита бюджета: цели и методы. В третьем разделе мы определяем особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России. В заключении мы сделали выводы по вышеперечисленным разделам. В практикуме мы решали задачу.

 При написании курсовой работы были использованы работы следующих авторов: В.В Золоторчук, Л.Е Басовский, А.Л Кудрина, А. Селезнева и.т.д.

 В нашей курсовой работе мы использовали следующею литературу: научная литература, периодические издания, использование интернет ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, структура  государственного бюджета и главные  макроэкономические функции

 

Государственный бюджет - это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Через государственный  и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства [5, с. 125].

Использование средств  государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска  средств на конкретные сферы и  мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.

Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет  служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.

Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования [5, с. 139].

Бюджет представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Бюджетную систему составляют [5, с. 141]:

  • Государственный бюджет
  • Местные бюджеты, входящие основной составной частью финансовых ресурсов государства.

Структура государственного бюджета предполагает, очевидно доходную и расходную часть, каждая из них имеет особенности формирования, существует определенное соотношение между доходной и расходной частями. Как правило, они не совпадают, вследствие чего возникает профицит (превышение доходов над расходами) бюджета, или дефицит (в обратном случае).

 Доходная часть бюджета предполагает поступления из различных источников. Наиболее значительной составляющей доходной части в современных условиях являются налоговые поступления (до 80-90 % всех доходов). Кроме того, следует выделить также [10, с. 178]:

- доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, реализации гос. имущества и др.);

- доходы от деятельности государственных предприятий;

- взносы, пошлины, сборы, штрафы, платы за лицензии и другие неналоговые доходы.

В свою очередь, расходы  государственного бюджета также  имеют сложную многоуровневую структуру. Существуют различные классификации бюджетных расходов, можно выделить наиболее общие:

По социально - экономическому назначению бюджетные расходы подразделяются на:

- расходы на оборону;

- на социально- экономические цели;

- на финансирование народного хозяйства;

- на государственное управление;

- на науку и образование и т.д.

По экономическому содержанию бюджетные расходы подразделяются на гос. закупки товаров и услуг, трансфертные платежи и расходы  по обслуживанию госдолга. Последние  возникают как следствие процесса заимствования со стороны государства в случае долговременного бюджетного дефицита. При наличии дефицита государство может сбалансировать доходы и расходы следующим образом [10, с. 118]:

- эмиссионным путем, т.е. просто напечатать на недостающую сумму деньги. Очевидно, что данный способ финансирования дефицита ведет к инфляции и не может применяться постоянно;

- путем долгового финансирования дефицита, когда государство занимает на внутреннем и внешнем рынке либо путем выпуска.

- государственных ценных бумаг, либо путем выхода на внутренний и международный кредитный рынок, получая кредиты как у национальных банков, так и у иностранных банков, международных правительственных организаций, МВФ, Всемирного банка и т.д.

Процесс заимствования  государством имеет свои положительные  и отрицательные стороны и во многом зависит от направления использования заемных средств [10, с. 119].

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

 

 

 

2 Дефицит  и профицит государственного  бюджета. Преодоление дефицита  бюджета: цели и методы

 

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак [10, с. 131].

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами  дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют  использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии  производства. В годы, когда ВВП  и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами  и доходами, растёт дефицит [10, с. 132].

Источники финансирования Бюджетного дефицита

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Источники финансирования Бюджетного дефицита

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние [10, с. 133].

Внутренние  источники:

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;

- бюджетные займы.

Иные источники внутреннего финансирования Бюджетного дефицита:

- поступления от торгово-промышленной деятельности акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

-курсовая маржа по средствам бюджета;

- государственные (муниципальные) ценные бумаги;

- государственные запасы  драгоценных металлов и драгоценных  камней;

прочие источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов.

Внешние источники:

В состав источников внешнего финансирования Бюджетного дефицита включаются:

- средства, поступившие от размещения государственных кредитов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная цена которых указана в иностранной валюте;

- долги иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные долги (заимствования);

- займы кредитных организаций в иностранной валюте;

- прочие источники внешнего финансирования Бюджетного дефицита.

Виды  Бюджетного дефицита

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий [2, с. 200].

Информация о работе Сущность,структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции