Сущность,структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование государственного бюджета как инструмента государственной макроэкономической политики.
В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи:
- определить сущность, структуру государственного бюджета и главные макроэкономические функции;
- рассмотреть дефицит и профицит государственного бюджета и показать преодоление дефицита бюджета: цели и методы;
- выяснить особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Сущность,структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции…………………………………………… 5
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. Преодоление дефицита бюджета: цели и методы………………………………………………….. 8
3. Особенности балансирования государственного бюджета в экономике современной России………………………………………………………. 19
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………... 27
Практикум………………………………………………………………….. 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие Дефицита бюджета. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем [4, с. 68].

Помимо государственных кредитов, источниками финансирования дефицита могут быть долги и займа, полученные от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Факторы влияния

Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной  частей бюджетного фонда:

-Увеличение государственных  затрат на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

-увеличение государственных  издержек на образование и  создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

-увеличение государственных затрат  в военное время или в связи  с социальными конфликтами;

-увеличение издержек, связанных  с развитием рыночной инфраструктуры  в условиях трансформационной  экономики;

-увеличение затрат на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

-сокращение налогов в целях  стимулирования экономического  развития;

-уменьшение прибылей в связи  с ухудшением показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических агентов;

-сокращение выгод из-за низкой  собираемости и др.

В мировой практике различают следующие виды дефицита бюджета [10, с. 134]:

- циклический дефицит госбюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости населения и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в выгодах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования трудоустроенной является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

- структурный дефицит госбюджета – это разность между издержками и выгодами бюджета в условиях полной занятости населения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной Дефицита бюджета и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

- операционный дефицит госбюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного обязательства.

Обслуживание долга (т.е. выплата  процентов по ней и постепенное  погашение основной суммы задолженности - его амортизация) является важной статьей государственных затрат.

- первичный дефицит госбюджета - это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по займу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

- Квазифискальный дефицит госбюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной  деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие [3, с. 432]:

-финансирование государственными  предприятиями избыточной трудоустроенной  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем накопления взаимной займа;

-накопление в частных банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центробанка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих обязательств" (просроченных долговых долгов госпредприятий, льготных займов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти займы, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных займов народного банка;

-отдельные операции, связанные с государственным  обязательством, а также финансирование  национальным банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных займов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); займы вложения инвестиций частным банкам на обслуживание "плохих задолженностей", а также вложение инвестиций резервным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

Профицит бюджета представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования [9, с. 236].

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий  фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений [2, с. 135].

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета  сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу  РФ направляются органом, исполняющим  бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

Преодоление дефицита бюджета: цели и методы

Государственный бюджет должен отражать циклическое движение, экономики. Проводимая государством анти циклическая фискальная политика имеет два неодинаковых результата при формировании результата соотношения выгоды и затраты бюджета. Во время производственного спада в экономике бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо [7].

Это означает, что  при бухгалтерском приравнивании выгод и издержек бюджет сводится с дефицитом — расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы. В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. 

Существенное  превышение прибылей над затратами  является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части выгод на фазе бума способствует уменьшению экономики. Отсюда видно, что если бюджет будет жестко сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую антикризисную политику, которая призвана улучшить экономические колебания. Более того, постоянно уравновешенное соотношение государственных доходов и затрат усилит циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция углубится [6].

Поэтому очевидно, что: ежегодно сбалансированный бюджет не является "нейтральными" по отношению  к экономическим колебаниям; государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицательным — при спаде в экономике производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни союза, увеличением численности государственных служащих, возрастанием издержек на военно-промышленный комплекс и т.д. В результате темпы роста расходов государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для  экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным  дефицитом.

Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита [4, с. 72].

Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы [4, с. 73].

Секвестрование  бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестрования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестрировать невозможно [1, с. 125].

В Соединённых  штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестрования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

Неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в Российской Федерации менее 1%).

Внешний займ — это международный займ, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Они обычно продаются со скидкой номинальной (обозначенной на бумаге) цены, что образует профит владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. С быстрым ростом бюджетных затрат столь же быстро увеличивается внутренний государственный займ [1, с. 126].

В итоге возникает  так называемый эффект вытеснения. С рынка ценных бумаг вытесняются те продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции. Во многих странах Запада в 80-е годы был взят курс на ограничение темпов роста государственных затрат и стабилизацию их уровня в валовом национальном товаре.

С этой целью  свертывались низкоэффективные, мало популярные социально-экономические программы, сокращались военные расходы, проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказалось на снижении дефицита бюджета. Совершенно иные тенденции в последние десятилетия были свойственны бюджетной политике нашей страны [3, с. 438].

Информация о работе Сущность,структура государственного бюджета и главные макроэкономические функции